Современный белорусский пейзаж. Главные идеи и тенденции современного белорусского искусства читать ~7 мин.
В контексте современного искусства, отданного бесконечным экспериментам, белорусские художники воспринимаются чаще всего традиционалистами. В системе визуальных искусств по-прежнему приоритетной остаётся живопись с классической формой картины и характерной для многих авторов фигуративностью. Однако феномен белорусского искусства в том, что традиционная школа не пошла по пути единой для всех классической художественной реализации. Рядом сосуществуют традиционные и новые формы, а также средства художественного языка. Интерес к опыту европейских стран способствовал развитию отечественного искусства в сторону формализации фигуративного направления. Свобода пластического изображения, интерпретация радиционных жанров в русле современных визуальных тенденций – всё это заметно выделяет белорусских художников в мировой художественной общественности.
Современное белорусское искусство вошло в новую стадию развития. Основной проблемой художественной практики второй половины XX столетия стало определение его границ. Однако на вопросы «Что есть искусство?», «Каким должно быть его существование в современном изменчивом мире?» – ещё никто не ответил. Механизмы художественного творчества, закономерности эстетического и внеэстетического восприятия до конца не изучены. Культурный портрет времени ещё только пишется, история создается между эпохами. Сегодня важнейшим из вопросов о границах и логике искусства является вопрос о координатах чувственности, которая эту логику скрепляет. Современному творцу вновь интересен человек, причем человек «по обе стороны полотна».
В этом русле разговор о белорусской живописи как никогда актуален. Идея такой презентации в сегодняшней национальной живописной практике напрямую вытекает из исследований белорусского и европейского искусствоведения, согласно которым современное искусство не может ограничиваться только модерновыми результатами творчества, а свободно интерпретирует без категоричных отрицаний живописное наследие всех времен и стилей. Так живопись наравне с нетрадиционными видами искусства претендует сегодня на ведущую роль в современном творческом процессе.
Очень важно определить, что же собой представляет белорусская живопись нового XXI столетия, какие тенденции характерны для нее. Прежде всего – это утверждение метафоры и концепции, которые приходят на смену тематической составляющей. Современная белорусская живопись стремится воплотить мысль автора. Художников интересуют не столько факты и коллизии реальности, сколько собственное ассоциативное восприятие. Обогащается художественная поэтика, мастер обращается к внутреннему смыслу бытия, психологическому состоянию героя, глубинам его подсознательности, и это требует нетрадиционного подхода к решению полотна или графического листа. Реальные впечатления становятся основой для трансформации действительности, а предметы, архитектурные строения – толчком для фантазии, позволяющей выстроить определенную мизансцену картины.
Сегодня, как и раньше, реальная живопись остается элитным искусством, которое требует от зрителя интеллектуального труда – понимания особенностей пластического языка, определенных душевных устремлений – чувства красоты. Жизненная сила традиций в живописи настолько велика, что её не смогли уничтожить ни социальный заказ в советские времена, ни искушения современного беспредметного искусства. Источник этих традиций – в любви художников к своему краю, его природе, народу. Качественная живопись всегда индивидуальна. В русле традиций при свободном владении всем богатством накопленных художественных средств настоящий мастер всегда открыт в своем творчестве – оно неизбежно выявляет основные черты личности автора, его собственное «лицо», отличить которое от маски, искусственного приёма профессиональному глазу несложно.
Традицию, как и реализм, нельзя трактовать слишком узко («похоже, или нет») или в привязке к некоторым социальным явлениям, чтобы этот термин не потерял ту интерпретацию, которая относится его к аналитическому постижению жизни. К тому же, механизм арт-рынка приводит к преобладанию в информационном пространстве художественных феноменов, более доступных вербальному выявлению. Произведения, которые основываются на традиции в исходном её понимании, очень сложно перевести в словесный ряд. Структурированность живописного образа основана на необычайно сложном языке пластического реализма, что строится на тонких нюансах и соотношениях, досконально определить которые может только взгляд профессионала.
Здесь можно отметить ещё один аспект. В настоящее время размывается представление о том, что есть хорошая живопись, и, соответственно, о критериях оценки художественного произведения. Множество экспозиций в выставочных залах и салонах создают иногда иллюзию доступности живописных работ. Однако там часто встречаются, так сказать, «суррогатные» изделия или работы, которые выходят за границы настоящей живописи. Игнорирование критериев качества было существенным недостатком и художественной инфраструктуры советского периода, и современного арт-рынка, где основную роль часто играют коммерческие интересы или информационное обеспечение проекта, когда предлагается не конкретный объект с его особенностями, а бренд, воплощение которого может быть любым.
Сегодня акцентируется отбор имен авторов и их работ с точки зрения качественного наполнения. Важно рассматривать живопись через призму традиций в соответствии с тем, что понятие традиции обозначает устойчивое стремление людей к сохранению наследия предшественников, раскрытию «археологии» образных архетипов, «кодов» различных слоёв живописного наследия, представлению современного прочтения традиционных живописных жанров, таких как пейзаж, натюрморт, жанровая многофигурная картина, портрет.
Безграничные возможности выразительной проблемной соединённости современной живописи с переживаниями экстравертного (внешнего) и интравертного (внутреннего) мира художника определяются на примере произведений старшего и среднего поколений, большинство представителей которых – признанные мастера национальной культуры. В этом смысле именно они сегодня укрепляют, утверждают, развивают и представляют традиции отечественной культуры своим соотечественникам и международному сообществу. В их работах нет стилевого единства, похожести формы, содержания и пластики. Художников объединяет именно многоликость. А зрителя заинтересует возможность сопоставить, как разные по творческому методу самовыражения художники выявляют и интерпретируют колесо наиболее актуальных событий.
В Москве на всесоюзных выставках студенческих работ белорусский раздел всегда выделялся, ибо представлял технически совершенные, отлично скомпонованные произведения с исключительным чувством цвета и техникой владения рисунком, которые имели ещё и своеобразное национальное звучание. Это определялось и в отсутствии чрезмерной композиционной жесткости, и в непрямолинейном прочтении темы, и в мягкости линий и колорита. Студенческие работы часто побеждали в конкурсах, а сами авторы получали всесоюзные награды и стипендии. Созданная в те времена система преподавания и обучения сохранилась и сегодня. Правда, она не является догмой и меняется под влиянием современных веяний, потребности в некоторых специализациях искусства, актуальности определенных его направлений. Но база, основа – академический рисунок, реалистичность традиций, мастерство, прежде всего, воспитание свободы в использовании технических средств на пользу основной высокой художественной идее, в конце концов, воспитание индивидуальности художника – остались прежними.
И это очевидно проявляется в творчестве лучших белорусских живописцев, которые занимаются творческими экспериментами, не стремятся к литературно оправданному сюжету, совмещают в одной работе разные пластические приёмы, заимствования и реминисценции. Многие из них свободно трансформируют фигуративное творчество, используя, как новые, так и классические изобразительных средства. Язык их искусства отличается своей пластичностью. Он сохраняет традиции академического мастерства, но вместе с тем авторы стремятся творчески переосмыслить опыт прошлых поколений экспериментируют с новейшими технологиями и материалами, при этом больше внимания уделяют расширению образного понимания произведения посредством знаков, символов. Многим композициям подсказывает сюжеты национальная и историческая тематика.
Художники предлагают своё прочтение традиционных живописных жанров. Пейзаж представляется и как условное воплощение реального познавательного пространства, и как сложная система знаков и символов. Но средства, которыми авторы передают отношения существующего окружающего мира и воображаемого – необычайно разнообразны. Каждый из художников исследует наиболее близкий для него элемент изобразительного искусства, безусловно, не мешая другим интерпретировать пространство и форму, строить собственный мир через сложные композиционные приёмы, осмысливать окружающую среду через фактуру и пластику материала. Живописные композиции сложные по фактуре и цвету, познавательные по авторской пластике, рассудительно-философские и глубоко ассоциативные. Реминисценциями прошлого века воспринимаются произведения, построенные на цитировании работ именитых художников.
Активно включается в общий художественный процесс и молодежь. Молодые живописцы используют разнообразные техники, испытывая при этом себя и зрителей, строят собственную реальность независимо от большей или меньшей степени условности пластического языка.
Комментирование недоступно Почему?