Толерантность: межкультурный диалог читать ~2 мин.
На протяжении XX века мир не только изменился до неузнаваемости, но и стал гораздо больше: теперь за 3-8 часов можно прилететь едва ли не в любую точку «выросшего» мира. Границы осваоения мира человеком расширились, только вопрос, что делать с этим миром, особенно при встрече с другим человеком, остается открытым. Такая часть истории, как геноцид в Руанде, Нанкинская резня, Холокост – этот список можно продолжать, показывает крайние следствия того, что происходит, когда один человек, одна нация считает свои взгляды, веру, культуру более привилегированной. В рамках всепоглощающей глобализации и всё разрастающихся межкультурных конфликтов решение этой проблемы лежит, в первую очередь, в зоне ответственности каждого индивидуума.
В прошлом столетии слово «толерантность» вошло во многие словари общеупотребительной лексики и все толкования сходятся в том, что это, в первую очередь, терпимость. Несмотря на кажущуюся простоту, проблема толерантности, как и другие этические проблемы, гораздо сложнее. Абсолютной истиной в данном вопросе выступает, разве что, только право человека в любой точке полушария на физическое существование и культурное развитие. Первоначально понятие «толерантности» и означало принятие «инаковости» человека другой нации, культуры, вероисповедания.
Русский философ В. А. Лекторский выделил 4 возможных понимания толерантности:
- как безразличие к существованию других наций, мировоззрений, вероисповеданий и так далее;
- как невозможность достижения понимания, а значит и взаимодействия;
- как снисхождение; лучше всего это понимание демонстрирует формула «признаю существование другой системы ценностей, но есть моя и она ближе к истине»;
- как расширение собственных границ, диалог и сотрудничество.
На последнем значении остановимся подробней. Другой русский философ, М. М. Бахтин, заострил внимание на диалогичности, каждому человеку путь к миру и гармонии. Сознание человека изначально диалогично (взять хотя бы моменты, когда мы ругаем или хвалим сами себя), открыто сознанию другого человека. Античный диспут не начинался до тех пор, пока каждый участник не пересказывал позицию оппонента и последний не соглашался. Люди обладают языком – блестящим инструментом освоения не только окружающей действительности, но и понимания. Вполне возможно, что именно благодаря нему мы можем поставить себя в позицию другого. Именно это стремление породило искусство и философию.
Вячеслав Кантор выразил убеждение, что «только на синтезе толерантности и безопасности можно получать синергию’.
Через такое общение человек не может потерять идентичность, но делает свой мир больше через инобытие. Только постоянные коммуникации с сознанием другого, активное стремление понять его может называться толерантностью и занимать своё почётное место в системе непреложных моральных ценностей.
Алексей Гримлин
Комментирование недоступно Почему?