Художник Александр Шилов читать ~13 мин.
В Лихов переулок, где прошло его бедное послевоенное детство, Александр Шилов приходит нечасто. Редкие воспоминания той поры согревают душу. И все же именно оттуда, из детства, берет начало эта удивительная история. По радио передали, что в Австрии на Всемирном конкурсе детского рисунка первую премию получил Сережа Шилов. Это событие буквально перевернуло сознание Саши: если брат может, почему не может он? Ведь он тоже рисует.
Это было в 1957 году. Ровно сорок лет спустя в самом центре Москвы открылась Государственная галерея Александра Шилова.
Наследник Брюллова
Здания галереи на Знаменке уже стали частью привычного облика Москвы. Сегодня, чтобы обойти все залы, понадобится немалый запас времени. Ведь количество живописных и графических работ перевалило за тысячу. А двадцать лет назад коллекция, подаренная художником городу, насчитывала 355 произведений.
Передаче картин предшествовало соответствующее постановление Госдумы, за которое единогласно проголосовали народные депутаты. Так родилась Государственная галерея, носящая имя автора картин, по сей день передающего в дар столице все свои лучшие работы.
Когда в 1821 году императорский статс-секретарь Петр Кикин вместе с князем Гагариным, графом Дмитриевым-Мамоновым и другими меценатами основывали в Петербурге Общество поощрения художников, они вряд ли задумывались над тем, что их деяние не только даст мощный толчок тогдашней российской живописи, но и блестяще отзовется через два столетия в творчестве Шилова.
А в то время первыми, как тогда говорили, пенсионерами стали Александр и Карл Брюлловы. Общество отправило их в годовое путешествие по Италии с целью изучения лучших мировых художественных образцов и совершенствования собственного мастерства. Карл Брюллов вернулся из поездки уже «Великим Карлом». Его «Последний день Помпеи» стал, по сути, началом русской живописи.
Через итальянскую школу благодаря обществу прошли и другие гении русской классической живописи. Именно работы этих мастеров потрясли молодого Сашу Шилова, когда мама впервые привела его в Третьяковскую галерею.
Первые годы жизни художника прошли в Лиховом переулке. Воспитывали Сашу мама да две бабушки. Спустя годы к счастливым воспоминаниям о детской поре всегда будет примешиваться горечь от пережитой в ту пору нужды. Первый трудовой опыт был связан отнюдь не с живописью. Грузчику мебельной фабрики пришлось таскать кое-что потяжелее мольберта.
Работа на мебельной фабрике отнимала все силы. Но куда тяжелее самой работы была мысль: неужели я так и останусь навсегда грузчиком? Между тем, в жизни Саши Шилова это был решающий период. Бросить фабрику, чтобы сосредоточиться на поступлении в Суриковское училище, он не мог. Надо было на что-то жить. Изо дня в день, скинув одежду грузчика, он брал в руки карандаш или кисть и рисовал.
Очень рано Александр Шилов стал относиться к своему таланту как к средству служения другим и воздаяния благодарности близким ему людям. Это трепетное отношение к старикам зародилось у Саши в детстве. Оно проросло из благодарности к родным людям, готовым пожертвовать чем угодно, чтобы он не испытывал нужды и лишений.
Блистательно владея кистью, Шилов мог бы сам выбирать творческий метод и объекты будущих полотен. И он делает выбор: пишет портреты пожилых людей. Его талант и вдохновение тянутся к простым одеждам и старческим морщинам.
«Не следует зарекаться от бедности и одиночества» – эту заповедь нельзя не прочесть, глядя на выразительные образы. Когда-то простой человек еще мог стать героем экрана, литературы и живописи, но с начала девяностых их сменили другие герои. Известность и талант Шилова, его принципы не позволили предать окончательному забвению людей отверженных, практически вычеркнутых из современной культуры.
Он начал писать портреты стариков с той поры, как только почувствовал в себе настоящее мастерство. И делает это по сей день.
После изостудии дома пионеров до поступления в училище прошло семь долгих лет. Свое дарование Александр совершенствовал самостоятельно, постоянно рисуя друзей, знакомых и соседей, делая графические копии знаменитых портретов.
Ежедневно Галерею Шилова посещают сотни людей. Большинство стремится сюда в поисках гармонии, идеала. Порой же людьми движет просто любопытство. Ходят по залу и пытаются разгадать самого художника. Ищут символическое в предметах, деталях.
Кто же кроме автора имеет право настаивать на особом отношении к каждому своему герою? Но их всех, таких разных, с биографиями и судьбами, которые смогли пересечься только здесь лишь благодаря осознанному или неосознанному выбору художника, объединяет главное: на полотнах Шилова они чуть ближе к идеалу. Если угодно, чуть ближе к тому образу, который имел в виду Господь в каждом отдельном случае.
И не имеют значения ни возраст, ни социальный статус. Не стоит садиться к холсту, если не знаешь, почему необходимо донести до сердца зрителя именно эти черты и этот характер. Таков принцип художника.
Стоит ли говорить, что у каждого героя портрета со скрупулезно, мастерски прописанными чертами лица, деталями одежды, аксессуарами, интерьером есть своя судьба. Иногда это легкая романтическая история, а порой житейская драма.
Все как в жизни, только по сравнению с той хроникой и обыденностью, что остались за окнами галереи, здесь, в этом мире, все более красочно и возвышенно.
Когда предстоит интересная работа, Шилов ложится спать только с одной мыслью: поскорее бы проснуться.
Такие ночи выдались у художника, когда он работал над картиной «За Веру и Отечество». Героиней портрета стала матушка Адриана – женщина с уникальной судьбой. В годы войны она была разведчицей и совершала подвиги, которым позавидовали бы и мужчины.
Художник и сам не заметил, как на смену испытанию бедностью однажды пришло совсем другое. Все началось тогда, когда в Суриковском училище он стал склоняться к жанру романтического реализма – вопреки официальному методу соцреализма, сквозь который пробивались ростки импрессионизма, авангардизма, абстракционизма.
Новыми веяниями были увлечены многие преподаватели училища. Сам Шилов никогда не считал нужным скрывать свое отношение к другим направлениям живописи. Импрессионизм и прочие новомодные «измы» он не признает.
За свое убеждение и приверженность романтическому реализму, классической манере письма ему пришлось дорого платить. После двух лет обучения преподаватели отказывались брать студента Шилова в свою группу, занижали ему оценки. Ему едва ли не объявили бойкот. Но Александр Шилов не изменил себе.
В 1972 году начальник Центра подготовки космонавтов Владимир Шаталов пригласил студента Шилова в Звездный городок поучаствовать в создании галереи портретов первых космонавтов. До сей поры художник с благодарностью вспоминает об этом. После создания цикла он награждается премией Ленинского комсомола. И с той поры судьба уже несла Александра Шилова навстречу самому серьезному испытанию.
Он выходил из тени и получал признание публики. Это была первая ступенька к славе.
Пройдет всего несколько лет, и молодому художнику доверят представлять Советский Союз во Франции. Это будет первая международная выставка картин Александра Шилова. Немало повидавшие парижане с восторгом встретят талантливые и понятные произведения. Обращаясь к художнику, знаменитый поэт и прозаик Луи Арагон скажет: «Вы сохранили реалистическое искусство для Европы».
Мало кому известно, что вначале под Галерею Шилова были отведены три зала на территории Кремля. Однако режимный объект едва ли отвечал важному критерию: доступности для почитателей творчества художника. Тогда руководство города предложило особняк архитектора Тюрина на Знаменке, возведенный в 19 веке как раз под картинную галерею.
Судьба страны в лицах
31 мая 97-го галерея распахнула двери. К тому времени популярность мастера была настолько высока, что это было и естественным, и беспрецедентным событием одновременно. Казалось, вся Москва собралась в этот день на Знаменке. Был ли счастлив сам Александр Шилов в эти дни? Чтобы разобраться в чувствах художника, следует знать, какая драма предшествовала этому жизненному этапу. Не сойти с ума, не спиться, не впасть в депрессию после такого удается далеко не каждому. Умерла шестнадцатилетняя дочь Маша.
После этого художник начал выпивать и практически забросил работу.
В дни, когда отца и всех близких еще не покидала надежда, руку протягивали многие даже не очень близко знакомые люди. Когда Маша находилась на лечении в Австрии, на связь с Александром Шиловым неожиданно вышел Мстислав Ростропович. Это участие в судьбе дочери спустя годы вызывает у художника чувство благодарности. Постепенно он вернулся к работе.
В галерее несколько портретов Марии Шиловой. Но тот, где она в розовом воздушном платье, как будто освещает зал особым неземным светом. Можно заметить, как люди часами стоят у портрета, вглядываясь в черты лица и буквально осязаемые складки платья. Уж если говорить о душе и сердце художника, так они, без сомнения, здесь, на портретах дочери. Эти портреты очень личные, а потому могли бы остаться в коллекции самого Александра Шилова. Но волей художника эти произведения стали достоянием государства.
В 1980 году Александр Шилов, наверное, первым из советских художников за послевоенный период был отправлен на стажировку в Италию. Как когда-то Карл Брюллов, с которым у художника Шилова несомненное внешнее и духовное сходство. Италия потрясла Александра на всю жизнь. Он бродил по тем же улицам Венеции, Флоренции, Рима, где бродили его великие предшественники, и не уставал восхищаться вечной красотой, которую оставили миру гении Возрождения. Он вообще считает, что все красивое в мировом искусстве проистекает из переработанных итальянских образов.
Музыка, архитектура, живопись и поэзия – вот то, что испокон веков формировало душу человека, пробуждало в нем чувство прекрасного. И нет ни одного другого предмета, способного взрастить эти качества с юных лет.
Были времена, когда люди с недоверием относились к воспроизведению своего образа, будь то деревянная или каменная скульптура, нарисованный карандашом или кистью портрет или даже фотография. Было распространено мистическое предположение, что на портрете остается частичка души, которая позже уже неподвластна своему владельцу. Немало произведений мировой литературы посвящено как раз влиянию портрета на судьбу персонажа.
Но, похоже, никто не взялся исследовать, какую часть своей души оставляет на холсте художник. Да и не только душу. При работе пастелью Александр Шилов оставляет на портрете частички своей кожи, до крови стирая кончики пальцев. Кропотливая и сложнейшая техника пастели сегодня практически утрачена. А когда-то ею блистательно владели Лиотар, Розальба Каррьера, русские живописцы Левитан, Щербаков, Лактионов.
Из наших современников никто не достиг такого совершенства в этом искусстве, как Александр Шилов. В ряду мировых шедевров пастели – портрет Машеньки Шиловой, созданный мастером в 1983 году.
В 2009 году Галереи Шилова предстояло раздвинуть свои пределы и перенести часть коллекции в отремонтированные помещения в соседние здания на Знаменке. Реконструкция требовала привлечения к работе не просто профессионалов, а строителей и инвесторов с высочайшей квалификацией и ответственностью.
Тем не менее, сам художник вникал в каждый этап ремонта настолько, что буквально превратился на это время в прораба. Он лично решал все хозяйственные вопросы. Когда же все было позади, однажды признался, что это была настоящая битва, которая стоила ему нескольких лет жизни.
Заглядывая в душу своим героям, Александр Максович невольно обнажает свою собственную. Все его чувства, страсти, предпочтения – как на ладони. Он знает об этом и настаивает на своем миропонимании. И самым важным здесь является восстановление социальной и исторической справедливости. Художник не только возвращает понятиям «героизм», «подвиг», «слава» их забытые значения, но и совершенно иначе распределяет места на общественном пьедестале. В особом мире Шиловской галереи ветеранам почет и уважение каждый день, а не только 9 Мая. Сам автор готов с восхищением рассказывать о подвиге каждого своего персонажа. Один из них Геворк Вартанян – разведчик, ставший прототипов главного героя киноленты «Тегеран-43».
В галерее более тридцати портретов героев Великой Отечественной. В ноябре 2005 года была закончена работа над портретом легендарной летчицы Надежды Поповой. Она воевала в составе бомбардировочного ночного женского авиаполка. Именно этих знаменитых девушек-летчиц фашисты величали «ночными ведьмами». Всего она осуществила более 850 боевых вылетов.
Где же та искра, которая делает человека героем? И можно ли уловить ее свечение, глядя на портрет? Ведь художник ничего не меняет ни во взгляде, ни в пропорциях тела, ни в осанке, чтобы показать – вот он, герой, богатырь, сверхчеловек. Он такой же, как каждый из нас. Снимет военную гимнастерку с орденами, и его затолкают где-нибудь в метро или магазине. Это поколение не учили сражаться за место под солнцем в мирной жизни. В этом их слабость и сила.
Уникальность галереи в том, что портреты важных персон соседствуют с образами простыми и безвестными. На полотна Шилова нет входа по спецпропускам. Самих ветеранов, ставших героями портретов, даже смущает обрушивающаяся на них справедливость. А посетителям галереи передается какое-то библейское ощущение равенства людей.
Признание никогда не обходило Александра Максовича стороной. Еще в 1985-ом он стал народным художником СССР. С 2001-го является академиком РАХ. Его имя носит одна из планет.
На рубеже столетий трудно разделить поколения. Все мы, конечно, живя в 21 столетии, проросли из века двадцатого. Под сводами Шиловской галереи день ото дня пытаются соткать эту тонкую материю уважения и взаимопонимания. Между стариками и молодыми, бедными и богатыми, счастливыми и не очень.
Подлинное искусство – это то, что волнует всех – и крестьянина, и президента. Таково кредо художника. Наступил день, когда сам Владимир Путин подтвердил это, пройдя по залам галереи и оставив запись в книге отзывов.
Сам автор утверждает, что в каждом портрете можно уловить его отношение к герою или героине. Но все-таки портрет – не шарж, и часто воображение зрителя берет верх над его проницательностью. Так, множество прекрасных портретов служителей Церкви ничуть не свидетельствует о набожности художника. Для Шилова всегда важнее личность, характер его героя. Если же говорить о священнослужителях, то здесь по праву особое место в жизни и творчестве художника занимал Владимир Родзянко, епископ Православной церкви в Америке.
Почти с первых дней в галерее проходят камерные творческие вечера. Под сводами зала звучат голоса выдающихся певцов и музыка лучших исполнителей.
Имя мастера, его известность привлекают в галерею отнюдь не только поклонников. Есть те, кто приходят сюда с предубеждением, но, к чести своей, не считают возможным рассуждать о творчестве Александра Шилова по слухам и газетной критике. Как правило, такое посещение оказывает сильнейшее эмоциональное, эстетическое впечатление и производит переворот в сознании. Между тем, художник не считает нужным переубеждать оппонентов в дискуссии. Куда очевиднее говорят сами картины.
Статью подготовил Вадим Иванов, менеджер сайта it-will-help.com
Комментирование недоступно Почему?