Мария Санти: Художники-убийцы читать ~3 мин.
Мифы живучи. Художники представляются зрителю то отшельниками, то пророками, то бесполыми ангелами. Перечислим тех гениев, к которым вы не повернулись бы спиной.
1.В моей коллекции художников-убийц Жак Луи Давид замечателен тем, что убивал росчерком пера. Заседая в конвенте, подписывал указы. В том числе голосовал за казнь короля.
Жак Луи Давид. «Автопортрет». 1794.
2. Орест Кипренский, многообещающий выпускник Академии художеств, снимал жилье в Риме. У него служила итальянка, у которой была маленькая дочь. Женщина была уборщицей и прачкой, и кухаркой, и музой. Однажды её нашли мертвой. В тот же день обнаружили труп жившего неподалеку сапожника. Жертвы были любовниками. И хотя служители закона не нашли причин сажать Кипренского в тюрьму, соседи подвергли его остракизму. Подростки кидали в него камешки и кричали:
- Убийца! Убийца!
Кипренский скитался, пока не осел в Москве. Много лет он присылал небольшие суммы, которых было достаточно для содержания в монастыре осиротевшей девочки. Когда она достигла совершеннолетия, приехал и женился на ней. У бесприданницы не было особого выбора.
Молодые жили в Италии, не ладили, жена пилила мужа. Скоро он запил и, сгорев за несколько лет, умер. Она продала России все картины, включая свой детский портрет.
Орест Адамович Кипренский: Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819.
3. Бенвенуто Челлини любил не только вонзить нож в ближнего, но и прихвастнуть победой. Сражался один против пятерых! И не просто так, а с великой ловкостью!
“Я с великой ловкостью подошел к нему с большим пистольским кинжалом, и, когда я ударил наотмашь, думая начисто перерубить ему шею, он точно так же очень быстро обернулся, и удар пришелся в конец левого плеча и расколол всю кость; вскочив, выронив шпагу, вне себя от великой боли, он бросился бежать; я же, следуя за ним, в четыре шага его настиг, и, подняв кинжал над его головой, а он сильно нагнул её, кинжал пришелся как раз между шейной костью и затылком, и в то и другое так глубоко вошел, что кинжал, что я, как ни силился его вытащить, не мог; потому что из сказанного дома Антеи выскочило четверо солдат, держа шпаги в руках, так что я вынужден был взяться за свою шпагу, чтобы защищаться против них”.
(с) «Жизнь Бенвенуто Челлини, им самим рассказанная»
4. Гойя убил на дуэли одного парня, а потом бродяжничал с труппой матадоров. Взлет карьеры художника начался после того, как он женился на дочери придворного художника Франсиска Байеу.
5. Караваджо был знаменит разбоем ещё при жизни. Если лез в карман, то не за словом, а за ножом.
Например, для вдохновения при работе над полотном «Воскрешение Лазаря» ему выкопали покойника. Натурщики возмутились и не хотели держать мертвеца!
Художник достал нож и пригрозил отправить их в свежераскопанную могилу.
Результат перед вами.
Микеланджело Меризи де Караваджо. «Воскрешение Лазаря». 1609.
Бонус-трек. По слухам:
6. Ходили слухи, что Микеланджело убил натурщика, чтобы достовернее показать муки умирающего Христа. Мне кажется, что Микеланджело мог прикончить подчиненного только за дерзкий взгляд. Вспомните об отсутствии элементарных основ защиты труда и том, что в натурщики шли не от сытой жизни. А мастер тяжелого характера Буонаротти только буркнул бы, что того требовало искусство.
7. Тициан царил в Венеции. Его трон стоял на болотистой местности переменчивых симпатий заказчиков. Конкуренция нарастала каждый год. Молодой художник Порденоне соперничал открыто, и ему случалось перехватывать заказы мастера. Поэтому, когда
соперник внезапно и скоропостижно умер, все друзья художника обвинили Тициана в отравлении.
Кто хочет услышать ещё больше историй от автора статьи, приходите на лекцию-обсуждение «Насилие в искусстве» в пятницу 30 января в 19-30. Цену и место проведения можно узнать в группе автора http://fb.com/proiskusstvo и по телефону +7 (968) 434-24-61.
Комментирование недоступно Почему?