СУРИКОВ Василий - Боярыня Морозова
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
КОММЕНТАРИИ: 2 Ответы
Над знаменитой исторической картиной «Боярыня Морозова» Василий Суриков работал долгих четыре года. В 1887 году это поистине шедевральное полотно было куплено за 25 тысяч рублей и помещено в Третьяковскую галерею, где хранится до сих пор, поражая зрителей огромными размерами, трагическим сюжетом и мастерством написания.
Картина удивительным образом переносит ценителей творчества Сурикова на несколько веков назад, в морозный московский день 17 ноября 1671 года. Как магнитом, притягивает взгляды центральный персонаж – одетая во все черное опальная боярыня Морозова, готовая пойти на любые лишения за старую веру и вступившая в открытый конфликт с царем Алексеем Михайловичем.
Фанатично горящие глаза на исхудавшем лице и вскинутая вверх правая рука с двоеперстием говорит о том, что знатная раскольница пойдет до конца. Сани-розвальни едут по заснеженной московской улочке, вокруг море людей, но их отношение к закованной в цепи бывшей блистательной боярыне неоднозначно. Сидящий на снегу в одной холщовой рубахе юродивый поддерживает мятежницу своим двоеперстием, многие женщины плачут и сопереживают, некоторые зеваки смеются и злорадствуют.
Ведь совсем недавно Феодосия Морозова передвигалась в роскошной карете, запряженной шестью или двенадцатью лошадьми, в окружении сотни сопровождающих ее слуг, а в царских палатах была как у себя дома.
Сурикову пришлось долго искать натурщицу для написания Морозовой – ведь не было достоверно известно, как выглядела женщина из аристократической среды, выступившая против Никонианских реформ и поддерживающая протопопа Аввакума, впоследствии сожженного на костре.
Прежде чем приступить к написанию картины, художник досконально ознакомился с эпохой, во время которой произошел церковный раскол. Он прочитал большое количество книг, посетил много музеев с представленными в них предметами старины, беседовал с потомками старообрядцев.
Чтобы розвальни не стояли на месте, а «поехали», Сурикову пришлось изобразить бегущего рядом с ними мальчика. С другой стороны саней – княгиня Евдокия Урусова, впоследствии разделившая трагическую судьбу своей родной сестры. Она умерла в земляной тюрьме 11 сентября 1675 года, а Феодосия пережила ее всего на 52 дня.
Картина вызывает душевную боль и является как-бы срезом общества конца ХVII века.
Сделал НАУЧНОЕ ОТКРЫТИЕ (!!!)
искусствоведа-любителя!!!
Стою пред "Боярыней Морозовой"
и вдруг встречаюсь глазами с пристальным взглядом из середины/верхней трети полотна!!!
Бааа!!!
Да это Василий Иванович Суриков
в образе "очевидца событий" внимательно смотрит на меня!!!
Около этого шедевра успел прослушать двух экскурсоводов, аудиогида –
об автопортрете В. И. Сурикова в "Боярыне Морозовой" -
Ни слова!!!
Тихонько спрашиваю охранника около картины:
"- экскурсоводы что-нибудь говорят об этом?"
Отвечает:
"-от вас первый раз об этом слышу... "
Через пол-часа прохожу мимо – другой охранник – тот же вопрос – отвечает:
"- говорят, но очень немногие и очень редко... "
Эээх! Не я первый!
Сорвалось открытие!!!
😂
Комментирование недоступно Почему?
Картина Василия Сурикова Боярыня Морозова изображает сцену из русской истории XVII века, когда боярыня Феодосия Морозова, ярая сторонница старообрядчества, была арестована за отказ принять церковные реформы патриарха Никона.
На картине мы видим:
Подтексты картины:
Боярыня Морозова – это не просто историческая иллюстрация, а глубокое психологическое и философское произведение, поднимающее вечные вопросы веры, свободы, стойкости и цены убеждений.