БОРОВИКОВСКИЙ Владимир – Портрет Марии Ивановны Лопухиной 900 Картин самых известных русских художников
БОРОВИКОВСКИЙ Владимир - Портрет Марии Ивановны Лопухиной
Редактирование атрибуции
Скачать: 1200×1527 px (0,7 Mb)
Альбом: 900 Картин самых известных русских художников
Есть в Третьяковской галерее настоящая жемчужина русской живописи – необыкновенно нежный портрет молодой девушки, написанный В. Боровиковским. «Портрет Марии Лопухиной» был заказан художнику будущим мужем девицы, служившим в чине егермейстера при императоре Павле I. Образ графини-отроковицы передан художником очень виртуозно через предметы и части пейзажа, которые призваны раскрыть чувственность, нежность, загадочность и непосредственность юности.
Есть в Третьяковской галерее настоящая жемчужина русской живописи – необыкновенно нежный портрет молодой девушки, написанный В. Боровиковским. «Портрет Марии Лопухиной» был заказан художнику будущим мужем девицы, служившим в чине егермейстера при императоре Павле I.
Образ графини-отроковицы передан художником очень виртуозно через предметы и части пейзажа, которые призваны раскрыть чувственность, нежность, загадочность и непосредственность юности. Используя символы сентиментализма, Боровиковский подчеркивает и высвечивает черты характера и подчеркивает грани образа модели. Так, пейзаж, на фоне которого изображена юная модель, типично русский, неброский, простой, нежный и такой родной и понятный каждому русскому человеку. Детали пейзажа перекликаются со всем обликом Марии: склоненные колосья ржи повторяют изгиб ее тела, белые стволы берез перекликаются с платьем, небесно-голубые васильки перекликаются с цветом пояса, бледно-лиловая шаль вторит поникшим головкам роз.
Да и поза самой героини расслабленная, свободная подчеркивает непосредственность юности. Нежное, еще по-детски пухлое личико с легким румянцем украшает загадочная полуулыбка. Чувственные губы, слегка приоткрытый рот, улыбающиеся глаза – все это придает сходство с другим знаменитым портретом, небезызвестной Джокондой Леонардо да Винчи.
С помощью деталей-символов художник умело подчеркивает не только черты характера и красоту своей героини, но и ее социальный статус. Так изображение белых лилий на портрете, известный символ чистоты и невинности, подчеркивает юность, легкость и непосредственность. Ведь девушка, изображенная художником, находится в самом нежном возрасте, только вступает во взрослую жизнь, еще не зная, что ей уготовано судьбой. А роза – символ расцвета и замужества, рассказывают зрителю о том, что она уже готова к браку, к вступлению в новую взрослую жизнь. Готова из нежной девушки превратиться в красивую женщину. Еще в античности существовала традиция осыпать ложе новобрачных розовыми лепестками. А сам цветок всегда считался атрибутом самой Венеры – богини вечной любви и покровительницы брака. Известно, что Мария через некоторое время стала женой пожилого графа Лопухина.
Если долго смотреть на портрет, то возникает странное чувство: кажется, что Мария живая. Вот взгляд ее несколько насмешлив, высокомерен, еще секунда и она звонко рассмеется, а потом вдруг замечаешь, что девушка с портрета смотрит на зрителя по-детски непосредственно и совсем беззащитно.
Итак, молодая графиня Мария Лопухина, до замужества Толстая, двоюродная тетушка будущего великого писателя графа Льва Николаевича Толстого. В возрасте восемнадцати лет была выдана замуж за пожилого егермейстера его величества, графа Лопухина. Поговаривают, что брак этот не был счастливым, да и детей у супругов не было. Да и судьба красавицы сложилась трагически: в возрасте двадцати четырех лет молодая женщина скоропостижно скончалась от чахотки. Все, что осталось от нее, этот необыкновенный портрет и мистическая история, связанная с ним.
Красота и печальная судьба молодой графини настолько впечатлили представителей высшего света, что к дому вдовца – графа потянулись любопытствующие, желая взглянуть на красавицу-графиню, хотя бы на портрете. Вскоре по городу поползли слухи о том, что молодые девицы, взглянув на портрет Марии, в скором времени заболевали странной неизлечимой болезнью и умирали. В свете поговаривали о нескольких десятках молодых девушек из дворянских семей, пострадавших от странной картины. Мария смотрела с портрета так естественно и живо, что в свете стали поговаривать о том, что ее отец, граф Иван Толстой, бывший в свое время масоном, да не простым, а магистром; а также слыл в обществе мистиком и колдуном, заманил душу своей дочери в этот портрет. Именно поэтому, девушка выглядит как живая и губит молодые души.
Однако, когда спустя почти восемьдесят лет после всех событий, картину выкупил для своей коллекции известный меценат П.М. Третьяков, миф о портрете развеялся. Однако, и тут не обошлось без мистики. Привезя свое сокровище в галерею, Третьяков думал, куда лучше повесить портрет. И таки нашел место рядом с портретом князя Куракина. Ему показалось уместным и символичным такое соседство: оба портрета были написаны одним художником. Однако утром смотритель обнаружил, что портрет Куракина не просто упал на пол, развалилась и не поддавалась реставрации рама картины.
Третьяков не поленился выяснить, каково же было отношение этих персонажей при жизни. История оказалась настолько забавной, насколько мистичной: оказалось, Мария Лопухина терпеть не могла старого князя, известного любителя волочиться за женщинами. Не потерпела такого соседства и после смерти. Пришлось искать портрету другое место.
Кому понравилось
Пожалуйста, подождите
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Нужно авторизоваться на сайте
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
КОММЕНТАРИИ: 7 Ответы
Машенька получилась просто прекрасно: Коротенькие вьющиеся волосы, стекающие по роскошным женским плечикам, Атласное белое платье...
почему любовь бывает так жестока...
ЭТО ПРОСТО ПРЕКРАНО!
Она давно прошла
И нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Молчанье – тень любви
И мысли – тень печали
Но красоту ее Боровиковский спас...
Она давно прошла
И нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Молчанье – тень любви
И мысли – тень печали
Но красоту ее Боровиковский спас...
Она давно прошла, и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
***
Яков Полонский
Январь 1885
говорят умерла молодой ею и осталась спасибо художнику
Комментирование недоступно Почему?
На картине есть что-то из этого: люди, женщина, портрет, девушка, носить, платье, лицо, модель, музыка, красивая, ретро, выражение лица, мода, принцесса, детка, брюнетка.
Возможно, это картина, на которой изображена женщина в белом платье с голубым поясом на шее и.