Микеланджело Меризи да Караваджо Caravaggio, Michelangelo Merisi da (1571-1610)
1571,1610На долю великого художника Микеланджело Меризи, известного нам как Караваджо, выпало много бед и злоключений. Судьба не была к нему благосклонна. То ли в силу его темперамента, вспыльчивого нрава, образа жизни, то ли из-за таланта, задатки которого были уже заметны к одиннадцати годам.
Картины Караваджо в других альбомах
Жизнь и творчество Микеланджело Меризи да Караваджо
На долю великого художника Микеланджело Меризи, известного нам как Караваджо, выпало много бед и злоключений. Судьба не была к нему благосклонна. То ли в силу его темперамента, вспыльчивого нрава, образа жизни, то ли из-за таланта, задатки которого были уже заметны к одиннадцати годам.
Родился он, по некоторым данным, 28 сентября 1571 года в Ломбардии, на севере Италии в небольшом городке Караваджо, в семье вполне обеспеченного архитектора местных маркизов синьора Фермо Меризи. В 1577 году он умирает от чумы. В 1584 году мальчика отправляют в Милан для обучения искусству к достаточно известному тогда художнику Симоне Петерцано из Бергамо, который обещает обучить его к пятнадцати годам.
В 1590 году умирает его мать. Поделив с братом, оставшееся после смерти родителей наследство, которое позволило Микеланджело несколько лет прожить безбедно, в 1592 году он покидает родной город. Пристрастие к азартным играм, шумным хмельным компаниям вскоре пошатнуло его благосостояние и в Рим он попадает уже без денег, голодным и оборванным. Изо дня в день он перебивается работой над непритязательными поделками в мастерской некого Лоренцо Сичилиано.
Конечно, молодого художника, уже проявившего способности делать нечто лучшее, такое положение дел не могло устроить. Разочарования и нищета приводят Караваджо к болезни, он попадает в госпиталь для бедняков. После выздоровления его берёт в свою мастерскую Джузеппе Чезари д’Арпино. Он хорошо разбирается в пристрастиях заказчиков, знает коньюктуру рынка, достаточно оборотлив и у него всегда есть клиенты на новые произведения искусства. Нужда ненадолго отступает от Караваджо.
Но тут опять случается беда. Художника ударяет лошадь и он вновь попадает в больницу. После выздоровления Караваджо решает работать самостоятельно. В это время одна за другой возникают самые известные картины его первого периода творчества. «Гадалка, предсказывающая судьбу», «Отдых на пути в Египет», «Кающаяся Магдалина», «Юноша, укушенный ящерицей».
Но, несмотря на то, что этими работами он заявил о себе, как о талантливом художнике, публика остается к нему безразлична. И лишь волею судеб несколько работ попадают к знатоку живописи кардиналу Франческо дель Монте, который берёт его себе на службу с вполне приличным заработком.
По свидетельству современников покровитель художника не отличался благочестием и целомудрием. На его пиры «никогда не приглашали женщин, зато там танцевали молодые мальчики, одетые в женское платье». Ну а поскольку Караваджо напрямую зависел от желаний заказчика, в его картинах появлялась и эротика с соответствующей наклонностью.
К сожалению, о Караваджо сохранилось очень мало достоверной информации. Он не был женат, но к женскому полу был не безразличен. «Шалунья, живущая в районе Банки», «Лаура и её дочь Изабелла», «Магдалена, жена Микеланджело, живущего неподалёку от площади Навона», «Разбитые окна ревнивого мужа» – всё это лишь из небольших заметок биографов, осведомителей наблюдающих по распоряжению инквизиции за прогрессивными течениями художественной жизни тех лет.
Благодаря кардиналу дель Монте Караваджо получает первый крупный заказ для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи деи Франчески, где пишет «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея». Это заметно отразилось на его авторитете, художник начинает получать престижные заказы.
Караваджо в своих работах всегда испытывал пристрастие к живописи с натуры. Он тщательно прописывал каждую деталь, пытаясь приблизить её к оригиналу. Именно Караваджо ввёл новый для Рима жанр – натюрморт как таковой. Если из его жанровых работ убрать фигуры людей, фрукты, столовые приборы, остатки ужина, музыкальные инструменты, все эти детали всё-равно продолжают жить своей жизнью, являя собой почти самостоятельный центр притяжения. В склонности Караваджо к натурализму было только одно желание – как можно более точно отразить предмет, обстановку, героев, вплоть до применения зеркала, как независимого от сетчатки глаз экрана передачи изображения и мощного светового потока в моделирование объектов. При помощи резких светотеней, которые ранее не приветствовались мастерами эпохи возрождения, Караваджо добивается необычайного напряжения в своих работах. При этом, очень сложно определить, что важнее зеркало или свет, который бьёт словно прожектор, на наиболее значимые участки тела точно указывая зрителю на суть идеи, ради которой было задумано полотно. Натурализм Караваджо это не бездушный клон, а зрительная передача внутренних эмоций, происходящих здесь и сейчас. Образы его героев не вписываются в идеализированные стандарты главенствующих тогда направлений маньеризма и академизма. Он пишет их с реальных простых людей из толпы независимо от сюжета картины.
Но в Риме требовалось не сходство с натурой, а возвышенность и благочестие сюжетов, действий и уж никак не приземлённость святых персонажей. Поэтому церковь очень часто не принимала работы Караваджо. Он делал новые работы исходя из канонов заказчика. А отвергнутые полотна приобретали знающие в живописи толк коллекционеры. Караваджо становился скандальным художником, его популярность росла. И в 1604 году слух о нём распространился уже по всей Северной Европе.
Наряду со славой художника увеличивались и случаи участия его в скандальных происшествиях. Все больше проявлялись черты его характера как вспыльчивого, эгоцентричного человека, живущего одним днём. Один из осведомителей, наблюдающих за тенденциями художественной жизни тех лет, писал о Караваджо: “Недостаток его состоит в том, что он не уделяет постоянного внимания работе в мастерской – проработав две недели, он предается месячному безделью. Со шпагой на боку и пажом за спиной он переходит из одного игорного дома в другой, вечно готовый вступить в ссору и схватиться врукопашную, так что дружить с ним весьма небезопасно”.
Частые походы в харчевню с друзьями, швыряние подноса в лицо официанту, шумные выходки по ночам, столкновения с соперниками, разбитые окна у ревнивого хозяина дома, ношение оружия без разрешения, оскорбление полиции, дни, поведенные в кутузке – все это создавало ему репутацию в глазах властей как человека неблагонадёжного.
В мае 1606 года во время ссоры Караваджо убил Рануччио Томмазони. Сам художник был ранен и вывезен друзьями из Рима. Суд приговорил его к смертной казни, а за его поимку было назначено вознаграждение.
Но это ещё был не конец – в 1607 году он перебирается жить на Мальту. Там в 1608 году художник становится рыцарем Мальтийского ордена. И снова возникает ссора со знатным рыцарем, которого он ранил. Затем тюрьма, побег, исключение из рыцарского ордена, Сицилия. Караваджо становится известно, что раненный им рыцарь подослал к нему убийц. Художник возвращается в Неаполь, его преследует страх, он даже спит с кинжалом. Но осенью 1609 года наёмники, настигнув Караваджо на пороге харчевни, нанесли ему удары кинжалами в лицо.
Устав от всех злоключений художник мечтает вернуться в Рим. Но там ещё не отменен смертный приговор. До него доходят слухи, что благодаря влиятельным покровителям, в том числе и кардиналу Гонзаго, отмена смертного приговора скоро будет подписана. Из Неаполя он отправляется в Порт Эрколе, что бы там дождаться более определённых известий. Но и тут, уже в последний раз, на его голову обрушиваются злоключения. По ошибке его принимают за бандита и арестовывают, но затем отпускают. Что бы вернуть свои вещи, оставленные во флюгере, он возвращается на берег, зараженный малярией, заболевает и 18 июля 1610 года в возрасте 37 лет умирает, так и не узнав, что 31 июля папским рескриптом будет объявлено о его амнистии.
Автор текста: Елена Ичетовкина, искусствовед
Караваджо — биография
Считается, что великий итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо родился 29 сентября 1571 г. в Милане. В 1576 г. от чумы умер его отец, а мать с детьми переезжает в Караваджо – городок невдалеке от Милана. Здесь Микеланджело прожил до 1591 года. Первые написанные в Милане жанровые сценки и портреты не сохранились.
Микеланджело имел вспыльчивый характер. Драки и тюремные заключения стали спутниками его жизни. В 1591 году художник вынужден бежать из Милана в Венецию, а затем в Рим.
Здесь Караваджо (так его стали называть, как было принято у художников, по месту рождения) знакомится с видными художниками и меценатами, например с Яном Брейгелем Бархатным, а также изучает работы Леонардо, Джорджоне и Тициана. Первая из дошедших до нас картин самого Караваджо – «Мальчик, чистящий фрукты» (1593).
Едва не умерев от лихорадки (1593) Караваджо создает, возможно, автобиографическую картину «Больной Вакх» (эта картина, предположительно может быть автопортретом мастера, наряду с тремя другими). В том же году пишет свои первые многофигурные картины, противопоставляя вырождающемуся маньеризму и зарождающемуся академизму живой стиль – реализм. Герои Караваджо – люди из уличной толпы, красивые и жизнерадостные. В 1594-96 годах Караваджо переживает плодотворный период, работая для своего покровителя просвещенного кардинала Франческо дель Монти на его вилле (многие картины того времени сохранились до наших дней).
Несмотря на выдающиеся успехи в 1596 Караваджо было отказано в принятии академию святого Луки. В том же году он создал первый чистый натюрморт в истории итальянской живописи «Корзинка с фруктами».
В последующие годы художник получает много заказов на украшение церквей, однако не всех заказчиков удовлетворяют выполненные работы.
В 1601 году Караваджо, наконец, снимает собственную мастерскую, у него появляются ученики. Его «Положение во гроб» (1603), где Христос вызывает сильные эмоции у зрителя, копировали многие художники (включая великого Рубенса).
Создание шедевров перемежалось у Караваджо разгульной жизнью, драками, заключениями. 26 мая 1606 года Караваджо обвинили в убийстве человека в драке. Объявленный вне закона, художник бежит в Неаполь, затем на Мальту и продолжает писать картины. Жизнь его и здесь полна приключений (в 1608 году он даже становится кавалером Мальтийского ордена), однако здоровье его уже было подорвано. В городке Порто д’Эрколе Караваджо умирает от лихорадки 18 июля 1610 года. Папский указ о помиловании был опубликован уже после его смерти.
Караваджо – великий реформатор европейской живописи, основатель реализма 17 века. Для его метода характерно резкое противопоставление света и тени.
Значение Караваджо оказалось неслыханным, потому что именно он первым в истории европейского искусства провозгласил сутью художественных образов жизненно конкретные явления, людей за свойственными им занятиями, вещи, которые их окружают в действительности. Новаторство концепции Караваджо заключалась в той жёсткой прямоте, с какой живопись стала буквальным воспроизведением жизни. Причём творческие установки мастера, как и его многочисленных последователей в разных европейских странах, так называемых «караваджистов», не менялись даже и тогда, когда они обращались к религиозным сюжетам.
Влияние Караваджо на всё последующее искусство столь огромно, что его просто не с чем сравнить: даже влияние Яна ван Эйка, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана и Микеланджело не было таким всеобъемлющим. Если назвать хотя бы несколько имен тех, кто испытал его существенное или даже решающее влияние, комментарии уже окажутся излишни: Рибера, Сурбаран, Веласкес и Мурильо в Испании, Рубенс и Йорданс во Фландрии, Рембрандт и Вермеер в Голландии, Жорж де Ла Тур, братья Ленен, отчасти даже Пуссен во Франции. В самой же Италии 17 века не было, похоже, ни одного живописца, не ставшего в той или иной степени «караваджистом».
Искусство отныне не было зациклено преимущественно на идеале, но усматривало в природе, как и в самой жизни, одновременное присутствие противоположных начал. В этом смысле весьма показательной стала упомянутая «Корзинка с фруктами», где наряду со спелыми и сочными плодами и листьями присутствуют также гнилые и увядшие, в результате чего картина становится не гордым утверждением природы и жизни, но печальным раздумьем над сущностью нашего бытия…
Автор текста: Дмитрий Панкратов
КОММЕНТАРИИ: 44 Ответы
Караваджо негативен. Его работы отталкивают. У него непорядок в голове и штанах, а отсюда и на полотнах. В медицине есть точный термин для таких людей: дегенерация, т. е. вырождение. Все это заставляет задуматься в очередной раз над вопросом, а что такое искусство?
Великий мастер реализма. Успел так много картин написать за такую короткую и бурную жизнь. Это свидетельство большого гения. Это вулкан страстей и эмоций. Чтобы понимать настоящее искусство надо иметь талант и учится видеть абсолютно точные мазки кисти. Учится у природы как говорил сам художник.
Уважаемые ценители искусства живописи! Прежде чем давать оценку творчеству Караваджо (да и любого художника), неплохо познакомиться с историей искусства! Чтобы понять, какова роль Микеланджело Караваджо в мировой живописи, нужно знать, что и как писали до него.
Прозвище Караваджо произошло по названию селения на севере Италии, где будущий мастер появился на Свет 28 сентября 1573 года в семье управляющего дворянским поместьем. После смерти отца одиннадцатилетнего мальчика отправили в Милан в обучение к художнику Симоне Потерцано, представителю маньеризма. Характерными чертами этого течения, являвшегося тогда господствующим, были исторические и религиозные сюжеты, сложные композиции, вытянутые, странно изогнутые, застывшие в неестественных позах фигуры. Юный Караваждо в мастерской постигал эти правила, а в свободное время знакомился с традициями мастеров возрождения, тяготевших к реализму и правдоподобию.
В 17 лет Микеланджело Меризи переехал в Рим и на первых порах для заработка нанимался слугой в дома аристократов и священников. Затем устроился в мастерскую популярного римского художника Чезаре д’Арпино, выполнял в его монументальных росписях натюрморты. Фрукты так полюбились Караваджо, что сначала стали частым элементом его работ, а позднее и главным персонажем. В 23 года художник написал признанную впоследствии шедевром «Корзину с фруктами», чистый натюрморт, один из первых в европейской живописи.
Первое время искусство Караваджо не пользовалось большим спросом и приносило ему только гроши, но талант начинающего художника недолго оставался неоцененным. На него обратил внимание кардинал Дель Мондо и стал покровительствовать молодому дарованию. По заказу этого состоятельного мецената Караваджо написал множество полотен с изображением прекрасных женоподобных юношей. Явный эротизм этих персонажей биографы художника считают косвенным проявлением того, что он разделял гомосексуальные пристрастия своего высокого покровителя.
Уже в ранних работах Караваджо дает понять, что признает только один источник творчества – окружающую действительность, далекую от классического идеала. Неслучайно темой некоторых из его полотен становится быт изгоев общества, тем самым художник делает вызов маньеристической вычурной традиции.
Не отступает Караваджо от своих принципов и выполняя церковные заказы. Его боги похожи на крестьян, а религиозные сюжеты на бытовые сценки. Увидев композицию «Смерть Марии» священники одной из римских церквей, для которой художник выполнял эту работу, отказались забрать свой заказ. Их возмутило то, что апостолы и Мария у Караваджо изображены без божественного трепета, как простые люди. Святошам не было дела до того, насколько тонко художник сумел передать чувства своих персонажей. В этой и других картинах в период своего рассвета Караваджо использует свет и тень как художественные элементы, помогающие ему создавать внутреннее напряжение. Поговаривали, будто он писал свои полотна в темной комнате, а в потолке прорубил отверстие, сквозь которое проходил солнечный луч. Говорили так же, что некоторые картины он писал с помощью наклонного зеркала, пытаясь лучше уловить трехмерность предметов. Потому фигуры у него выпуклые, объемные, почти осязаемые. Караваджо не было и тридцати, но он уже пользовался в Риме славой. Почитали и любили художника главным образом простолюдины. Сильные же мира сего негодовали при виде крестьянских лиц и босых ног на холстах художника. Встречая Караваджо на улице, они не упускали случая высказать ему свое презрение. Неуравновешенный, горячий по натуре, художник нередко защищался от словестных нападок со шпагой в руке.
В мае 1606 года он оказался участником драки, в результате которой двое были убиты, а сам художник ранен. Обвинение в непреднамеренном убийстве заставило Караваджо бежать из Рима. Некоторое время он жил в Неаполе, где успел выполнить на заказ несколько церковных росписей. Затем переселился на Мальту, прибежище рыцарского ордена. Выполнив портрет гроссмейстера ордена, Караваджо получил в подарок рыцарское звание, но удержаться на высоком положении художник не смог. Он оскорбил представителя ордена и попал за решетку. Микеланджело Меризи бежал из тюрьмы и в течение нескольких лет скитался по Италии. Когда он, наконец, решил вернуться в Рим и просить прощения его ограбили. Он готов был пройти сотни верст пешком, но страшный приступ лихорадки его остановил. 18 июля 1610 года Караваджо, которому не было и 37 лет, скончался. Во многих европейских странах сразу же возникло, и некоторое время существовало особое художественное явление – караваджизм. А спустя несколько столетий, в начале 20 века Репин охарактеризовал так творчество самого Караваджо и его последователей: «Искусство, где кровь кипит, где сил избыток. Оно страшное, резкое, беспощадное, реальное. Его девиз: правда и впечатления».
Комментирование недоступно Почему?