Эрмитаж ~ часть 1 – Батони, Помпео - Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
На картине Помпео Батони «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком» изображён молодой Геркулес, который стоит на развилке дорог. С одной стороны к нему обращается высокая женщина в латах и синем плаще – олицетворение Добродетели. Она указывает на трудный, но благородный путь, ведущий к вершине горы, где виднеются строгие античные здания. На этом пути Геркулес должен нести тяжёлый камень.
С другой стороны, к Геркулесу склонилась прекрасная обнажённая женщина – олицетворение Порока или, возможно, Гедония (Наслаждение). Она держит в руке розу и притягательно смотрит на героя, предлагая ему путь удовольствий и лёгкости. Этот путь ведёт к роскошному дворцу с фонтаном, где царит атмосфера праздности.
Между Геркулесом и Добродетелью виден страж – Цербер, трёхглавый пёс из мифологии, охраняющий вход в подземный мир, что подчёркивает опасность и сложность пути истинной добродетели. У ног Порока лежат смычок и ноты, символизирующие безделье и чувственные удовольствия.
На картине также присутствуют два амура (купидоны), один из которых помогает Добродетели, а другой, по-видимому, склоняется к удовольствиям.
Главный подтекст картины – это дилемма морального выбора, стоящая перед каждым человеком. Геркулес, как символ человека, должен решить, какой путь избрать: путь самосовершенствования, труда и служения высшим идеалам, или путь лёгкой жизни, наполненной приятными, но мимолётными наслаждениями. Картина учит, что истинная слава и долг требуют усилий и преодоления соблазнов.