Леонардо да Винчи Leonardo da Vinci (1452-1519)
1452,1519Леонардо да Винчи (15 апреля 1452 год – 2 мая 1519 год) – был знаменитым итальянским архитектором эпохи Возрождения, музыкантом, изобретателем, инженером, скульптором и гениальный художником. Он был описан как архетип «человека эпохи Возрождения» и универсального гения. Леонардо широко известен своими уникальными картинами, такими как, «Мона Лиза» и «Тайная вечеря». Он также знаменит за свои многочисленные изобретения. К тому же, он помог в развитии анатомии, астрономии и градостроительства.
Мастерская и последователи
Рисунки Леонардо
Тот самый «Спаситель мира» – в альбоме неизвестных художников, здесь: Неизвестные художники – Спаситель мира.
Великий Леонардо, живопись и изобретения
В эпоху Возрождения было много гениальных скульпторов, художников, музыкантов, изобретателей. Леонардо да Винчи сильно выделяется на их фоне. Он создавал музыкальные инструменты, ему принадлежит множество инженерных изобретений, писал живописные полотна, скульптуры и многое другое.
Его внешние данные тоже поражают: высокий рост, ангельская внешность и необычайная сила. Познакомимся с гением Леонардо да Винчи, краткая биография расскажет его основные достижения.
• Факты из биографии
Родился он неподалеку от Флоренции в небольшом городке Винчи. Леонардо да Винчи был незаконным сыном известного и богатого нотариуса. Его мать – обычная крестьянка. Так как у отца не было других детей, то в 4 года он забрал маленького Леонардо к себе. Необычайный ум и приветливый характер мальчик демонстрировал с самого раннего возраста, и он быстро стал любимцем в семье.
Чтобы понять, как развивался гений Леонардо да Винчи, краткую биографию можно представить следующим образом:
- В 14 лет он поступает в мастерскую Вероккио, где учится рисунку и скульптуре.
- В 1480 году он переезжает в Милан, где основывает Академию художеств.
- В 1499 году он уезжает из Милана и начинает переезжать из города в город, где строит оборонительные сооружения. В этот же период начинается его известное соперничество с Микеланджело.
- С 1513 года он работает в Риме. При Франциске I он становится придворным мудрецом.
Умер Леонардо в 1519 году. Как он считал, ничего из того, что он начинал, не было доделано до конца.
Творческий путь
Творчество Леонардо да Винчи, краткая биография которого была изложена выше, можно разделить на три этапа.
- Ранний период. Много работ великого живописца были незакончены, такой является «Поклонения Волхвов» для монастыря Сан-Донато. В этот период были написаны картины «Мадонна Бенуа», «Благовещение». Несмотря на свой юный возраст, живописец в своих картинах уже демонстрировал высокое мастерство.
- Зрелый период творчества Леонардо протекал в Милане, где он планировал сделать карьеру инженера. Наиболее популярным произведением, написанным в это время, была «Тайная вечеря», тогда же он начал работу над «Мона Лизой».
- В поздний период творчества была создана картина «Иоанн Креститель» и серия рисунков «Потоп».
Занятие живописью всегда дополняло науку для Леонардо да Винчи, так как он стремился зафиксировать реальность.
• Изобретения
Вклад в науку Леонардо да Винчи краткая биография не сможет передать полностью. Однако можно отметить наиболее известные и ценные открытия учёного.
- Наибольший вклад он сделал в механику, это видно из множества его рисунков. Леонардо да Винчи исследовал падение тела, центры тяжести пирамид и многое другое.
- Он изобрел автомобиль, сделанный из дерева, который приводили в движение две пружины. В механизме автомобиля был предусмотрен тормоз.
- Он придумал скафандр, ласты и подводную лодку, а также способ погружения на глубину без применения скафандра со специальной газовой смесью.
- Изучение полета стрекозы привело к созданию нескольких вариантов крыльев для человека. Эксперименты оказались неудачными. Однако потом учёный придумал парашют.
- Он занимался разработками в военной отрасли. Одним из его предложений были колесницы с пушками. Он придумал прототип броненосца и танка.
- Много разработок Леонардо да Винчи сделал в строительстве. Арочные мосты, осушительные машины и подъемные краны – это все его изобретения.
В истории не существует человека, подобного Леонардо да Винчи. Именно поэтому многие считают его пришельцем из других миров.
Пять секретов да Винчи
Сегодня многие учёные до сих пор ломают голову над наследием, оставленным великим человеком прошлой эпохи. Хотя называть так Леонардо да Винчи не стоит, он предсказал многое, и ещё большее предвидел, создавая свои уникальные шедевры и поражая широтой знаний и мысли. Предлагаем вам пять секретов великого Мастера, которые помогают приподнять завесу тайны над его произведениями.
• Шифрование
Мастер многое зашифровывал, чтобы не подавать идеи раскрытыми, а слегка подождать, пока человечество до них «дозреет, дорастёт». Одинаково хорошо владевший обеими руками, да Винчи писал левой, мельчайшим шрифтом, да ещё и справа налево, а часто и в зеркальном отображении. Загадки, метафоры, ребусы – вот что встречается на каждой строчке, в каждом произведении. Никогда не подписывая своих работ, Мастер оставлял свои знаки, заметные лишь внимательному исследователю. Например, через много столетий учёные обнаружили, что присматриваясь к его картинам, можно обнаружить символ взлетающей птицы. Или знаменитая «Мадонна Бенуа», найденная у странствующих актеров, возивших полотно в качестве домашней иконы.
• Сфумато
Идея рассеивания принадлежит также великому мистификатору. Присмотритесь к полотнам, все предметы не обнаруживают чётких граней, тут как в жизни: плавное перетекание одних образов в другие, размытость, рассеивание – все дышит, живёт, пробуждая фантазии и мысли. Кстати, Мастер частенько советовал упражняться в таком видении, вглядываясь в пятна от воды, грязевые наплывы или горки пепла. Частенько он специально окуривал рабочие помещения дымом, чтобы видеть в клубах то, что скрыто за гранью разумного взгляда.
Посмотрите на знаменитую картину – улыбка «Моны Лизы» под разным углом то нежная, то чуть надменная и даже хищная. Знания, почерпнутые благодаря изучению многих наук, давали Мастеру возможность изобретать совершенные механизмы, которые становятся доступны только сейчас. Например, это эффект распространения волн, проникающая сила света, колебательное движение… да много чего ещё предстоит разбирать даже не нам, а нашим потомкам.
• Аналогии
Аналогии – вот что главное во всех работах Мастера. Преимущество перед точностью, когда из двух заключений ума вытекает третье – это неизбежность любой аналогии. А в причудливости и проведении совершенно умопомрачительных параллелей да Винчи нет равных до сих пор. Так или иначе, все его работы имеют какие-то идеи, не сообразующиеся друг с другом: знаменитая иллюстрация «золотое сечение» – одна из них. С расставленными и разведенными конечностями человек вписывается в круг, с сомкнутыми в квадрат, а чуть приподняв руки в крест. Вот такая своеобразная «мельница» и дала флорентийскому кудеснику идею создания церквей, где алтарь помещен точно посередине, а молящиеся стоят кругом. Кстати, эта же идея пришлась по вкусу инженерам – так появился шариковый подшипник.
• Контрапост
Определение обозначает противопоставление противоположностей и создание определённого вида движения. Пример – скульптурное изображение огромного скакуна в Корте Веккио. Там ноги животного расположены именно в стиле контрапост, образовывая визуальное понимание движения.
• Незаконченность
Это, пожалуй, один из любимейших «трюков» Мастера. Ни одно его произведение не конечно. Завершить – убить, а да Винчи любил каждое своё детище. Медлительный и скрупулёзный, мистификатор всех времён мог делать пару мазков кистью и отправляться в долины Ломбардии, чтобы улучшить там ландшафты, переключиться на создание очередного шедеврального аппарата или что-то другое. Многие произведения оказались подпорчены временем, огнём или водой, но каждое из творений, хоть что-то значащих, было и есть «незавершёнка». Кстати, интересно, что даже после порчи, Леонардо да Винчи никогда не исправлял своих картин. Создав свою собственную краску, художник даже специально оставлял «окно незаконченности», полагая, что жизнь сама внесёт необходимые коррективы.
Чем было искусство до Леонардо да Винчи? Рождаясь в среде богатых, оно полностью отражало их интересы, их мировоззрение, их взгляды на человека, на мир. В основе произведений искусства лежали религиозные идеи и темы: утверждение тех взглядов на мир, которым учила церковь, изображение сюжетов из священной истории, внушение людям чувства благоговения, преклонения перед «божественным» и сознания собственного ничтожества. Господствующая тематика определяла и форму. Естественно, что изображение «святых» было весьма далеко от изображений подлинных живых людей, поэтому в искусстве господствовали схемы, надуманность, статичность. Люди на этих картинах были своего рода карикатурами на живых людей, пейзаж фантастичен, краски бледны и невыразительны. Правда, ещё до Леонардо его предшественники, в том числе и его учитель Андреа Верроккио, уже не удовлетворялись шаблоном и пытались создавать новые образы. Уже они начали поиски новых методов изображения, начали изучать законы перспективы, много думали над проблемами достижения выразительности изображения.
Однако эти поиски нового не давали больших результатов и прежде всего потому, что у этих художников не было достаточно ясного представления о сущности и задачах искусства и знания законов живописи. Поэтому-то они и впадали то снова в схематизм, то в столь же опасный для подлинного искусства натурализм, копирование отдельных явлений действительности. Значение революции, произведенной Леонардо да Винчи в искусстве и в частности в живописи, определяется прежде всего тем, что он был первым, кто четко, ясно и определённо установил сущность и задачи искусства. Искусство должно быть глубоко жизненным, реалистическим. Оно должно исходить из глубокого, тщательного изучения действительности, природы. Оно должно быть глубоко правдиво, должно изображать действительность такой, какова она есть, без всякой надуманности, фальши. Действительность, природа прекрасна сама по себе и не нуждается ни в каком приукрашивании. Художник должен тщательно изучать природу, но не для слепого подражания ей, не для простого копирования её, а для того, чтобы, поняв законы природы, законы действительности, создавать произведения; строго соответствующие этим законам. Создавать новые ценности, ценности реального мира – вот назначение искусства. Этим объясняется и стремление Леонардо связать искусство и науку. Вместо простого, случайного наблюдения он считал необходимым систематически, упорно изучать предмет. Известно, что Леонардо никогда не расставался с альбомом и заносил в него рисунки и зарисовки.
Рассказывают, что он любил ходить по улицам, площадям, рынкам, отмечая все интересное – позы людей, лица, их выражение. Второе требование Леонардо к живописи – это требование правдивости изображения, жизненности его. Художник должен стремиться к максимально точной передаче действительного во всем его богатстве. В центре мира стоит живой, думающий, чувствующий человек. Его-то и надо изображать во всем богатстве его чувств, переживаний и действий. Для этого именно Леонардо изучал анатомию и физиологию человека, для этого он, как рассказывают, собирал у себя в мастерской знакомых ему крестьян и, угощая их, рассказывал им забавные истории, чтобы видеть, как смеются люди, как одно -и то же событие вызывает у людей различные впечатления. Если до Леонардо настоящего человека в живописи не было, то теперь он стал господствующим в искусстве Возрождения. Сотни рисунков Леонардо дают гигантскую галерею типов людей, их лиц, частей их тела. Человек во всем многообразии его чувств и действий-вот задача художественного изображения. И в этом сила и очарование живописи Леонардо. Вынужденный по условиям времени писать картины преимущественно на религиозные сюжеты, ибо его заказчиками были церковь, феодалы и богатые купцы, Леонардо властно подчиняет своему гению эти традиционные сюжеты и создает произведения общечеловеческого значения. Нарисованные Леонардо мадонны – это прежде всего изображение одного из глубоко человеческих чувств – чувства материнства, безграничной любви матери к младенцу, восхищения и любования им. Все его мадонны – молодые, цветущие, полные жизни женщины, все младенцы на его картинах – здоровые, полнощекие, шаловливые мальчишки, в которых нет ни грамма «святости».
Его апостолы в «Тайной вечере» – это живые люди различного возраста, социального положения, различного характера; по облику – это миланские ремесленники, крестьяне, интеллигенты. Стремясь к правде, художник должен уметь обобщать найденное им индивидуальное, должен создавать типическое. Поэтому, даже рисуя портреты определённых, исторически нам известных людей, как, например, Мона Лиза Джоконда – жена разорившегося аристократа, флорентийского купца Франческо дель Джоконда, Леонардо даёт в них наряду с индивидуальными портретными чертами типическое, общее многим людям. Поэтому-то написанные им портреты на много столетий пережили людей, изображенных на них. Леонардо был первым, кто не только тщательно и внимательно изучал законы живописи, но и формулировал их. Он глубоко, как никто до него, изучил законы перспективы, размещения света и тени. Все это было ему нужно для достижения высшей выразительности картины, для того чтобы, как он говорил, «сравняться с природой». Впервые именно в произведениях Леонардо картина как таковая потеряла свой статический характер, стала окном в мир. Когда смотришь на его картину, то ощущение нарисованного, заключенного в раму, теряется и кажется, что ты смотришь в раскрытое окно, открывающее зрителю что-то новое, им невиданное. Требуя выразительности картины, Леонардо решительно выступал против формальной игры красок, против увлечения формой за счет содержания, против того, что так ярко характеризует упадочное искусство.
Форма для Леонардо – это только оболочка той идеи, которую художник должен донести до зрителя. Леонардо много внимания уделяет проблемам композиции картины, проблемам размещения фигур, отдельных деталей. Отсюда и столь излюбленная им композиция размещения фигур по треугольнику – простейшей геометрической гармонической фигуре, – композиция, которая даёт возможность зрителю охватить всю картину в целом. Выразительность, правдивость, доступность – вот законы настоящего, подлинно народного искусства, сформулированные Леонардо да Винчи, законы, которые он сам воплотил в своих гениальных произведениях. Уже в первой своей крупной картине «Мадонна с цветком» Леонардо показал на практике, что значат исповедуемые им принципы искусства. Поразительна в этой картине прежде всего её композиция, удивительно гармонично распределение всех элементов картины, которые составляют единое целое. Изображение молодой матери с веселым ребёнком на руках глубоко реалистично. Необыкновенно искусно передана непосредственно ощущаемая глубокая синева итальянского неба в прорези окна. Уже в этой картине Леонардо продемонстрировал принцип своего искусства – реализм, изображение человека в глубочайшем соответствии с его подлинной природой, изображение не отвлеченной схемы, чему учило и чем занималось средневековое аскетическое искусство, а именно живого, чувствующего человека.
Ещё более ярко выражены эти принципы во второй крупной картине Леонардо «Поклонение волхвов» 1481 год, в которой значителен не религиозный сюжет, а мастерское изображение людей, каждый из которых имеет своё собственное, индивидуальное лицо, свою позу, выражает своё ощущение и настроение. Жизненная правда – вот закон живописи Леонардо. Максимально полное раскрытие внутренней жизни человека – вот её цель. В «Тайной вечере» композиция доведена до совершенства: несмотря на большое количество фигур – 13, размещение их строго рассчитано так, что все они в целом представляют некое единство, полное большого внутреннего содержания. Картина очень динамична: сообщенная Иисусом какая-то ужасная весть поразила его учеников, каждый из них реагирует на нее по-своему, отсюда огромное разнообразие выражения внутренних чувств на лицах апостолов. Композиционное совершенство дополняется необычайно мастерским использованием красок, гармонией света и теней. Выразительность, экспрессия картины достигает своего совершенства благодаря необыкновенному разнообразию не только выражения лиц, но положения каждой из двадцати шести нарисованных на картине рук.
Эта запись самого Леонардо говорит нам о той тщательной предварительной работе, которая была им проведена перед писанием картины. В ней обдумано все до мелочей: позы, выражение лиц; даже такие детали, как опрокинутая чаша или нож; все это в сумме своей составляет единое целое. Богатство красок в этой картине сочетается с тонким применением светотени, которой подчеркивается значительность изображенного на картине события. Тонкость перспективы, передача воздуха, цвета делает эту картину шедевром мирового искусства. Леонардо успешно разрешил множество задач, стоявших в то время перед художниками, и открыл путь дальнейшему развитию искусства. Силою своего гения Леонардо преодолел тяготевшие над искусством средневековые традиции, сломал их и отбросил; он сумел раздвинуть узкие рамки, которыми ограничивала творческую силу художника тогдашняя правящая клика церковников, и показать вместо избитой евангельской трафаретной сцены огромную, чисто человеческую драму, показать живых людей с их страстями, чувствами, переживаниями. И в этой картине вновь проявился большой, жизнеутверждающий оптимизм художника и мыслителя Леонардо.
За годы своих странствий Леонардо было написано ещё много картин, получивших вполне заслуженную мировую известность и признание. В «Джоконде» дан образ глубоко жизненный и типический. Именно эта глубокая жизненность, необыкновенно рельефная передача черт лица, отдельных деталей, костюма, соединенная с мастерски написанным пейзажем, придает этой картине особенную выразительность. Все в ней – от загадочной играющей на лице полуулыбки до спокойно сложенных рук – говорит о большом внутреннем содержании, о большой душевной жизни этой женщины. Стремление Леонардо передавать внутренний мир во внешних проявлениях душевных движений выражено здесь особенно полно. Интересна картина Леонардо «Битва при Ангиари», изображающая сражение кавалерии и пехоты. Как и в других своих картинах, Леонардо стремился здесь показать разнообразие лиц, фигур и поз. Десятки изображенных художником людей создают цельное впечатление от картины именно потому, что все они подчинены единой идее, лежащей в её основе. Это было стремление показать подъем всех сил человека в битве, напряжение всех его чувств, собранных воедино для достижения победы.
Леонардо да Винчи, биография и творчество великого итальянского мастера
Леонардо да Винчи (15 апреля 1452 год – 2 мая 1519 год) – был знаменитым итальянским архитектором эпохи Возрождения, музыкантом, изобретателем, инженером, скульптором и гениальный художником. Он был описан как архетип «человека эпохи Возрождения» и универсального гения. Леонардо широко известен своими уникальными картинами, такими как, «Мона Лиза» и «Тайная вечеря». Он также знаменит за свои многочисленные изобретения. К тому же, он помог в развитии анатомии, астрономии и градостроительства.
Настоящий Код Да Винчи / The Real Da Vinci Code (2006)
Документальный фильм канала Discovery, 45 мин.
Подробно о жизни и творчестве Леонардода Винчи в нашей Энциклопедии
• Жизнь
Вся его жизнь была описана в биографии Вите Джоржо Вазари. Будущий великий мастер Леонардо да Винчи родился в Анчиано недалеко от Винчи, Италия. Он был незаконнорожденным ребёнком: его отец сэр Пьеро да Винчи был молодым адвокатом, а его мать Катерина была обычной крестьянкой. Некоторые предполагают, что Катерина была рабыней из Ближнего Востока, принадлежавшей Пьеро, но для утверждения слишком мало доказательств.
В то время не было современных имен в Европе, поэтому его полное имя звучало так – «Леонардо ди сэр Пьеро да Винчи», что означает «Леонардо – сын Пьеро да Винчи». Леонардо подписывал свои картины очень просто, например, «Леонардо» или «Ио, –Леонардо» («Я – Леонардо»). Возможно, он не использовал имени своего отца из-за незаконного статуса. Леонардо вырос с отцом во Флоренции; на протяжении всей своей жизни, он питался исключительно вегетарианской пищей. Около 1466 года он стал учеником художника Андреа дель Верроккьо, в дальнейшем он стал независимым художником во Флоренции. В 1476 году его обвинили в гомосексуальной связи с семнадцатилетней моделью – Якопо Сальтарелли. Ему было предъявлено обвинение вместе с тремя другими молодыми людьми. Однако он был оправдан из-за отсутствия доказательств. Некоторое время обвиняемые находились под строгим наблюдением стражей порядка того времени. Известно, что Леонардо был гомосексуалистом. Его самые продолжительные отношения были с Джаном Джакомо Капротти да Орено, которого он называл Салай (Маленький дьявол). Леонардо поддерживал отношения с Салаем в течение 25 лет, и в своем завещании он оставил ему половину виноградника.
Архивы Да Винчи. Теневая сторона выдающегося человека
Документальный фильм, 1 час 18 мин.
С 1478 по 1499 гг. Леонардо работал на Людовико Сфорца – Герцога Милана. Там у него была своя мастерская, где он занимался со своими учениками. Семьдесят тонн бронзы, которая отводилась для конной статуи Леонардо «Гран Кавальо», были отданы для отливания оружия в попытке спасти Милан от французов при Чарльзе VIII в 1495 году. Когда французы вернулись при Людовике XII в 1498 году, Милан пал без боя. Сфорца свергнули с престола. Леонардо оставался в Милане, до тех пор, пока однажды утром, он не обнаружил как французские лучники используют глиняную модель его статуи «Гран Кавальо» в натуральную величину для учебной стрельбы. Он уехал со своим слугой и помощником Салаем (также известным как Джан Джакомо Капротти), а также его другом (изобретателем двойной бухгалтерии) Лукой Пачоли де ля Мантюа. После двух месяцев скитания по Венеции, в конце апреля 1500 года они вернулись обратно во Флоренцию.
Во Флоренции он поступил на службу к Чезаре Борджиа (также названный «Дука Валентино» и сыном Папы Римского Александра VI) в качестве военного архитектора и инженера. В 1506 году, после того как изгнали французов, он вернулся в Милан и оказался в руках Максимилиана Сфорца. В 1507 году Леонардо встретил 15-летнего аристократа неземной красоты – графа Франческо Мельци. Мельци стал его учеником, спутником жизни и наследником.
С 1513 по 1516 гг. он жил в Риме, где художники, такие как Рафаэль и Микеладжелло были на пике популярности, но как бы то ни было, он не контактировал с ними. В 1515 году Фрэнсис I снова завоевал Милан и Леонардо было поручено провести мирные переговоры в Болонье между французским королем и Папой Римским Лео X. В 1516 году он поступил на службу к Фрэнсису, который дал ему для проживания усадьбу Кло Люсе рядом с резиденцией короля в Королевском замке в Амбуазе и получал щедрую пенсию. Король стал для него близким другом.
Он умер в Кло в 1519 году во Франции. Согласно его желанию, 60 нищих следовало за его гробом. Он был похоронен в часовне Святого Губерта в замке Амбуаза.
У Леонардо было большое количество друзей, среди которых были:
Фацио Кардано – математик, юрист
Джованни Франческо Мельци – живописец, ученик
Джироламо Мельци – капитан милиции в Милане
Джованни Франческо Рустичи
Чезаре Борджиа – воин
Николо Маккиавели – писатель
Андреа де Феррара
Франкинус Гаффурус – музыкальный теоретик, композитор
Франческо Нани – Брат во францисканском Ордене в Брешиа
Джакомо Андреа – архитектор и автор
Фра Лука Бартоломео де Пачоли – францисканский отец
Галеаццо да Сансеверино – командовал Герцогской армией Милана, певец
Джиневра Де Бенчи
Аталанте Мильоретти – певец, художник, актер
Томассо Мазини да Перетола, известен как Зороастр – студент алхимии, оккультист
Бенедетто Деи – писатель
• Искусство
Леонардо известен за свои своевольные картины, такие как Тайная вечеря, написанная в 1495-1497 годах и Мона Лиза (также известная как Джоконда, находящаяся сейчас в Лувре Парижа), написанная в 1503-1510 гг. Однако существует много доводов, была ли это работа самого да Винчи или его учеников. Всего сохранилось 17 его картин и не сохранилось ни одной статуи. Из этих картин только картина Джиневры де Бенчи находится в Западном полушарии.
Очень много картин остались незаконченными. В 1481 году он получил заказ на запрестольный образ «Поклонение волхвов». После огромных и амбициозных планов и многих набросков, да Винчи оставил живопись незавершенной и уехал в Милан. Он прожил там много лет, строя планы и модели для монументальной семиметровой бронзовой статуи лошади («Гран-Кавалло»), которая должна была быть установлена в Милане. Из-за войны с Францией проект был незавершен. В Музее Охоты в городе Лимерик есть маленькая бронзовая статуя лошади, которая как предполагают, была работой ученика от оригинального проекта Леонардо.
Вернувшись во Флоренцию, ему было поручено заниматься росписью большой фрески «Битва при Ангиари» со своим соперником Микеланджело, который должен был рисовать на противоположной стене. После долгих работ и исследований, он покинул город, так и незакончив фреску по техническим причинам.
• Самые известные картины Леонардо
- Благовещение (1475-1480) – Уффици, Флоренция, Италия
- Джиневра де Бенчи (~1475) – Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, США.
- Мадонна Бенуа (1478-1480) – Музей Эрмитажа, Санкт-Петербург, Россия
- Дева с Цветами (1478-1481) – Старая Пинакотека, Мюнхен, Германия
- Поклонение волхвов (1481) – Уффици, Флоренция, Италия
- Сесилия Галлерани с Горностаем (1488-90) – Музей Чарторыйских, Краков, Польша
- Музыкант (~1490) – Пинакотека Амброзиана, Милан, Италия
- Мадонна Литта, (1490-91) – Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
- Ла Белл Феррониер, (1495-1498) – Лувр, Париж, Франция
- Тайная вечеря (1498) – Женский монастырь Станции Мария Делле Грацие, Милан, Италия
- Мадонна в гроте (1483-86) – Лувр, Париж, Франция
- Мадонна в гроте или Дева в Гроте (1508) – Национальная галерея, Лондон, Англия
- Леда и Лебедь (1508) – Галерея Боргезе, Рим, Италия
- Мона Лиза или Джоконда – Лувр, Париж, Франция
- Мадонна с младенцем со Св. Анной (~1510) – Лувр, Париж, Франция
- Иоанн Креститель (~1514) – Лувр, Париж, Франция
- Вакх, (1515) – Лувр, Париж, Франция.
КОММЕНТАРИИ: 221 Ответы
Мдаааа, в наше время каждая находка или каждое маленькое открытие спешит стать в ровень с сенсацией, и доказательств находится не мало, в меру причастности явления народу, конечно.
Но вот моя личная точка зрения.
Простая и логичная.
Всего несколько творений Леонардо да Винчи доказано наукой неопровержимо. И интересовался он, во время потрясений итальянских городов более их защитой, а не
живописью. Мне интересно, кто поклянется, что мона Лиза, является подлинной работой мастера? Есть ли какие-то достоверные доказательства?
Я ставлю под сомнение личное участие Леонардо в оперировании масляными красками. Думаю, что это делали его ученики.
Альбом обновлён
Да, мне тоже нравится картина Мона Лиза )))
На картинах одна и та же девушка.
Сегодня тот факт, что "Мона Лиза", также именуемая "Джокондой", является самым известным (популярным) произведением искусства планеты Земля не вызывает, вне зависимости от личного отношения к этому творению Леонардо да Винчи, сомнений. Ее страстно любят и столь же страстно ненавидят. Ее разгадывают, но только для того, чтобы она тут же открыла исследователям новые тайны и секреты. В этом секрет ее обаяния. Мы привыкли к такому положению дел. И даже более того, оно уже почти стало законом природы (нашей культуры так точно). Земля – круглая, небо – голубое, Джоконда – популярнейшее (попутно самое загадочное, самое совершенное и далее…) произведение искусства нашего мира. Поверить, что может или могло быть иначе трудно. Однако это так.
Комментирование недоступно Почему?