Рафаэль Санти Raphael (1483-1520)
1483,1520Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры. С ранних лет он был наделен закаленным трудолюбием и стремлением к духовной и чистой красоте. Поэтому в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов. Возможно, поэтому под кистью мастера родилось такое огромное количество произведений, которые передают совершенство окружающего мира и его идеалы. Наверное, никто из художников эпохи Возрождения так мастерски и глубоко не оживлял сюжеты своих картин. Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну».
Мадонна в картинах Рафаэля
Портреты
Фрески
Станцы Рафаэля
Лоджии Рафаэля
Исполнены в 1517-19 гг. по его проекту и эскизам учениками: Джулио Романо, Полидоро да Караваджо, Джованни Франческо Пенни, Пьерино дель Вага, Джованни да Удине и другими
Живопись Рафаэля Санти
Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры. С ранних лет он был наделен закаленным трудолюбием и стремлением к духовной и чистой красоте. Поэтому в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов. Возможно, поэтому под кистью мастера родилось такое огромное количество произведений, которые передают совершенство окружающего мира и его идеалы. Наверное, никто из художников эпохи Возрождения так мастерски и глубоко не оживлял сюжеты своих картин. Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну». Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения. Оно будто спускается с синеватой глубины небес и окутывает окружающих своим величественным и благородным золотистым сиянием. Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца. Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. Монументальные формы, четкие силуэты, уравновешенная композиция – в этом весь автор, его стремления к высоким идеалам и совершенству.
Подробнее о жизни Рафаэля – в большой статье о его жизни у нас в Энциклопедии
На своих полотнах мастер заново влюблялся в женскую красоту, изящное величие и нежное очарование героинь. Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации» и «Амур и грации» посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам. Их мягкие формы и насыщенные линии воплотили самое радостное, доброе и светлое начало всей жизни. Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение. Целенаправленно он изображал богинь обнаженными, чтобы приблизить каждого зрителя к девственной и нежной природе высокого искусства. Возможно, поэтому в остальных работах художника ярко отображена божественная сила, чувственная красота, неразрывно связанная с идеалами окружающего мира.
Текст: Ksusha Kors
Биография
Эпоха Высокого Возрождения в Италии дала миру великих художников: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана. Каждый из них в своём творчестве воплотил дух и идеалы эпохи. В творчестве Леонардо ярко отразилась познавательная целеустремлённость, в работах – Микеланджело – пафос и драматизм борьбы за великое совершенство, у Тициана – жизнерадостное свободомыслие, Рафаэль воспевает чувства красоты и гармонии.
Рафаэль (точнее Рафаэлло Санти) родился 6 апреля 1483 года (по другим данным 28 марта 1483 года) в семье придворного художника и поэта герцога Урбинского Джованни Санти в городе Урбино. Отец Рафаэля был человеком образованным и именно он привил своему сыну любовь к искусству. И первые уроки живописи Рафаэль получил от своего отца.
Когда Рафаэлю было 8 лет, умерла его мать, а в 11 лет после смерти отца он остался сиротой.
Город Урбино, в котором родился и вырос Рафаэль, в середине ХV – блестящий художественный центр, очаг гуманистической культуры Италии. Юный художник мог знакомиться с замечательными произведениями искусств в церквах и дворцах г. Урбино, а благотворная атмосфера красоты и искусства будила воображение, мечты, воспитывала художественный вкус. Биографы и исследователи творчества Рафаэля предполагают, что следующие 5-6 лет он обучался живописи у посредственных урбинских мастеров Эванджелиста ди Пьяндимелето и Тимотео Вити.
В 1500 году Рафаэль Санти переезжает в Перуджу, чтобы продолжить своё образование в мастерской самого крупного умбрийского живописца Пьетро Перуджино (Ваннуччи). Художественная манера Перуджино созерцательная и лиричная была близка. Первые художественные композиции были исполнены Рафаэлем в 17-19 лет «Три грации», «Сон рыцаря» и знаменитая «Мадонна Конестабиле». Лирическому таланту Рафаэля тема мадонны особенно близка и не случайно она останется одной из главных в его творчестве.
Мадонны Рафаэля, как правило, изображены на фоне пейзажей, их лица дышат спокойствием и любовью.
В перуджинский период живописец создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии», знаменующую новый этап в его творчестве. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию. Во Флоренции он прожил четыре года, изредка выезжая в Урбино, Перуджу, Болонью. Во Флоренции художник приобщается к художественным идеалам ренессансного искусства, знакомится с произведениями античности. В это же время во Флоренции работали Леонардо да Винчи и Микеланджело, создававшие картоны для батальных сцен в Палаццо Веккью.
Рафаэль изучает античное искусство, делает зарисовки с работ Донателло, с композиций Леонардо и Микеланджело. Он много рисует с натуры, изображает модели обнажёнными, добивается правильной передачи строения тела, его движения, пластики. Одновременно изучает законы монументальной композиции.
Стиль живописи Рафаэля меняется: в нём сильнее находит выражение пластика, формы – более обобщёнными, композиции – более простыми и строгими. В этот период его творчества образ мадонны становится главным. На смену хрупким, мечтательным умбрийским мадоннам пришли образы более земных полнокровных, их внутренний мир стал более сложным и богатым эмоционально.
Композиции, изображающие мадонн с младенцами, принесли Рафаэлю известность и популярность: «Мадонна дель Грандука» (1505), «Мадонна Темпи» (1508), «Орлеанская мадонна», «Мадонна Колонна». В каждой картине на этот сюжет художник находит новые нюансы, художественные фантазии делают их абсолютно разными, образы обретают большую свободу и движение. Пейзажи, окружающие богоматерь, – это мир безмятежности и идиллии. Этот период живописца, «художника мадонн» – расцвет его лирического дарования.
Флорентийскй период творчества Рафаэля заканчивается монументальным полотном «Положение во гроб» (1507) и знаменует его переход к монументально-героическому обобщённому стилю.
Осенью 1508 года Рафаэль переезжает в Рим. В ту пору по приглашению папы Юлия II в Рим съезжались лучшие архитекторы, скульпторы, живописцы со всей Италии. Вокруг папского двора собирались учёные – гуманисты. Папы, могущественные духовные и светские владыки коллекционировали произведения искусств, покровительствовали науке и искусствам. В Риме Рафаэль становится великим мастером монументальной живописи.
Папа Юлий II поручил Рафаэлю украсить росписями папские покои в Ватиканском дворце, так называемые станцы (комнаты). Над фресками станц Рафаэль работал девять лет – с 1508 по 1517 год. Фрески Рафаэля стали воплощением гуманистической мечты возрождения о духовном и физическом совершенстве человека, его высоком призвании и его творческих возможностях. Темы фресок, образующих единый цикл – это олицетворение и прославление Истины (Vero), Добра, Блага (Bene), Красоты, Прекрасного (Bello).Вместе с тем это как бы три взаимосвязанные сферы деятельности человека – интеллектуальная, нравственная и эстетическая.
Тема фрески «Диспута» («Диспут») утверждение триумфа высшей истины (истины религиозного откровения), причастия. На противоположной стене – лучшая фреска ватиканских станц, величайшее творение Рафаэля «Афинская школа». «Афинская школа» символизирует рациональные поиски истины философией и наукой. В «Афинской школе» живописец изобразил собрание античных мыслителей и учёных.
Третья фреска Станцы делла Сеньятура «Парнас» – олицетворение идеи Bello – Красоты, Прекрасного. На этой фреске изображён Аполлон в окружении муз, вдохновенно играющий на виоле, ниже изображены знаменитые и безымянные поэты, драматурги, прозаики, в большинстве античные (Гомер, Сафо, Алкей, Вергилий, Данте, Петрарка…). Аллегорическая сцена, находящаяся напротив «Парнаса», прославляет (Bene) Добро, Благо. Эту идею олицетворяют фигуры Мудрости, Меры и Силы, ритмически объединенные фигурками маленьких гениев. Трое из которых символизируют добродетели – Веру, Надежду, Милосердие.
Монументальной живописью Рафаэль занимался до последних лет жизни. Сохранившиеся рисунки Рафаэля ярко раскрывают своеобразие творческого метода художника, подготовку и воплощение главной задачи произведения. Главная цель – это создание композиции целостной и завершённой.
В годы работы в Риме Рафаэль получает много заказов на исполнение портретов. Портреты, созданные им, просты, строги по композиции, в облике человека выделяется главное, самое значительное, неповторимое: «Портрет кардинала», «Портрет писателя Бальдассаре Кастилионе» (друга Рафаэля)…
И в станковой живописи Рафаэля неизменной темой остаётся сюжет с мадонной: «Мадонна Альба» (1509), «Мадонна в кресле» (1514-1515), алтарные картины – «Мадонна ди Фолиньо» (1511-1512), «Св.Цецилия» (1514).
Величайшее творение станковой живописи Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1513-1514). Царственно – величавая заступница человеческая нисходит на землю. Мадонна прижимает к себе маленького Христа, но её объятия многозначны: в них и любовь, и расставание – она отдаёт его людям на страдание и муку. Мадонна движется и неподвижна. Она остаётся в своём возвышенном идеальном мире и идёт в мир земной. Мария вечно несёт сына людям – воплощение, символ высшей человечности, красоты и величия жертвенной материнской любви. Рафаэль создал образ богоматери, понятный каждому.
Последние годы жизни Рафаэля были посвящены разным сферам деятельности. В 1514 году он был назначен руководить строительством собора Святого Петра, Осуществлял надзор за ходом всех строительных и ремонтных работ в Ватикане. Создал архитектурные проекты церкви Сант Элиджио дельи Орефичи (1509), палаццо Пандольфини во Флоренции, виллы Мадама.
В 1515-1516 годах вместе со своими учениками создал картоны к коврам, предназначенным для украшения в праздничные дни Сикстинской капеллы.
Последнее произведение – «Преображение» (1518-1520) – исполнено со значительным участием учеников и было завершено ими уже после смерти мастера.
Живопись Рафаэля отражала стиль, эстетику и мировоззрение эпохи, эпохи Высокого Возрождения. Рафаэль был рождён, чтобы выразить идеалы Возрождения, мечту о прекрасном человеке и прекрасном мире.
Рафаэль умер в возрасте 37 лет, 6 апреля 1520 года. Великий художник похоронен со всеми почестями в Пантеоне. Гордостью Италии и всего человечества Рафаэль остался на века.
Текст: kvt787
КОММЕНТАРИИ: 112 Ответы
Это прекрасно. Спасибо! Я знаю :Преображение, его последняя работа, дописана его учениками...
Альбом полностью обновлён
Замечательный альбом! Спасибо составителям!
Рафаэль Санти (1483 — 1520) — выдающийся живописец и архитектор родом из Италии. Отец его был приближенным герцога Урбинского. Обладая склонностью к искусству и творческими способностями, он писал картины и сочинял стихи. Знакомство ребёнка с миром живописи произошло в мастерской Джованни. Первый серьёзный труд до сих пор находится в музее.
Ранние работы созданы в духе школы Перуджино, поскольку в Рафаэль в 1501 году приходит на обучение именно к нему.
После переезда во Флоренцию живописец знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео делла Порта и другими признанными мастерами, изучает манеру их письма, что помогает ему с определением своего собственного стиля.
Санти отправляется в 1508 году в Рим и сразу становится официальным художником Папского Двора. Самые популярные его работы – это «Мадонна Альба» (1510), «Мадонна с рыбой» (1512—1514), «Мадонна в кресле» (около 1513—1514).
Мадонна Альба (1510)
Рафаэль невероятной красотой и нежностью изображав женщин, и с этим невозможно не согласиться. Эта картина очень необычная: перед нами – Дева Мария с младенцем и Христом, сидящем на коленях, но её конечности вытянуты, а сама она будто представляет собой трон, на котором расположился Иисус. Третий Персонаж на полотне – Иоан Креститель. В связи с тем, что творчество Рафаэля Санти относится к эпохе Высокого Возрождения, на изображении нет ярко выраженного религиозного подтекста. Живописец отражает естественную природу. Над персонажами присутствуют чуть заметные тончайшие нимбы. Рафаэль выражает божественность через невероятную красоту и плавные движения, фигуры словно кружатся в танце, картина не статична, а всё полотно буквально сияет всеобъемлющим гуманизмом, который подкрепляет идеальная красота фигур. Мария Правой рукой придерживает Иоана, а левой – страницы библии. Христос на её коленях чуть повернулся, а крест в руках олицетворяет принятие им своей судьбы, своей жертвы.
Мадонна с Канделябрами (1513-1514)
На картине наблюдатель видит двух ангелов и Деву Марию с младенцем Иисусом на руках. Она нежно держит своего сына, положив руку ему на грудь, и смотрит вниз, в отличие от «Мадонны Альбы» (1510). Но кроме различий у этих двух картин есть и сходства: над головами персонажей все так же присутствуют едва заметные нимбы. Канделябры, располагающиеся сбоку, напоминают устройство Древнего Рима и символизируют Христа и Марию как властителей небес. Тёплые цвета и мягкие темы смягчают черты изображённых.
Мадонна в кресле (1513-1514)
Ещё одна работа Санти «Мадонна в кресле» находится в Палатинской галерее. В отличие от стандарта, изображение Мадонны овальное. Её образ отличен от предшествующих работ художника, где он изображал её, особенным отличием полотна, является улыбка, которую трудно не заметить. Кажется, что крик ребёнка заставил девушку её отойти от работы. Голова Мадонны прикрыта светлой накидкой, что делает акцент на её хозяйственности и покорности. Но её одеяние опровергает это. Яркая цветовая гамма наряда Мадонны придают ей изящество и утончённость, демонстрирует её естественную красоту. Рафаэль вдохновлялся внешность своей возлюбленной, Франорины, и отражал её практически во всех картинах, и «Мадонна в Кресле» не стала исключением. Он стремился изобразить женскую привлекательность, слабость, чувствительность и все те качества, которыми только может обладать девушка. Рафаэля считают мастером по изображению мадонн. Когда художник приступил к написанию образов женщин в Риме, они уже были величественными и властными.
Комментирование недоступно Почему?