Питер Пауль Рубенс – Поклонение пастухов
~1617. 68х100. Музей искусств Марсель
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
На картине представлен эпизод, разворачивающийся в просторной, полутёмной комнате, вероятно, конюшне или стойле для скота. В центре композиции – группа людей, склонившихся над младенцем, лежащим на грубом деревянном ложе. Женщина в синей мантии, возможно, мать ребёнка, бережно прикрывает его рукой. Вокруг неё собрались мужчины и женщины разного возраста, выражающие благоговение и умиление.
Слева от центральной группы изображён осел, а рядом – несколько кур и цыплят, что добавляет сцене реалистичности и подчёркивает ее связь с сельской жизнью. Справа же группа пастухов в простой одежде, один из которых несёт на плече кувшин, словно спешит принести дары. Их движения динамичны, они вторгаются в статичную сцену поклонения, создавая ощущение внезапного события.
Художник использует насыщенную цветовую палитру: глубокие коричневые и охристые тона преобладают на заднем плане, контрастируя с яркими синими и красными оттенками одежды персонажей в центре. Свет, падающий из невидимого источника, акцентирует внимание на младенце и окружающих его людях, создавая эффект божественного сияния.
В картине прослеживается несколько подтекстов. С одной стороны, это изображение скромности и простоты – поклонение младенцу происходит в неприглядном месте, а поклонники – простые люди, пастухи и крестьяне. С другой стороны, сцена подчёркивает универсальность веры и почитания, доступную каждому, независимо от социального статуса. Динамика группы пастухов может символизировать приход благодати в мир простых людей, их участие в божественном событии. Общий тон картины – это сочетание смирения, благоговения и радости, передающее ощущение чуда и надежды.