Валентин Александрович Серов – Тришкин кафтан. 1895-1911
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
На рисунке изображена сцена, наполненная юмором и сатирой, представленная лёгкими, выразительными линиями. В центре композиции — два персонажа. Слева, за столом, стоит женщина в простом платье, сосредоточенно занимающаяся работой – возможно, шитьём, о чем свидетельствуют разбросанные на столе ножницы и лоскуты ткани. Ее фигура несколько вытянута, лицо обращено в профиль, и выражение кажется настороженным или удивлённым.
Справа, из-за дверного проёма, выглядывают несколько человек, чьи образы контрастируют с серьёзностью женщины за столом. Особенно выделяется фигура, пригнувшаяся в приступе смеха, откинувшая голову назад, с широко раскрытым ртом и искрящимися глазами. Ее поза полна экспрессии и радости. Рядом с ней виднеются ещё лица: одно, с опущенными веками, тоже смеётся, прикрыв рот рукой, а другое, изображённое над первой фигурой, кажется, с недоумением или испугом наблюдает за происходящим.
Название картины, «Тришкин кафтан», отсылает к известной русской народной сказке, где главный герой, портной Тришка, чинит свой кафтан, постоянно отрезая от него все новые и новые куски, чтобы залатать старые дыры, пока от кафтана ничего не остаётся. Этот подтекст на рисунке намекает на некую ситуацию, где попытка исправить одно приводит к созданию новых проблем или к полному разрушению. Возможно, смеющиеся персонажи олицетворяют тех, кто наблюдает за чьей-то неуклюжей, но забавной попыткой справиться с проблемой, или же они являются частью этой абсурдной ситуации.
Общая атмосфера рисунка — это ирония над человеческими попытками решить трудности, комичность положения, когда благие намерения или действия приводят к непредсказуемым и зачастую смешным последствиям. Художник с помощью минималистичных средств создаёт яркие образы, передавая эмоции и намекая на более глубокий смысл, заложенный в народной мудрости.