ТИЦИАН БОЖЕСТВЕННЫЙ
Император Священной Римской империи Карл V, глубоко почитавший творчество Тициана Вечеллио (около1488-1576), любил повторять: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана?».
А когда художник, работая над портретом императора, однажды уронил кисть, Карл V поднял её со словами: «Услужить Тициану почетно даже императору». Имя этого великого живописца, никогда не изменявшего родной Венеции, стоит в одном ряду с такими титанами Высокого Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Славу Тициану принесли картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как блестящий портретист. Ему не исполнилось и тридцати лет, когда он был признан лучшим живописцем не только Венеции, но и всей Южной Европы.
По стопам Джорджоне
Тициано Вечеллио родился в семье военного в небольшом городке Пьеве ди Кадоре, входившем в венецианские владения. Заметив в мальчике способности к живописи, родители решили отдать его в художественную мастерскую венецианского мастера-мозаичиста. Спустя короткое время юный Вечеллио оказался в учениках в художественной мастерской Джованни Беллини, а несколько позже познакомился с Джорджоне, также венецианцем и одним из крупнейших художников своего времени.
Все творчество Тициана можно условно разделить на два периода: ранний (до 1515), когда он находился под сильнейшим влиянием живописи Джорджоне, и зрелый — в это время Тициан уже был сложившимся мастером, овладевшим всеми средствами и приёмами живописного искусства.
Однако и в молодости, и в зрелости из-под кисти Тициана на свет появлялись образы, существенно отличавшиеся от возвышенных и утонченных персонажей Рафаэля и Леонардо да Винчи. Героев картин Тициана невозможно назвать «небесными существами» — они приземлены, полновесны, чувственны, в них ощущается «языческое» начало. Ранние произведения живописца пронизаны радостью, безоблачным счастьем, осознанием полноты и неисчерпаемого богатства земной жизни. Именно эти чувства испытывает зритель при взгляде полотно «
Любовь земная и Любовь небесная» (1515-1516). Это необыкновенно гармоничная сцена с тремя фигурами: две женщины и ребенок у саркофага на фоне пейзажа, озаренного солнцем. Женщины поразительно похожи друг на друга, но одна из них в роскошном наряде и держит в руке наполненный золотом и драгоценными камнями сосуд — символ преходящего земного счастья; вторая женщина, нагая и прекрасная, олицетворяет богиню Венеру и держит сосуд с огнём — символом вечного небесного блаженства.
Земная сила
В более поздних работах Тициана уже не найти спокойной созерцательности и умиротворённости. Здесь появляются динамика, порыв, сила и энергия. Таковы
«Ассунта» (или «Вознесение Девы Марии»), написанная в 1516-1518 гг., и композиция «
Вакх и Ариадна» (1523) —гимн человеческой красоте и сильным чувствам.
Непреодолимую силу земной женской красоты художник воспел в полотне, позже получившем название «
Венера Урбинская» (1538). Обнажённая Венера, совершенно лишённая возвышенности и характерной для той эпохи одухотворенности образа, тем не менее, прекрасна той земной красотой, которая резко отличает её от Венеры Сандро Боттичелли.
Однако не внешние эффекты в первую очередь привлекали Тициана — он стремился воплотить облик гармоничного человека — будь то мужчина или женщина, чья внешняя красота является всего лишь оборотной стороной не менее прекрасной души. Эту задачу ему удалось решить в прославленном шедевре «
Динарий кесаря» (1516), где Иисус представлен не небесным существом, а благородным, полным достоинства человеком с тонкой душевной организацией.
Новым этапом для художника стало создание сложных многофигурных композиций — таких, как «
Введение во храм» (1534-1538). Множество образов объединены здесь в единое целое центральным событием — введению во храм юной Девы Марии. Цвет, жесты, пластика — все подчинено здесь созданию атмосферы праздника. Тициан позаботился и о том, чтобы изображение не было слишком пафосным, введя в картину образы простолюдинов и торговки яйцами на переднем плане.
И конечно же, полнее всего идея о прекрасном телом и душой человеке воплотилась в портретах Тициана — таких, как «
Портрет молодого человека с перчатками» или «
Портрет Изабеллы Португальской».
Тициан Вечеллио прожил долгую жизнь. До последних дней он не прекращал трудиться. Свою последнюю картину — «
Оплакивание Христа», Тициан написал для собственного надгробия. Он скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 г., заразившись от своего сына, за которым преданно ухаживал.
КОММЕНТАРИИ: 58 Ответы
Очень красивые работы. dia-art.ru
Огромное спасибо
Он, по праву названный титаном эпохи возрождения, знал цену своему таланту и никогда не стеснялся её называть. Мало кто из обыкновенных людей мог похвалиться тем, что владеет хотя бы одним его полотном. Художник писал исключительно для богатых заказчиков. Один из них однажды сказал: «Тициан – это наиболее алчный из людей, когда-либо созданных природой».
Точная дата рождения Вечеллио неизвестна. Предположительно он появился на свет во второй половине 80-ых годов 15 века в итальянском местечке Кадоре. Заметив склонность сына к живописи, отец отправил его учиться в Венецию. Здесь, в мастерской художника Беллини, Тициан познакомился с Джорджоне. Молодой художник, талантливый и утонченный, настолько очаровал Тициана, что юноша, не раздумывая, стал его помощником и учеником. Они проработали вместе до смерти Джорджоне. Техника работы обоих художников была настолько похожа, что после смерти Джорджоне несколько его картин, например «Спящая Венера», дописал Тициан. В 1510 году, спасаясь от эпидемии чумы, Тициан на год переехал в Падую. Здесь по заказу монахов он расписал фресками фасад здания святого Антонио. Манера работы Тициана все еще была близка к манере Джорджоне, но возможность творить самостоятельно наполняла молодого художника верой в свои силы. После возвращения в Венецию Тициан получил приглашение ко двору папы римского, однако отказался от лестного предложения, мечтая стать главным живописцем Венеции.
В 1513 году художник предложил Венецианской республике свои услуги в росписи зала Большого совета, подчеркнув, что только он способен выполнить столь сложную работу. В качестве оплаты Тициан предложил назначить его официальным художником республики. Желанный пост и заказ на картину «Битва при Сполето» был получен художником только через год. Работу над полотном он растянул на целых пять лет, в течение которых исправно регулярно получал деньги из казны и письма от властей с требованием закончить работу. В 1518 году Тициан создал первое значительное церковное произведение – алтарный образ Успения. Заказчикам, монахам-францисканцам, изображение богоматери показалось настолько дерзким и кощунственным, что поначалу они отказались от картины. Тициан тут же выдумал историю про австрийского посла, который якобы умолял его продать ему это панно. Монахи, испугавшись, что могут лишиться картины, тут же забрали Успения.
Рекомендации герцога Альфонсо Фераского, давнего поклонника таланта Тициана, открыли перед художником двери самых влиятельных домов Италии. Вскоре талантливый живописец получил должности первого советника по вопросам искусства сразу при нескольких итальянских дворах. Кардиналы и дворяне, приезжая в Венецию, обязательно наведывались в мастерскую Тициана, чтобы посмотреть картины и заказать свой портрет. Наиболее частым заказчиком был император Карл пятый, который пожаловал Тициану графский титул и назначил своим придворным живописцем. Со временем заказов стало так много, что художник уже не мог выполнить их собственноручно. Картины, начатые великим мастером, дописывали его подмастерья. Но дворяне готовы были платить щедрые суммы даже за те работы, в которых Тициану принадлежал только замысел.
Художник всегда с чувством искреннего восхищения рисовал женщину: Лора, Венера Урбинская, Венера перед зеркалом. Ни одному живописцу эпохи возрождения не удалось создать таких прекрасных женских образов. Тициан воспел не только высокие добродетели, но и чувственную красоту женщины.
Биограф Тициана Дольче писал: «В его произведениях нет никаких изысков, никаких искусственных прикрас, никакой резкости, но есть точные краски, уверенность кисти, мягкость и нежность самой природы». Однако в личной жизни Тициана женщины долгое время играли второстепенную роль. Он отгонял мысли о женитьбе, вспоминая наставления учителя Джорджоне: «Художник не должен прикасаться к женщине, иначе ему придется работать только для того, чтобы прокормить детей». Лишь когда в его доме появилась Цицилия Сольдано, девушка, которую брат Тициана пригласил вести хозяйство, художник отступил от своих правил.
После того как Цицилия родила ему двух сыновей они обвенчались, но этот брак был недолгим. Через 5 лет во время родов Цицилия умерла. Сам Тициан прожил долгую жизнь и скончался во время эпидемии чумы 1576-го года. Уважение венецианцев к великому художнику было столь велико, что его тело вопреки строгим правилам не сожгли, а перенесли в церковь. Время, в которое жил и творил великий художник, осталось в истории под названием эпохи Тициана.
красиво
MAGNIFIQUE
Комментирование недоступно Почему?