Gallerix Logo
Галерея Уотерхаус, Джон Уильям Изображений: 121

Джон Уильям Уотерхаус (1849-1917)

Waterhouse, John William

↓ Список

Джон Уильям Уотерхаус родился в апреле 1849 года в столице Италии. Родители его были довольно известными художниками. Когда мальчик немного подрос, семья приняла решение возвратиться в Лондон на постоянное место жительства, после нескольких лет пребывания в Италии. ... Далее ↓

Леди Шалотт, Джон Уильям Уотерхаус
Леди Шалотт
Марианна перед зеркалом, Джон Уильям Уотерхаус
Марианна перед зеркалом
Пробуждение Адониса, Джон Уильям Уотерхаус
Пробуждение Адониса
Офелия, Джон Уильям Уотерхаус
Офелия
Гилас и нимфы, Джон Уильям Уотерхаус
Гилас и нимфы
Джульетта, Джон Уильям Уотерхаус
Джульетта
Вход Психеи в сад Купидона, Джон Уильям Уотерхаус
Вход Психеи в сад Купидона
Филлида Ватерло, Джон Уильям Уотерхаус
Филлида Ватерло
Русалка, Джон Уильям Уотерхаус
Русалка
Душа розы, Джон Уильям Уотерхаус
Душа розы
Сирена, Джон Уильям Уотерхаус
Сирена
Цирцея, Джон Уильям Уотерхаус
Цирцея
Тристан и Изольда выпивают зелье, Джон Уильям Уотерхаус
Тристан и Изольда выпивают зелье
Офелия, Джон Уильям Уотерхаус
Офелия
Леди Клер , Джон Уильям Уотерхаус
Леди Клер
Ламия, Джон Уильям Уотерхаус
Ламия
Леди Шалотт , Джон Уильям Уотерхаус
Леди Шалотт
Благовещение, Джон Уильям Уотерхаус
Благовещение
Срывайте розы поскорей, Джон Уильям Уотерхаус
Срывайте розы поскорей
Нарциссы, Джон Уильям Уотерхаус
Нарциссы
Клеопатра, Джон Уильям Уотерхаус
Клеопатра
Святилище, Джон Уильям Уотерхаус
Святилище
Гамадриада, Джон Уильям Уотерхаус
Гамадриада
Северный ветер, Джон Уильям Уотерхаус
Северный ветер
Волшебница, Джон Уильям Уотерхаус
Волшебница
Безжалостная красавица , Джон Уильям Уотерхаус
Безжалостная красавица
Анемоны, Джон Уильям Уотерхаус
Анемоны
Ясон и Медея, Джон Уильям Уотерхаус
Ясон и Медея
Ламия, Джон Уильям Уотерхаус
Ламия
Магический круг, Джон Уильям Уотерхаус
Магический круг
Русалка , Джон Уильям Уотерхаус
Русалка
Миранда, Джон Уильям Уотерхаус
Миранда
Цирцея, Джон Уильям Уотерхаус
Цирцея
Волщебница, Джон Уильям Уотерхаус
Волщебница
Сон и его сводный брат Смерть, Джон Уильям Уотерхаус
Сон и его сводный брат Смерть
Обращение к оракулу, Джон Уильям Уотерхаус
Обращение к оракулу
Декамерон, Джон Уильям Уотерхаус
Декамерон
Il Dolce far niente , Джон Уильям Уотерхаус
Il Dolce far niente
Аполлон и Дафна, Джон Уильям Уотерхаус
Аполлон и Дафна
Флора и Зефир, Джон Уильям Уотерхаус
Флора и Зефир
Собранные цветы, Джон Уильям Уотерхаус
Собранные цветы
Святая Цецилия, Джон Уильям Уотерхаус
Святая Цецилия
Весна, Джон Уильям Уотерхаус
Весна
Судьба, Джон Уильям Уотерхаус
Судьба
Эхо и Нарцисс, Джон Уильям Уотерхаус
Эхо и Нарцисс
Слушай мою сладкую флейту, Джон Уильям Уотерхаус
Слушай мою сладкую флейту
Пандора, Джон Уильям Уотерхаус
Пандора
Кристальный шар, Джон Уильям Уотерхаус
Кристальный шар
Мисс Маргарет Хендерсон, Джон Уильям Уотерхаус
Мисс Маргарет Хендерсон
Леди Шалотт, Джон Уильям Уотерхаус
Леди Шалотт
Тщеславие, Джон Уильям Уотерхаус
Тщеславие
Песня весны, Джон Уильям Уотерхаус
Песня весны
Девушки, собираюшие цветы у ручья , Джон Уильям Уотерхаус
Девушки, собираюшие цветы у ручья
Портрет девочки, Джон Уильям Уотерхаус
Портрет девочки
Мисс Бетти Поллок, Джон Уильям Уотерхаус
Мисс Бетти Поллок
Нимфы находят голову Орфея , Джон Уильям Уотерхаус
Нимфы находят голову Орфея
Психея открывает золотую шкатулку, Джон Уильям Уотерхаус
Психея открывает золотую шкатулку
Леди Шалотт, Джон Уильям Уотерхаус
Леди Шалотт
Прекрасная Розамунда, Джон Уильям Уотерхаус
Прекрасная Розамунда
Обращение к оракулу, Джон Уильям Уотерхаус
Обращение к оракулу
Миранда, Джон Уильям Уотерхаус
Миранда
Цветочная лавка, Джон Уильям Уотерхаус
Цветочная лавка
Наяда, Джон Уильям Уотерхаус
Наяда
Любимцы императора Гонория, Джон Уильям Уотерхаус
Любимцы императора Гонория
Леди Шалотт, Джон Уильям Уотерхаус
Леди Шалотт
Бусы, Джон Уильям Уотерхаус
Бусы
Молитвенник, Джон Уильям Уотерхаус
Молитвенник
Цирцея подает бокал Одиссею, Джон Уильям Уотерхаус
Цирцея подает бокал Одиссею
Нимфы находят голову Орфея, Джон Уильям Уотерхаус
Нимфы находят голову Орфея
Пауза на отдых, Джон Уильям Уотерхаус
Пауза на отдых
Дневные грезы, Джон Уильям Уотерхаус
Дневные грезы
Волшебный сад, Джон Уильям Уотерхаус
Волшебный сад
Ариадна, Джон Уильям Уотерхаус
Ариадна
Миссис Хендерсон, Джон Уильям Уотерхаус
Миссис Хендерсон
Прекрасная Розамунда, Джон Уильям Уотерхаус
Прекрасная Розамунда
В гареме, Джон Уильям Уотерхаус
В гареме
Больной мальчик в храме Асклепия, Джон Уильям Уотерхаус
Больной мальчик в храме Асклепия
Шут, Джон Уильям Уотерхаус
Шут
Il Dolce far niente , Джон Уильям Уотерхаус
Il Dolce far niente
Срывайте розы поскорей, Джон Уильям Уотерхаус
Срывайте розы поскорей
Леди Клер, Джон Уильям Уотерхаус
Леди Клер
Безжалостная красавица, Джон Уильям Уотерхаус
Безжалостная красавица
Чудо со снегом в мученичество Евлалии Меридской в Испании в 313 году, Джон Уильям Уотерхаус
Чудо со снегом в мученичество Евлалии Меридской в …
Домашние боги, Джон Уильям Уотерхаус
Домашние боги
Магический круг, Джон Уильям Уотерхаус
Магический круг
Дувушка, собирающая цветы , Джон Уильям Уотерхаус
Дувушка, собирающая цветы
Сбор цветков миндаля, Джон Уильям Уотерхаус
Сбор цветков миндаля
Мариамна, Джон Уильям Уотерхаус
Мариамна
Ласковое лето, Джон Уильям Уотерхаус
Ласковое лето
Данаиды, Джон Уильям Уотерхаус
Данаиды
Фисба, Джон Уильям Уотерхаус
Фисба
Сплетницы, Джон Уильям Уотерхаус
Сплетницы
Голова девушки, Джон Уильям Уотерхаус
Голова девушки
Флора, Джон Уильям Уотерхаус
Флора
Этюд головы корсиканского иноши, Джон Уильям Уотерхаус
Этюд головы корсиканского иноши
Портрет девушки, Джон Уильям Уотерхаус
Портрет девушки
Мисс Клара Кенуорти, Джон Уильям Уотерхаус
Мисс Клара Кенуорти
Диоген, Джон Уильям Уотерхаус
Диоген
Любимцы императора Гонория, Джон Уильям Уотерхаус
Любимцы императора Гонория
Миссис Чарльз Шрайбер, Джон Уильям Уотерхаус
Миссис Чарльз Шрайбер
Сбор апельсинов, Джон Уильям Уотерхаус
Сбор апельсинов
Уличная сцена в Каире, Джон Уильям Уотерхаус
Уличная сцена в Каире
Одиссей и Сирены, Джон Уильям Уотерхаус
Одиссей и Сирены
Пенелопа и ее поклонники, Джон Уильям Уотерхаус
Пенелопа и ее поклонники
Букет, Джон Уильям Уотерхаус
Букет
Нимфы находят голову Орфея , Джон Уильям Уотерхаус
Нимфы находят голову Орфея
Сбор летних цветов в Девонширском саду, Джон Уильям Уотерхаус
Сбор летних цветов в Девонширском саду
Туалетный столик, Джон Уильям Уотерхаус
Туалетный столик
Неаполитанская пряха, Джон Уильям Уотерхаус
Неаполитанская пряха
После танца, Джон Уильям Уотерхаус
После танца
Миранда, Джон Уильям Уотерхаус
Миранда
Мягкое кресло, Джон Уильям Уотерхаус
Мягкое кресло
Портрет девочки, Джон Уильям Уотерхаус
Портрет девочки
Ламия , Джон Уильям Уотерхаус
Ламия
Данте и Беатриче, Джон Уильям Уотерхаус
Данте и Беатриче
На Капри, Джон Уильям Уотерхаус
На Капри
Две итальянские девочки у села, Джон Уильям Уотерхаус
Две итальянские девочки у села
Ламия, Джон Уильям Уотерхаус
Ламия
Перистиль, Джон Уильям Уотерхаус
Перистиль
Дама на балконе, Капри, Джон Уильям Уотерхаус
Дама на балконе, Капри
Матильда, Джон Уильям Уотерхаус
Матильда

Джон Уильям Уотерхаус родился в апреле 1849 года в столице Италии. Родители его были довольно известными художниками. Когда мальчик немного подрос, семья приняла решение возвратиться в Лондон на постоянное место жительства, после нескольких лет пребывания в Италии.

С самого раннего детства Джон видел, как занимались живописью его родители, к ним в дом часто наведывались другие художники, поэты и музыканты. Сама атмосфера Вечного города также навевала особые мечты, связанные с прекрасными скульптурами, изумительными фонтанами, величественными зданиями и архитектурными памятниками, которые украшали Рим, придавая ему особое очарование и отличая от многих европейских городов. Именно совокупность всех обстоятельств детства Джона и привела его творчество к так называемому, позднему прерафаэлитизму. Однако, стоит отметить, что Уотерхаус формально никогда не принадлежал к этому течению.

Не вызывает никаких сомнений то, что образ Рима, навсегда запечатлелся в сердце художника. Героинь своих картин он часто писал на фоне итальянских пейзажей. В основном художник изображал женские образы, заимствованные из древних мифов, легенд и некоторых произведений литературы мистического или исторического содержания, преимущественно эпохи Возрождения. Уотерхаус считается одним из ярких представителей этого направления, которое проповедовало культ Прекрасной Дамы или женщины-богини, во многом стремившихся подражать творениям великого Рафаэля, по-своему интерпретируя женские образы.

Первые уроки живописи, композиции, перспективы и сочетанию цветовой гаммы, мальчик получил от отца. Искусство окружало его всю жизнь и он впитал любовь к нему буквально с молоком своей матери-художницы. Родные и близкие друзья часто называли его «Нино».

В 21 год Уотерхаус успешно выдержал экзамены в престижную британскую Королевскую Академию художеств, где, впоследствии, как и в галерее Гросвенор, организовал много выставок своих работ. Перед поступлением в эту школу юноша помогал отцу в его студии. Этот опыт очень пригодился молодому человеку. Живопись и скульптуру в Академической школе преподавал художник Пикерсгил.

Ранние работы молодого человека некоторыми деталями композиции и образов напоминают картины известного живописца сэра Лоуренса Альма-Тадемы, британского художника нидерландского происхождения, который был самым знаменитым и высокооплачиваемым художником викторианской эпохи.

Другим живописцем, который также оказал значительное влияние на раннее творчество Уотерхауса, был английский барон Фредерик Лейтон, являющийся ярким представителем викторианского академизма, так называемого салонного искусства, тоже в некоторой степени близкий к прерафаэлитам.

Но, подчеркнём, что подражание было относительно недолгим и уже очень скоро Джоном Уотерхаусом был развит свой собственный стиль, в котором гармонично сочетались классицизм, романтизм, фантазия и реальность. Некоторые произведения можно отнести к импрессионизму.

Картины на классические темы были выставлены не только по месту его учебы, но и в Обществе английских художников и галерее Дадли и имели большой успех, привлекая внимание романтическими и мечтательными сюжетами.

В двадцать пять лет (1874) Джон Уотерхаус представил на выставке своё первое крупное произведение «Сон и его сводный брат Смерть», встреченное, как отмечали многие современники, шумным восторгом всех зрителей. Картина заслужила прекрасные отзывы у многочисленных критиков, а художник получил популярность. Это полотно, в дальнейшем, было в составе практически всех его выставок.

На картине, созданной по мотивам древнегреческой мифологии, изображены двое юношей, которые лишь недавно играли на свирелях, так и оставшихся лежать в уголке на маленьком круглом прикроватном столике. Музыка, по-видимому, оказала на них сильное гипнотическое воздействие и они задремали практически в той же позе, в какой занимались музыкой. Один из молодых людей держит в руках ещё не успевшие завянуть ярко-красные маки. Скорее всего, этот юноша и является Сном, поскольку даже цветы, словно убаюканные красивой музыкой свирели, только уснули.

Странное название дал художник своей картине, ставшей его самой знаменитой – «Сводные братья». Уотерхаус долгое время искал наиболее подходящее название своему первому значимому произведению. Как установили исследователи его творчества, он перепробовал довольно много вариантов, в которых изменялась степень родства юношей. Напомним, что в оригинале картина называется «Sleep and His Half Brother Death». В русском переводе можно встретить слова «родной», «единокровный» и даже «брат-близнец». В некоторых изданиях по зарубежному искусству встречается название этой картины как «Гипнос и Танатос». Согласно мифам Древней Греции, Сон и Смерть – близнецы-братья. Их мать богиня ночи – Некта, а отец – бог мрака Эреб, который одновременно приходится им и родным дядей.

Джону Уотерхаусу в Туманном Альбионе явно не хватало вдохновения, и он неоднократно совершал поездки в любимую им неповторимую солнечную Италию, овеянную легендами и мифами Древнего Рима. Здесь художник жадно впитывал яркие образы итальянок и уникальность природы этого полуострова.

Работы этого периода ясно показывают интерес живописца к темам прерафаэлитизма, изображения трагических моментов в судьбах властных женщин («Цирцея Инвидиоза», «Клеопатра», «Цирцея, завлекающая Одиссея», другие), а также к живописи пленэра.

Однако Уотерхаусом написано немало картин на сюжеты английских легенд, в том числе о знаменитом короле Артуре. Одно из таких полотен «Леди из Шалот» (1888), повествующее об Элейне из Эстолата, которая умерла от своей любви к рыцарю Ланселоту, одному из персонажей легенды о короле Артуре и персонаже известной и русскому читателю поэмы Альфреда Теннисона «Волшебница Шалот». На девушке лежит проклятье: она должна всю жизнь провести в заточении в одной из неприступных башен на маленьком островке Шалот и непрерывно ткать гобелены. Ей запрещено выглядывать в окна, но на противоположной от окошка стене висит зеркало, где отражается все, что происходит за этими глухими стенами. Элейн изредка смотрит в зеркало и на её прекрасных гобеленах появляются реальные картины, которые она видит в этом волшебном зеркале. Но один раз в зеркале она неожиданно видит прекрасного юношу, сэра Ланселота. Затворница нарушает условие и выглядывает из небольшого окошка. Это невольное действие приводит к трагедии: зеркало трескается, но девушке каким-то загадочным образом удается совершить побег. На берегу маленькой речушки она видит лодку, забирается в неё и направляет в сторону, куда промчался на коне Ланселот. Печальная мелодия, которую напевает девушка, становится её «лебединой» прощальной песнью и она погибает.

Всего по мотивам этой поэмы Уотерхаус написал три варианта. На первом из них художник изобразил девушку в лодке. Её глаза печальны и устремлены в неизведанную даль. Возможно, там ждет её большая настоящая любовь к рыцарю, на мгновение мелькнувшему в окне. Белое одеяние символизирует чистоту и невинность. На корме виден красивый, ещё не совсем законченный гобелен, часть которого находится в воде. Великолепный пейзаж, как напоминание об Италии, довольно сумрачен. Отступая от перерафаэлитских традиций, живописец писал его без конкретизации отдельных деталей, все своё внимание, уделяя героине.

Впоследствии, живописец создает ещё два полотна на эту тему. В 1894 г. появилась картина «Леди из Шалот смотрит на Ланселота», где девушка изображается в тот момент, когда она выглядывает из окна и видит рыцаря. Нити обмотаны вокруг её бледно-палевого платья, а за спиной можно увидеть потрескавшееся зеркало. Лицо девушки выражает первые чувства к тому, чего она была лишена.

В 1911 году художник пишет третью версию этого сюжета «Меня преследуют тени». Отметим, что это совершенно другой образ, что подчеркивает её алое платье, в отличие от предыдущих вариантов. Здесь уже изображена не наивная девушка, а чувственная Леди. Небольшая уютная комнатка освещается яркими лучами солнца. Поза героини, скорее напоминает скучающую барышню, которая не будет долго томиться взаперти, а поддастся искушению взглянуть на реальный, а не придуманный мир. Возможно, для этой картины ему позировала жена.

В 1883 году женой Джона Уотерхауса стала художница Эстер Кенуорти, также получившая известность, её картины часто выставлялись в Королевской Академии художеств. В семье родилось двое детей. К сожалению, они умерли в раннем возрасте. Но брак двух творческих людей, несмотря на эту тяжелую потерю, можно назвать счастливым. В 1885 г. Джон Уотерхаус избирается членом Королевской академии, а спустя 10 лет становится академиком.

Другая любимая героиня художника – Офелия. В 1889 году живописец изображает её на лугу, в окружении травы и неярких полевых цветов. Почти всё пространство картины занимает образ стройной девушки. Видно, что автор любуется своей героиней. На полотне 1894 г. – Офелия задумчиво сидит на берегу озера. В 1910 г. Уотерхаус изображает девушку около небольшой речушки. Она держится за дерево, и уже психологически готова сделать роковой шаг. В это время он создаёт много портретов известных людей.

С начала XX столетия Уотерхаус принимает активное участие во многих общественных организациях деятелей искусства Великобритании.

За свою жизнь Уотерхаус создал более 200 картин. Его произведения побывали на многочисленных выставках в Англии и во всём мире, как часть движения символистов и везде имели оглушительный успех. Ими любовались не только приверженцы символизма или прерафаэлитизма, но и обычные зрители. В этих полотнах есть что-то такое, что не может оставить равнодушным человека, даже впервые познакомившегося с творчеством знаменитого английского живописца. Каждый найдёт в них что-то близкое его мировоззрению и прочтёт сюжет по-своему. Наверное, это и есть великая сила настоящего искусства.

Его женские портреты получили огромную известность практически во всех странах мира и ценятся не только как произведения искусства, но и приобретаются коллекционерами, как прибыльное вложение финансовых средств. Живописец сумел с большой реалистичностью передать драматизм ситуации, продемонстрировать отличной владение композиционными приёмами и техникой большого мастера. Но, всё-таки, по мнению многих критиков, свою популярность он обрёл благодаря дивному очарованию его моделей.

Если внимательно присмотреться к многочисленным полотнам художника, то мы заметим, что героинями его творчества часто становились не просто женщины из мифов и легенд, а именно властные женщины с трагической судьбой.

Именно эти обстоятельства заставляют Уотерхауса выбирать из подсознания ярчайшие образы.

К огромному сожалению, о его личной жизни известно очень мало – сохранились лишь несколько писем. Даже его натурщицы, позировавшие ему при создании картин, долгое время были неразрешимой загадкой для исследователей его творчества.

На некоторых полотнах, явно просматриваются черты одной и той же модели. Не так давно исследователи творчества этого великого художника идентифицировали её личность. Это мисс Мюриэл Фостер, которая была написана в образе Миранды, Изольды, Психеи и некоторых других. Позировала для художника и Мэри Ллойд, изображение которой можно увидеть на шедевре лорда Лейтона «Пылающий июнь».

Несмотря на сильные боли, вследствие тяжелой болезни, художник, последние десятилетие своей жизни, всё также активно занимался живописью. Он не выпускал кисти из своих рук до самого последнего часа.

Джон Уотерхаус скончался от онкологического заболевания в феврале 1917 года, похоронен в Лондоне на кладбище Kensal Green.

В 1992 г. его изображение появилось на почтовой марке Великобритании.

Эстер Уотерхаус пережила мужа на 27 лет и скончалась в 1944 году.

В наши дни Джон Уотерхаус – один из самых дорогих художников не только в Британии, но и во всём мире. Например, в 2006 г. полотно «Святая Цецилия» было продано на аукционе Christie’s за 6,6 миллионов фунтов стерлингов фонду Веббера.

Картины Джона Уильяма Уотерхауса в других альбомах

Уотерхаус, Джон Уильям - Леди Шалотт

Поиск по фамилии художника:


Комментарии в альбоме

Последние сверху

1) 31/01/2015 Анна:

Сон и его сводный брат Смерть