Вячеслав Короленков, интервью в ЦДХ читать ~7 мин.
В Москве в Центральном Доме Художника в воскресенье 28-го декабря открытие выставки «Радостный день», на которой представлены новые работы московских импрессионистов Вячеслава Короленкова, Александра Боброва и Юлии Андреевой. Перед открытием выставки я встретился с Вячеславом Короленковым в ЦДХ у его картин и задал ему несколько вопросов.
— Вот заканчивается, объявленный президентом, год культуры. Вы можете подвести итоги уходящего года?
— Звучит как-то странно. В моем мозгу не укладываются эти два понятия: президент и культура. В цивилизованных странах начальники этих стран разрабатывают специальные программы по поддержке художнииков. У нас властями отбираются мастерские либо учетверяется арендная плата. Это говорит о том, что художник как носитель культуры в нашей стране никого не интересует. Срубить с него бабки – это нормально. А поддержать его – нет. Зачем? Пусть сам закаляется.
В сентябре я ездил в Латвию. Меня пригласили на пленэр, который организаторы проводили уже тридцать четвертый раз. Он был в небольшом городке Краслава. Так вот такого отношения к художникам я пока нигде не встречал. Бесплатно разместили в отеле, кормили, в заключение пленэра была выставка участников на площади городка. Это был настоящий праздник с участием певцов и танцоров. Было очень много людей. Я увидел, что люди любят по-настоящему город, в котором живут. Они ждут этого пленэра, радуются успехам художников, которых ежегодно в сентябре приглашает местная администрация. Мэр говорил о том, что и впредь будет поддерживать эту традицию. Приятно.
Культура, на мой взгляд, главный стержень государства. Это основа, на которой строится это здание. Газ, нефть, экономика – вторичны. Ну пришел ты домой после своей нефте-газово-продажной работы и что? Даже если в мозгах вертятся только цифры, душа просит успокоения, радости. Тут-то и приходит на помощь культура, ради которой по большому счету мы и существуем. Это наша живительная пища. Без нее мы превращаемся в механизмы, поедающие друг друга. Собственно так уже и ппроисходит.
Дважды в этом году побывал в Черногории. Первый раз с группой моих студентов, я частенько провожу мастер-классы по живописи пейзажа. Удивительные места. На выставке, которая сейчас проходит в ЦДХ, я показываю много работ из этих поездок. Во второй раз я остановился в местечке Свети Стефан недалеко от Будвы. Каждый день солнце, чудесное море и живопись. Что может быть лучше? Объездил всю страну. Она небольшая. Там хорошо.
Осенью в московской галерее на Новинском состоялась выставка «мастерской свободного творчества», которую я веду. Это было замечательное событие, ведь для многих моих студентов это была первая выставка в жизни. Они волновались. Было много людей. Я почувствовал большую радость в сердце за моих ребят. На моих глазах происходит рождение новых талантов. Я вижу огонь в их глазах. Это пожалуй самое главное. Этот огонь, эта энергия творчества сама укажет путь для роста, для совершенствования мастерства.
Ну и пожалуй главный для меня итог этого года в том, что мои работы были замечены иностранными коллекционерами и многие из них переехали на новое место жительства. Этот момент важен для любого художника. Возникает энергия иного качества, на волне которой можно плыть дальше, развиваться, стремиться ещё качественнее писать.
— Вячеслав, в августе этого года Вы стали победителем конкурса, который проводил Галлерикс совместно с клубом Платформа. Хотелось бы получить Вашу оценку и попросить ответить на вопрос, что готовит нам история?Как будет развиваться изобразительное искусство?
— Поступательно. Другого быть не может. Искусство всегда отражает то, чем живет общество сейчас и вместе с этим оно пропитано прошлым. Художник всегда опирается на то, что создано до него. Он вбирает в себя все лучшее и старается выйти за пределы известного. И это дорога, которая не имеет конца. Даже если ему удалось далеко продвинуться, он все равно зашагает по дороге, на которой нет конечного населенного пункта. Это замечательно! Просто движение.
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Все разные. Для одного стул, обмотанный веревками, может быть предметом высокого современного искусства и он готов выложить за него не одну тысячу долларов. Другой в картинах Фешина не увидит ничего, кроме грязи. Искусство будет развиваться в полном соответствии с развитием осознанности людей. Чем больше будет килограммов осознанности, тем тоньше и удивительней будут творения мастеров искусства и тем меньше будет персонажей-начальников, разглядывающих в лупу сторублевку или высматривающих в бинокль гениталии у Апполона в скульптурной композиции на крыше Большого театра.
Настоящее искусство всегда было и будет. И оно элитарно. Его могут оценить очень малое количество людей. На поверхности пена. В глубине – настоящий вкус. Зачастую известные большинству людей художники в среде самих художников не пользуются сколь каким-нибудь уважением. Но они на виду, на слуху, везде мелькают, все их знают. Желтая пресса создает им пиар, а богатые люди хорошо платят. Истинные мастера не рвутся на пьедесталы, они по-настоящему увлечены своим делом и им претит себя возвеличивать. Глянец и троны не для них. Их любят и ценят в художественных кругах. Они формируют малый круг вокруг себя. Он всегда не очень заметен большинству или совсем не заметен, но он есть. Бриллианты ведь не валяются под ногами. Для того, чтобы их найти, нужно очень потрудиться. Нужно видеть. А для этого сначала должна появиться жажда увидеть. Если её нет, то невозможно стать настоящим ценителем искусства.
Развитие искусства – сложная тема. Мне проще говорить о себе. Это ближе географически. Вот он я перед вами выпачканный краской. Каждая новая работа, которая снимается с мольберта, это мой поиск чего-то нового, это мое развитие. Новый шаг может быть неудачным, но мне нравится двигаться. Стоять на месте и повторять найденные эффектные приемы – не для меня. Двигаться и быть все время новым для самого себя – это мое, это невидимый двигатель, который работает даже во сне.
— Что Вы решили показать на этот раз? Какие этапы Вашего творчества Вы продемонстрируете ценителям искусства?
— Главная работа «Русалка». Огромное количество подготовительных рисунков, этюдов, поисков. Она живет во мне лет двадцать. Первый вариант я показывал в ЦДХ в 1994 году. Его приобрёл коллекционер из Японии. У этой работы длинная история, связанная с моими любовями, разводами, моими страданиями, размышлениями о мужчине и женщине, о страсти.
Я показываю ещё четыре женских образа на этой выставке. Один из них карнавальный – «Девушка-птица» и три работы с обнаженными моделями.
Пейзажи в этот раз из Латвии, Черногории, из нашей средней полосы России. Большая работа «Массандра», написанная в Гурзуфе. Все работы написаны с натуры, все несут энергию тех мест, где я побывал в этом году.
Ты – улыбка утра, пробуждающего спящих
— Какие Ваши планы на будущий год?
— В том году я не был в Крыму. Скучаю. Для художника – райские места. Если звезды сложатся, по весне отправлюсь в Гурзуф. Это лучшее место, пока ещё не тронутое современным архитектурным дизайном. Там очень хорошо. Коровин, Чехов знали толк в выборе места для своих дач.
В марте в московской галерее на Новинском будет выставка моей «мастерской», я покажу новые работы и работы моих студентов. Потом хочу поехать в Конью на международный пленэр, куда меня давно приглашают, а я все никак не выберусь. Надеюсь разведать новые места в Словении. Там поселился мой приятель. Судя по фотографиям, там волшебно. Горы, маленький городок, горная река. И море недалеко. Ну и выставки, выставки в ЦДХ и других местах. Информацию я буду выкладывать в Фейсбуке. Заходите на огонек!
Выставка в ЦДХ продлится до 11 января 2015.
Сергей Фатеев © Gallerix.ru
- Сергей Фатеев: «Новинские посидюльки» в галерее «На Новинском»
- Выставка «Мастерская свободного творчества под руководством Вячеслава Короленкова» в «Художественной галерее на Новинском»
- Центр Исследования Русской Культуры провёл заседание «Платформы»
- Юлия Андреева. ЦДХ. Выставка «Радостный день»
- Игорь Дрёмин: Вася Ложкин. Выставка в ЦДХ
- Пастели Елены Шнитко и Натальи Бернгарт на выставке в зале ЦДХ
Комментирование недоступно Почему?