Как научиться рисовать портрет:
Структура и форма читать ~29 мин.
Структура и форма
Взаимодействие частей тела
Для изображения человеческой фигуры необязательно досконально знать ее анатомию, однако все же полезно представлять себе, как взаимодействуют основные части тела — голова и шея, туловище и руки или ноги,
Шея, к примеру, вовсе не вертикальная трубка, соединяющая голову и тело, — она слегка наклонена вперед.
На этих страницах показаны различные способы упрощения человеческой фигуры, облегчающие изучение ее структуры и формы, Полезней посмотреть, как движутся относительно друг друга суставы, чем просто нарисовать их контуры. Составленная из спичек фигура показывает положение суставов в конкретной позе.
Даже такая простая фигура из спичек будет выглядеть «неправильно», если вы не научитесь передавать взаимодействие между различными частями скелета.
Изучение скелета
Знание основных частей скелета поможет вам реалистически изображать движение. Ось человеческой фигуры, позвоночник, ограничивает движение крепящихся на нем костей. Особенно полезно помнить про кости, которые видны под натянутой кожей. Локоть, запястье, колено и лодыжка всегда на виду, как и позвоночник, который явственно выступает выше лопаток и внизу, где он соединяется с костями таза. Лопатки, ключицы и верхний край таза тоже видны достаточно отчетливо. Помните о том, что некоторые позы подчеркивают строение скелета, — так, при поднятых руках более явственно вырисовывается грудная клетка.
Изучение жестяной фигуры
Фигура, как бы составленная из жестяных банок цилиндрической формы, — хороший способ для упрощенного изображения человеческого тела. Его большое преимущество состоит в том, что цилиндры рисовать в перспективе гораздо легче, чем более сложные формы, например бедра. Вы можете превращать эти цилиндры в усеченные конусы, отчего они становятся более похожи на настоящие части тела.
Упрощенная жестяная фигура достаточно убедительна, чтобы служить основой для облачения фигуры в плоть и одежду. Анатомический рисунок из книги облегчит вам эту задачу и поможет различить скрытую под кожей форму мышц и то, как они растягиваются и сжимаются.
Изучение силуэта
Цельная форма силуэта лишена отвлекающих деталей — одежды и поверхностной фактуры, она передает лишь общие пропорции тела. Помимо общей формы тела обращайте внимание на места, где находятся суставы, и тогда вам удастся правильно уловить пропорции человеческой фигуры.
Поэтапное изображение фигур
Обычно начинающие художники предпочитают рисовать стоящих людей и боятся изображать их в других позах. В таких случаях полезно искать простые формы. В суставах можно увидеть треугольники; коленные чашечки и локти можно представить в виде кругов на конце узких и длинных цилиндров. Например, вы можете убедиться, как треугольники послужили основой для построения рисунка (справа).
Для начала займитесь изображением жестяных фигур в различных позах; не переходите к деталям до тех пор, пока не будете удовлетворены своим результатом. Если вы недостаточно уверены в передаче перспективы цилиндрических форм, тренируйтесь на жестяных фигурах, рисуя их во всевозможных ракурсах, причем особое внимание уделяйте укорачиванию. Углы и пропорции замеряйте карандашом.
Прежде всего нарисуйте основные линии, определяющие очертания вашей модели; это будет фигура из спичек плюс все основные формы, какие вы можете заметить. Внимательно следите за соотношениями между формами и линиями тела натурщика, не забывая о пропорциях и перспективе. Затем приступайте к цилиндрическим жестяным формам, представляющим собой переход к фигуре, полностью одетой в плоть.
Наметив основные формы, приступайте к уточнению контуров фигуры. Работайте над ними, пока не увидите, что они правильно передают осанку, соответствуют укороченной перспективе и точно показывают, как сгибаются руки и ноги. После этого вы можете добавлять важнейшие детали — линию волосяного покрова, пальцы на руках и ногах и черты лица.
Наконец, переходите к округлению форм жестяной фигуры, придавая ей больше реализма. Присматривайтесь и наблюдайте, как сжимаются или растягиваются мышцы, собирается ли складками кожа. Помните о том, что форма мягких тканей руки меняется при контакте с твердой поверхностью. Затем добавляйте тон.
Маленькие дети
Пол, рост, вес и возраст — у взрослых это переменные величины, которые приходится учитывать. А вот маленькие дети резко отличаются по своей внешности от взрослых и детей постарше.
Хотя пропорции тела тут другие, однако, рисуя маленького ребенка, вы проходите в основном через те же этапы, что и со взрослыми людьми. Большая часть скелета прячется под жировым слоем, однако руки и ноги будут выглядеть (неправильно, если вы ошибетесь в создании основной структуры. Для передачи формы рук и ног постепенно превращайте жестяные формы , в форму орудийных стволов. Ножки и ручки маленького ребенка довольно крупные по сравнению с телом. Черепная коробка значительно крупнее по сравнению с лицом взрослого, зато черты лица более мелкие.
Маленькие дети не станут вам долго позировать, если только они не спят. При создании группового портрета рисовать нужно в первую очередь их, и очень быстро, а уж потом переходить к зарисовкам старших детей и взрослых.
Далее Голова и черты лица