Как научиться рисовать портрет: Язык тела читать ~29 мин.
Язык тела
Язык тела и настроение
С помощью языка тела можно придавать рисунку определенное настроение. Так, он может вызвать у зрителя ощущение определенной погоды: на холоде мы дрожим и даже слегка горбимся, чтобы сохранить тепло своего тела. При сильном ветре мы напрягаем тело, удерживая равновесие, даже наклоняемся вперед, если идем навстречу вихрю. От жары мы проявляем признаки сонливости.
Наблюдайте, как настроение отражается на осанке людей — от тревоги и волнений они принимают напряженные, неподвижные позы, а при отдыхе их тело становится обмякшим, а позы ленивыми.
Группы людей
Иногда определенный язык тела проявляется лишь в группе людей, когда речь идет о положении человека в обществе и его самооценке. Сравните позы сильных личностей, например учителей или популярных политиков, с почтительными позами окружающих их людей — обратите внимание на агрессивный вид и претензию на лидерство. Дружба предполагает открытые, непринужденные позы, а влюбленные прижимаются друг к другу. Интересно изображать детей, поскольку их непосредственность проявляется в отчетливо выраженном языке тела. Пожилые люди обычно более сдержанны, и это (вместе с замедленными движениями) создает совершенно иной язык тела.
Рамка и композиция
Композиция не обязательно должна отражать в точности то, что вы видите. Возможно, вам захочется разместить разные ее элементы на бумаге совсем по-другому, или вы решите сосредоточить внимание на одном человеке из всей группы. Вы можете даже нарисовать его не целиком, а лишь какую-то часть. Например, можно изобразить только его голову, сделав глаза фокусной точкой, как на этом портрете годовалого малыша.
В хороших композициях отношения между отдельными элементами приводятся в гармонию, а фокусной точкой делается главный персонаж. Решайте с самого начала, что станет фокусной точкой вашей композиции.
Рамка
Иногда бывает непросто изобразить группу людей или даже одного человека. Взяв его в рамку, вы выделите какую-то часть общего пространства, а в ней вам будет проще решить, что сделать фокусной точкой. Методы выделения рамкой показаны на соседней странице.
Рамку можно сделать из двух картонных уголков (1), сложенных под прямым углом, так, чтобы она получалась квадратной или прямоугольной, формы и можно было бы менять ее величину. Можно также вырезать картонную рамку размером с ваш лист бумаги (2). Или даже сложить ее руками (3). Поставьте их вертикально, ладонями наружу, так, чтобы большие пальцы соприкасались; оба пальца должны при этом составлять с кистью руки прямой угол.
Прежде чем переходить к сложным композициям, тренируйтесь на простых. Делайте грубые наброски, добавляя детали только после того, как вы наметили основные формы. Экспериментируя с рамкой и композицией, прибегайте и к помощи фотографии.
Окружающие детали
Обнаженная натурщица на кушетке будет выглядеть странно «плавающей» в пространстве, если вы не нарисуете кушетку. Некоторые рисунки нуждаются в контексте; зарисовка художественного класса (внизу) окажется неполной без комнаты для занятий, стены которой также помогают наметить глубину рисунка. Помните о том, что задний план должен дополнять информацию, а не отвлекать внимание зрителя, — поэтому не перегружайте его деталями или фактурой.
Далее Человек в движении