Как научиться рисовать собаку: #2 читать ~30 мин.
Свет и тень
Большинство рисунков создаются первоначально в виде простых контуров, без всякого намека на объемность — как это наглядно видно на двух помещенных внизу рисунках. Первый из этих рисунков не более чем крут, но, если нанести на него тени, он тут же приобретает убедительную округлость и осязаемость.
Изучение световых эффектов
Для понимания принципов распределения света и тени потратьте немного времени и посмотрите, как влияет свет на какой-то конкретный предмет. Простая, круглая форма (мяч или круглый плод) лучше всего подойдет для такого упражнения. Кроме того, лучше сделать это дома, взяв единственный источник искусственного освещения — фонарь или настольную лампу: в отличие от естественного освещения таким источником света легче манипулировать, и он не будет создавать сложные тени. Перемещайте лампу вокруг вашего круглого предмета, подносите ближе, удаляйте, постоянно наблюдая, как это влияет на «моделирование» — создание с помощью света и тени ощущения объемной формы.
Освещенные участки и тени
Свет и тень не только придают объемную форму плоскому предмету, по и подчеркивают, где на нем имеются выпуклости, а где впадины и ямки. Луч всегда высвечивает все выступающие части, до которых он достает. Углубления и вогнутые места, находящиеся на повернутой от света стороне сферы, будут лежать в тени.
Отраженный свет
Свет может себя вести и неожиданным образом. Так, например, участок сферы, дальше всего отстоящий от источника света, не всегда будет самым темным. Объясняется это тем, что свет будет отражаться от окружающих поверхностей и падать от них на сферу, порождая тени, различные по своей интенсивности. А внутри этих теней могут возникать более светлые пятна, или отблески.
Кроме того, свет может падать на предмет не только из одного источника, хотя этот источник и будет более мощным, чем остальные.
Вариации в тоне
Моделирование изображения собаки — превосходный пример того, как действуют эти тонкие механизмы распределения светотени. В отличие от простого круглого мяча или апельсина форма собачьего тела достаточно сложная, она состоит из целой серии выпуклостей и впадин.
Чтобы вам было легче определить, какие участки на вашем предмете изображения ярко освещены, а где лежат полутени и тени, разделите его на несколько простых форм. Вы увидите множество оттенков, лежащих между самыми освещенными и самыми затененными местами, но это упражнение можно упростить, взяв, скажем, лишь два-три тона: темный для участков с самой густой тенью, средне-серый для средних тонов и белую бумагу для тех поверхностей, на которые падает прямой свет.
Естественное освещение
Естественное освещение изменчиво, его интенсивность и направление зависят от времени суток. Вам необходимо об этом помнить, если вы работаете под открытым небом — скажем, делаете там зарисовки собаки, — поскольку этот фактор будет влиять на интенсивность освещенных поверхностей и распределение теней. Чтобы вам не пришлось постоянно вносить поправки в свой рисунок, вы можете, нарисовав основные контуры собаки, поступить так: запомнить положение источника света на какой-то момент и слегка наметить положение теней.
Падающие тени
Помимо ярко освещенных и теневых участков на гамом предмете, свет также заставляет предмет изображения отбрасывать собственные тени. Если по каким-то причинам свет направляется из двух и более источников, это может создавать сложности для художника, поскольку один луч света может уничтожать, частично или полностью, тени, создаваемые другим источником, как это показа но на рисунках внизу.
Поэтому, приступая к передаче светотени, упрощайте свою задачу и старайтесь, чтобы свет падал на ваш предмет изображения только из одного источника.
Формы и углы
Тени ложатся иод тем же утлом, под каким на предмет падает снег, поэтому вы должны внимательно следить за положением источника света и за соответствующим положением теней. Следите также и за формой тени. Она никогда не повторяет форму предмета, который ее отбрасывает, а всегда искажает ее. Положение источника света всегда влияет на длину тени: так, если солнце близко к зениту, тени у всех предметов короткие, а висящее над горизонтом светило рождает вытянутые тени.
Поверхность, на которую падает тень, также меняет свои очертания. Сравнительно ровная плоскость, такая, как деревянный пол, останется достаточно гладкой: неровная поверхность, например трава, разобьет тень на множество полосок и пятен.
Фактура шерсти и окрас
Для передачи окраса и фактуры шерсти у разных пород собак требуется не только мастерство, но и правильный выбор красящих материалов и поверхности изображения — лишь тогда вы сумеете получить желаемый эффект. Чем больше вы будете экспериментировать со всевозможными изобразительными средствами, тем лучше научитесь с ними работать и тем более удачный выбор сможете при необходимости сделать потом.
Разнообразие фактуры
Рисуя собак разных пород, вы будете сталкиваться с тремя основными фактурами шерсти: с короткой шерстью, придающей собаке гладкий вид; с длинной, ниспадающей шерстью и с кудрявой шерстью. Помимо этой фактуры, породы отличаются по окрасу и пятнам на шкуре.
Неопытному художнику трудно передать мягкость собачьей шерсти на двухмерной поверхности с помощью только одного карандаша. Есть интересный прием - делать это мягким карандашом на гладкой или слегка зернистой бумаге. Получаются очень тонкие штрихи, если держать карандаш легко и почти не надавливать на него, рисуя участки шерсти, на которые падает свет. Можно усилить нажим, когда надо изобразить волосы на затененных поверхностях. А сначала нанести отдельные штрихи, передающие направление, в котором растет шерсть, и стараться, чтобы эти штрихи располагались как можно ближе друг к другу, ради достижения бархатного эффекта.
Поведение и эмоции
Собаки выражают и своим телом, и мордой обширный диапазон эмоций, от испуга и агрессивности до бурной радости при виде хозяев. По своей природе собака — охотник и стадное животное, и это делает ее общительной внутри своей группы, но готовой защищать территорию от посягательства чужаков.
Этот инстинкт по-прежнему силен и в наших собаках; благодаря ему из многих пород получаются прекрасные сторожа. До недавнего времени собака жила почти в каждой семье. И каждое животное, независимо от породы, всегда обнаруживало этот территориальный инстинкт. Поначалу собака ведет себя агрессивно со всяким, кто приближается к дому но потом, узнав члена семьи, радостно приветствует его. Затем они — порой весьма неохотно — принимают незнакомца в новые члены «стаи» — семьи.
Помощь фотоаппарата
Собаки очень активные животные, особенно в молодые годы. Многие любят играть с посторонними предметами, гоняться за мячом принимать интересные позы и быстро их менять.
Такое поведение почти невозможно запечатлеть на бумаге. Помимо физической невозможности нарисовать так быстро позу собаки или даже хотя бы пару штрихов, почти невозможно держать все время под рукой нужные материалы. И вот тут фотоаппарат может оказаться бесценным помощником. Множество фотоснимков, запечатлевших такие редкие моменты, поможет вам в работе.
Необычные ракурсы
Такой тип поведения нелегко передать с достаточной убедительностью, даже если вы прибегаете к помощи фотографии, поскольку собак обычно не видят в таких ракурсах и они выглядят очень странно. Если вы любите рисовать собак с самых разных и необычных точек зрения, а не только в традиционных и привычных позах, вы наиболее полно научитесь передавать форму собачьего тела.
Изображение эмоций
Собаки умные и, следовательно, очень эмоциональные животные; они умеют выражать обширный диапазон чувств, от злобной агрессивности до бурной радости и полной покорности. Впрочем, есть породы, у которых на морде остается постоянно одно и то же выражение; но это только так кажется и объясняется исюпочительно особенностями анатомии таких собак.
Ваше смущение еще усугубится, когда вы обнаружите, что такая собака выражает самые разные эмоции при помощи одного и того же выражения морды. И тогда вам только останется догадываться об истинном характере собачьих чувств. Так, собака прижимает уши. когда выражает агрессию, испуг или покорность. Она оскаливает верхние зубы, проявляя агрессивность или страх, а когда демонстрирует вам свою покорность, ее пасть либо закрыта, либо приоткрыта совсем немного. Поэтому, изображая какую-то эмоцию собаки, вы должны понимать ее и правильно соединять несколько элементов, например уши. глаза и позу.
И снова напоминаю об осторожности: если собака испугана, это вовсе не значит, что ее можно не бояться. Напутанные собаки часто бывают опасными, так что будьте осторожны.
Собака ест или пьет
Для начала выбирайте себе что-нибудь полегче, чем прыгающая или катающаяся по траве собака. Хорошим предметом изображения тут может оказаться собака, остановившаяся, чтобы что-то съесть или попить воды.
Правда, собаки имеют обыкновение пожирать свою пишу за считанные секунды, однако это время можно значительно увеличить, дав что-либо «долгоиграющее». Это может быть искусственная кость или другое твердое изделие, приправленное мясным запахом, — их можно купить в ларьках, где продаются товары для животных. Короче, дайте собаке что-то такое, с чем ей придется некоторое время повозиться. И тогда у вас появится возможность выбрать нужный ракурс и либо выполнить тщательно выверенный рисунок, добавив к нему максимальное количество деталей, либо набросать два-три быстрых эскиза с разных точек
Собака непременно ляжет, если будет обгладывать кость; пить или есть мягкую пищу она будет стоя; помните и об этом, когда будете выбирать, какая ситуация вам наиболее желательна.
Гибкий изобразительный материал
Благодаря своей гибкости акварельные краски могут служить превосходным средством для изображения собак и их различных типов поведения. Акварель позволяет делать точные, детальные, реалистические рисунки, с другой стороны, вы можете той же самой краской и кисточкой выполнить свежую зарисовку в свободной манере. Кроме того, можно соединять ее с цветными карандашами, рисуя ими поверх акварельного слоя, чтобы подчеркнуть отдельные детали и придать рисунку «новое измерение».
Далее #4
- «Как далеко она ушла» Мэри Худ, краткое содержание
- Выставка фотохудожника Анны Матвеевой «Уникальность»
- За умными и хорошими книгами на интеллектуальную ярмарку
- Константин UZHVE «COMBO SHOW»
- Тоновый рисунок натюрморта
- Как нарисовать голову коня, поэтапно
- Учимся рисовать птиц
- Как научиться рисовать лошадь