Как научиться рисовать собаку:
#3 читать ~30 мин.
Работа с натуры
Если вы отправляетесь на улицу, чтобы поискать подходящих четвероногих «натурщиков», ограничьтесь для начала одним изобразительным материалом. Так, если вы предпочитаете рисовать карандашом, возьмите с собой один карандаш средней твердости (скажем, В), точилку и, разумеется, альбом для зарисовок. Ластик вам не нужен: если вы увидите, что сделали ошибку и не там нарисовали линию, просто нарисуйте ее на нужном месте. Если потребуется, вы сотрете лишние линии потом, так как это показывает, где вы ошиблись и как потом исправили ошибку Ведь все это составляет процесс обучения.
Впоследствии вы сможете пополнять свой «джентльменский набор» — по мере накопления опыта и уверенности. А пока что не увешивайте себя лишними предметами, пока не перепробуете дома все имеющиеся у вас под рукой материалы и не выберете, что вам нравится больше всего.
Движение
Движения бегущей или прыгающей собаки невозможно проследить глазом: они слишком быстрые. По этой причине их невозможно нарисовать с натуры. Стремительней всего движугся собачьи ноги. Их положение постоянно меняется, и, в сущности, это происходит в строгой последовательности, состоящей из целой серии отдельных мелких движений; чем-то это напоминает отдельные кадры из мультиков. Человеческий глаз не в состоянии их фиксировать — а вот фотоаппарату это по силам.
Отдельные кадры
До изобретения фотографии людям просто приходилось догадываться, как движутся торс и ноги различных животных. Зато теперь, с помощью фотоаппарата, видео и телекамеры, можно «заморозить» движения собак и других животных и, таким образом, точно определить, что происходит в какой-то конкретный момент; а что еще важнее — понаблюдать, как согласуются между собой по времени отдельные движения.
Рассмотрите серию фотоснимков, сделанных фотоаппаратом, которым пользуются спортивные фотокорреспонденты, — он автоматически фотографирует отдельные кадры в быстрой последовательности. Результат получился интересный — серия кадров, отчетливо показывающих серию движений, которые выполняет собака, прыгая на задних лапах высоко в воздух, чтобы поймать мяч.
Рисунок по памяти
Если вы рисуете с натуры, следуйте такому правилу: какое-то время просто наблюдайте за собакой и ничего не рисуйте. Потом, пока еще у вас в мозгу хранится свежая информация, быстро перенесите на бумагу все, что вы можете вспомнить.
Ритмы движения
Изображая движущуюся собаку, старайтесь не думать о качестве своей работы, не стремитесь к совершенству. Считайте, что для вас это упражнение, а ваша цель — передать сущность движения собачьего тела. Следите за ритмами ее тела — плавным взлетом линий и углов. Если вам удастся уловить эти ритмы, направьте свои усилия прежде всего на изображение основных форм; детали, если они потребуются, вы всегда сможете дорисовать потом.
Широко и свободно
Если вы будете уделять деталям слишком много внимания, это отвлечет вас от главных признаков движения. Чтобы верно передать общую динамику и предельно наполнить движением ваши линии, рисуйте быстро — и широко. Тогда ваша рука обретет свободу и вы создадите динамичные линии. Однако постарайтесь выбрать удобный для вас масштаб: если вы принудите себя рисовать неестественно широко, это не раскрепостит ваш стиль, а скует его еще больше.
Рисуйте по частям
Вместо того чтобы рисовать собаку целиком, вы можете, если хотите, для начала направить внимание на отдельные части ее тела. Так, вы можете изучить, как сгибается передняя нога и как меняется у собаки при ходьбе угол между верхней и нижней частью лапы. Понаблюдайте, каков угол между головой и шеей. Когда вы почувствуете себя уверенней, беритесь за все тело в целом — помня, как всегда, что рисунок нужно строить начиная с основных форм, линий и улов.
Если вы станете придерживаться этой системы, то со временем ваши наблюдательность, память и знание анатомии собаки значительно улучшатся и позволят вам — достаточно точно — изображать движущихся собак с различной формой тела.
Новый ракурс
Когда вы почувствуете себя уверенней в передаче движения, беритесь за новую задачу — попробуйте рисовать собак в разных ракурсах. Нарисуйте собаку снизу, когда она подпрыгнет, чтобы поймать брошенный вверх предмет; или можете нарисовать собаку, бегущую вам навстречу или прочь от вас. Здесь вы поймете, что не зря тратили время и силы, когда учились передавать отдельные части собачьего тела в движении. Теперь эти навыки вам очень помогут.
Эскизы
Каким бы искусством или ремеслом вы ни занимались, единственный путь к мастерству лежит в практике. Для художника зарисовки, эскизы - великолепный способ развития руки и навыков рисования и, как таковые, важная часть процесса обучения. Они не только оттачивают вашу наблюдательность и зоркость, но и пополняют ваши знания и понимание структуры и формы.
Виды эскизов
Характер эскизов может быть самым разным. Например, вы можете делать в своем блокноте быстрые и небрежные зарисовки, цель которых — запечатлеть движение. В других случаях это будут подробные рисунки различных частей тела, которые впоследствии когда-нибудь вам пригодятся как справочный материал при создании рисунка, а также пополнят ваши познания в анатомии собаки.
В блокноте вы можете экспериментировать с разными изобразительными материалами и приемами, осваивая их более детально.
Рабочие рисунки
Делая зарисовки, не огорчайтесь, если они не всегда получаются у вас безукоризненными. Помните о том, что зарисовки и не должны быть красивыми произведениями искусства, достойными места в рамке на стене. Хотя кое-какие из них все-таки могут оказаться очень удачными, все же в первую очередь это рабочий материал. Смотрите на каждый эскиз просто как на упражнение, на один из многих ваших шагов на пути к мастерству.
Выбор по памяти
Вот метод, который поможет вам усовершенствовать вашу наблюдательность и умение выбирать. Сначала используйте свои глаза — рассмотрите собаку, отметьте основные формы и утлы на ее теле, затем, пока информация еще свежая, быстро нарисуйте ее по памяти. Не глядите на животное до тех пор, пока не перенесете на бумагу все, что вам удалось запомнить.
Делая такие зарисовки по памяти, вы начнете понимать, какая вам требуется информация, чтобы создать представительный рисунок, и — что не менее важно — какие детали вам не требуются. Часто повторяя это упражнение, вы накопите опыт и будете знать, на что обращать внимание в первую очередь и что фиксировать на бумаге.
Хорошая практика
Постарайтесь выработать у себя привычку всегда и повсюду носить о собой блокнот удобного размера и несколько красящих инструментов — это хорошая практика для художника. И тогда, если вы заметите что-то, что вам захочется перенести на бумагу, вы сможете незамедлительно осуществить свое желание.
Помимо хорошей тренировки руки, рисунки, которые останутся в вашем блокноте, могут стать для вас ценным справочным материалом, если "вы не будете знать, как выглядит та или иная деталь и вам понадобится информация.
Термин «композиция» применяется для размещения на бумаге различных элементов таким образом, чтобы они составляли приятную для глаза, гармоничную картину. Обдумывая композицию своего рисунка или картины, полезно учитывать несколько общих правил.
Решите, что включить в рисунок
Одно из важнейших правил состоит в том, что вы не должны включать в рисунок все, что видите перед собой. Например, рассмотрев групп)-- из нескольких собак или людей с собаками, рисуйте не всех, а на одну-две фигуры меньше; таким образом вы улучшите композицию. Либо перенесите собаку или человека на другое место в рисунке.
Поступая так, вы не погрешите против истины — наоборот, такой творческий подход сделает композицию рисунка более интересной или даже замечательной. Те же самые принципы действуют и тогда, когда вы рисуете одну-единственную собаку. Вы можете исключить или приглушить отдельные места рисунка, чтобы направить внимание зрителя на какую-то точку изображения, например на голову собаки.
Фокусная точка
В любой композиции должна иметься точка или часть поверхности, притягивающая глаз благодаря каким-то своим визуальным качествам или расположению остальных элементов картины. Это и есть фокусная точка.
Представьте себе, например, что перед вами толпа людей, пришедших на дог-шоу. У всех на поводке по маленькой собачке темного окраса, а у одного посетителя крупный светлый дог. Ваш взгляд будет неминуемо направляться на этого дога, потому что он отличается от остальных собак; он-то и составляет фокусную точку для этой группы.
Если эта собака окажется в самом конце ряда, размещение фигур получится неудачным; так что будет лучше, если вы передвинете дога куда-нибудь ближе к середине. Эту фокусную точку можно усилить, подчеркнуть, сделав одежду хозяина дога поярче, чем у остальных фигур.
«Интересное» смещение
Ваш рисунок получится более интересным, если эта собака будет чуть смещена в сторону от центра.
Фокусная точка, расположенная прямо в самом центре, тоже может оказаться удачной, но тут нужно действовать с большой осторожностью, все обдумать, иначе рисунок получится слишком «лобовым», надуманным.