Конструктивный рисунок натюрморта из геометрических тел:
Работа над пропорциональными отношениями предметов натюрморта читать ~21 мин.
Работа над пропорциональными отношениями предметов натюрморта
Уточните пропорциональные отношения между шириной и высотой набранной массы на листе, сравнив их с натурой, и убедитесь, что это не изменило композиционное решение в худшую сторону. Для этого используйте метод визуального измерения с помощью карандаша. В этом методе сторона карандаша используется как мерный инструмент, на ней можно визуально зафиксировать величины предметов натюрморта и произвести их сравнение между собою. Затем так же произвести измерения в своем рисунке и выяснить наличие пропорциональных соответствий с натурой.
Чтобы измерения были точными, нужно во время них карандаш всегда держать только на вытянутой руке и никогда не использовать короткие карандаши. Найдя пропорциональное отношение высоты к ширине массы натюрморта, получим два пропорциональных отрезка. Это будут ваши первые правильные размеры, и все последующие размеры должны соотноситься только с ними.
Опять-таки в легких линиях найдите пропорциональные, гармоничные отношения между предметами и композиционной массой в целом, как бы вычленяя из большей массы меньшие. Если в натюрморте имеются тела вращения (такие как шар, цилиндр, конус), найдите положения их осей.
Гармония (harmonia) - созвучие, согласие. Это согласие, созвучие в композиции между теми частями, которые мы составляем и соединяем. В античной эстетической культуре — это мера всех вещей, идеал, к которому должен стремиться человек в своем творчестве. Как же согласуются между собой части гармоничного целого в композиции? Пропорционально, причем в закономерном соотношении. Этот закон называется «Законом золотого сечения»: АВВС = АСАВ.
Пропорция (proportio) — соотношение, соразмерность. Соотношение размеров отдельного элемента и всего произведения в целом.
Обратите внимание, что первые гармоничные пропорциональные отношения «золотого сечения» были найдены между пространством листа и массой натюрморта, расположенного в пространстве листа (когда мы еще работали над композицией). По мере продвижения в рисунке мы постоянно будем сталкиваться с пропорциями «золотого сечения» и осмысливать, почему эти отношения так приятны нашему глазу.
Далее Конструктивное построение геометрических тел в пространстве листа