Обрамление картин читать ~16 мин.
В какой бы технике вы ни работали - в живописи маслом, акварелью, пастелью или коллаже, вам просто необходимо детально изучить процесс обрамления собственных произведений. О том, как правильно обрамлять картины нам рассказывает американский художник Росс Меррилл.
Оформление работ, возможно, не менее важно для создания неповторимого характера законченной картины, чем последний мазок на ее поверхности. Тем не менее художники относятся к этому, как к чему - то второстепенному; очень часто проблема оформления - нечто внезапное, запоздалое и даже вынужденное. Если вы воспринимаете работу над обрамлением именно так, то во многом теряете его огромный потенциал. На практике, расположив собранную раму на еще незаконченной картине, вы поймете, что еще следует сделать для ее завершения. Если говорить о функциональных аспектах, то добротная рама защищает работу от повреждений, ударов и разрывов. А что касается чисто эстетических вопросов, хорошая рама позволяет точно акцентировать самые важные качества картины и выделить ее истинную красоту. В руках профессионального багетчика даже посредственная вещь может «зазвучать» в полную силу.
Основные практические моменты
Независимо от того, как именно вы собираетесь поступить - отдать работу профессиональному багетчику или собрать раму самостоятельно, очень полезно знать главные рабочие моменты обрамления и некоторые нюансы, связанные с ним. Но сначала познакомимся с основной терминологией багетного дела. Багет (Molding) декоративно оформленные планки, образующие собственно раму. История багета берет начало в элементах архитектурной отделки; он может изготавливаться из планок, украшенных резьбой, формованного дерева или даже гипсопластика. Багет, как правило, протравливается, покрывается краской или позолотой. Фальц - углубление, вырезаемое во внутренней грани рамы для картины.
Лицевое покрытие (Glazing) прозрачное защитное покрытие поверхности картины, обычное или акриловое стекло. Прокладки, слипы (Spacers) небольшие полоски, обычно изготовленные из древесины или плотного картона в ширину фальца. Они располагаются между лицевым покрытием и краями картины для предотвращения непосредственного контакта между картиной и стеклом в случаях, когда не используется паспарту. Прокладки могут быть окрашены или тонированы под цвет рамы.
Окно в паспарту (Window Mat) лист плотного картона, который окружает картину по периметру; паспарту привносит в работу элемент элегантности, а кроме того, предотвращает контакт картины со стеклом. Края окошка паспарту обычно скошены и могут слегка перекрывать границы картины.
Подложка - основа (Back Mat) прочный лист картона, который удерживает лист - работу и, как правило, используется для оформления произведений, выполненных на бумаге. Обычно крепится вдоль внутреннего верхнего края окна паспарту.
Задник (Backing Board) высококачественный картон, пенокартон или лист пластика, которые чаще накладываются на подложку - основу с обратной стороны и обеспечивают картине дополнительную защиту.
Крепежная багетная фурнитура (гвозди - иглы) (Framer's points) небольшие элементы, изготовленные из нержавеющего металла, которые «выстреливаются» из «пистолета багетчика» параллельно листу задника - картона во внутреннюю грань фальца для крепления всего «багетного пакета» в раме. Как правило, используется для работ, выполненных на бумаге. Пластины (Mending Plates) прямоугольные металлические пластины небольшого размера, которые удерживают в раме произведение на холсте или картоне. Обычно изготавливаются из меди и имеют одно или два отверстия на каждом конце. Один конец пластины крепится шурупом на раме, другой - либо на подрамнике картины (также с помощью шурупа), либо придерживает без крепежа заднюю стенку картона. Пластины можно согнуть, чтобы усилить давление на подрамник. Зажимы со смещением (Offset Clips) во многом функционируют похожим образом.
Багет
Единственное, что сближает различные виды техник живописи - то, что художники практически всегда обрамляют завершенные работы. Это та точка, в которой пересекаются форма и функциональные особенности. Конечно, вы хотите, чтобы рама подчеркивала определенные качества произведения и усиливала общее эмоциональное впечатление от работы. Однако необходима прочная, качественно собранная рама, которая надежно предохранит работу от случайных повреждений в результате неосторожного обращения. Представляем вам несколько различных видов багета и способов их отделки.
Рамы можно разделить на три основные категории в зависимости от формы, выраженной в профиле используемого багета. Первая - рама с более высоким внутренним краем, направленным в противоположную от картины сторону, к внешней границе рамы (образец А). Багет, имеющий такую форму, называется багет с обратной формой профиля (reverse molding). Рамы подобной конфигурации как бы «подталкивают» картину в направлении зрителя. Следующий вид рам - багет, в профиле которого внешний край выступает выше, чем край, примыкающий непосредственно к картине (образец В). Этот вид называется прямой, или классический багет в форме свода (cove molding). Рамы третьего типа собираются из профиля сравнительно плоской формы с тонкой вставкой между внутренним и внешним краями багета. Этот тип рам (образец С) носит название багет-кассета (cassette). Стилистика этих рам свойственна итальянской живописи, а вставка, как правило, декорируется или покрывается краской. Вам также необходимо обратить внимание на цветовое решение рамы. Можно оставить ее без отделки, протравить или покрыть маслом, сделать ее поверхность более темной, покрыть позолотой или серебром или, в конце концов, комбинировать любые виды отделки. Помните, что рамы, покрытые золотой фольгой, очень дороги из - за сложности и объема работ, необходимых для правильного выполнения отделки. Есть и дешевый выбор - металлическая фольга, которая может имитировать как позолоту, так и серебро.
Обрамление работ различного характера
Наряду с правилами оптимального использования различных материалов на определенных основах существуют и рекомендации относительно выбора вида рам для конкретной техники и типа основы. Приведем несколько рекомендаций.
Работы на холсте. Если вы работаете масляными, алкидными, акриловыми красками или гуашью, при обрамлении работы на холсте следует придерживаться некоторых правил. Прежде всего, рассмотрим основные составляющие элементы работы. При последовательной подготовке компонентов к сборке от лицевой части к заднику вы будете оперировать собранной рамой, натянутым холстом, обычно картонным задником, пластинами или зажимами и подвесной фурнитурой. В некоторых случаях, например, когда работа маслом не покрывается лаком, вы должны использовать лицевое покрытие и прокладку между рамой и подрамником, как показано на втором рисунке. Во время обрамления работы на холсте перед вами стоит главная задача защитить края подрамника и обратную сторону холста. Чтобы края рамы не повредили живопись, можно проложить вдоль фальца войлок, укрепив его двусторонней клейкой лентой; есть и другой вариант - натереть внутреннюю сторону фальца парафином.
Изгибы холста могут вызвать появление трещин на поверхности краски. Специалисты музеев нашли простое решение, позволившее снизить вибрацию и степень изгиба подрамника и холста - задник из картона. Укрепив лист прочного качественного картона или пенокартона на тыльной части подрамника с помощью шурупов или скоб, вы предотвратите проникновение пыли, грязи и прочих элементов в пространство между подрамником и холстом, а также смягчите последствия перепадов относительной влажности. Использование задника - наиболее дешевый способ для долговременной «консервации» работы, выполненной на холсте. Помните, что нет необходимости просверливать отверстия в заднике для вентиляции. Исследования показали, что это, в сущности, бесполезная практика; кроме того, вы подвергаете работу риску: внутрь «пакета» рамы сквозь отверстия легко проникают грязь и пыль. Если влажность существенно выше 70%, что характерно для тропического климата, использование задника способствует скоплению влаги и появлению плесени. В таком случае следует отказаться от данного элемента. Советую прикрепить к задней части рамы «бамперы» - резиновые прокладки. Они препятствуют плотному контакту картины со стеной, обеспечивая эффективную циркуляцию воздуха. Большинство художников предпочитают не оформлять работы на холсте под стекло, так как завершенная вещь обычно покрывается лаком. Но в некоторых случаях это непрактично, например, живопись гуашью, пастелью или масляной пастелью легко теряет великолепные фактурные характеристики. Существует и другая причина для лицевого покрытия картин на холсте - защита работы в тех случаях, когда она находится в местах напряженного транспортного движения или там, где она может подвергаться риску повреждения.
Работы на бумаге
Живопись акрилом, акварелью, пастелью, гуашью, темперой успешно выполняется на бумаге. При последовательной подготовке обрамляющих компонентов, вы должны располагать: собранной рамой, лицевым покрытием, окном в паспарту, картиной на бумаге с креплением вдоль одного (верхнего) края, подложкой - основой, задником, покрытием для задника, гвоздями - иглами и подвесной фурнитурой. При работе с бумагой особого внимания потребует выбор материала для лицевого покрытия (поскольку работы на бумаге чувствительны к повреждениям), паспарту, параметры окна в паспарту и крепление самого листа. В качестве лицевого покрытия часто используется недорогое оконное стекло. К сожалению, оно имеет заметный зеленоватый оттенок. Лучше применять прозрачное стекло более высокого качества, оно бесцветно и оправдывает незначительную разницу в стоимости. Багетчики предложат вам, кроме этих материалов, безбликовое или матовое стекло. Наиболее дорогое стекло обладает фактурной поверхностью и для лучшей эффективности должно находиться в тесном контакте с листом. Однако это не самый лучший вариант, особенно, если вы обрамляете работу, выполненную пастелью. Есть и более дорогое безбликовое, матовое стекло, некоторые сорта которого не пропускают ультрафиолетовых лучей. Кроме того, вы можете использовать плексиглас со встроенным фильтром УФ. Однако по сравнению со стеклом плексиглас более чувствителен к механическим повреждениям и царапинам, что способствует образованию статического электричества, особенно при его очистке. Некоторые художники используют в качестве лицевого покрытия специальный лак. Для того, чтобы при высыхании лак не стекал, образуя капли, используют промышленные вентиляторы или фен.
Следующий вопрос, которому необходимо уделить внимание - чем проложить пространство между лицевым покрытием и произведением. Иногда это узкая картонная прокладка по периметру рамы, но чаще художники используют окно в паспарту. Что касается надежной «консервации» вашей работы, применяйте окна в паспарту и подложки - основы из 100% ветошного картона. Багетчики предлагают бескислотный картон и картон с пониженным содержанием кислот. Тем не менее часто картон со временем возвращается к высокому содержанию кислот. Новый картон для паспарту alpha обладает безупречной чистотой и не содержит кислот. Это хороший выбор для обрамления картин умеренного ценового диапазона, хотя 100% ветошный картон по - прежнему остается высоким «музейным» стандартом. Окно в паспарту и подложка - основа часто крепятся между собой таким образом, чтобы отверстие окна в паспарту было точно и качественно выровнено с листом - работой, которая, в свою очередь, крепится к подложке - основе.
Для петли (крепления) используйте высококачественную полотняную (льняную) ленту с клеевым покрытием на основе каучука. Бумага должна быть приклеена вдоль верхней грани к окну в паспарту или подложке - основе. (В музеях обычно приклеивают работы к подложке - основе, чтобы паспарту можно было беспрепятственно снять, не повредив картину.) Материал Japanese tissue (тонкая папиросная бумага) стандартное средство для склеивания, а рисовый или пшеничный клейстер более предпочтительны благодаря их высокому качеству и несложному процессу удаления. Не рекомендуется использовать ленту, чувствительную к перепадам давления, со временем она желтеет, а ее состав становится нерастворимым. Водоактивированные клейкие средства часто содержат частицы грязи, способные пачкать бумажную основу.
Для эффективной защиты произведения за подложкой - основой обязательно должен находиться задник - лист пенокартона или пластика. Некоторые художники создают «пакет» из лицевого покрытия, паспарту, работы на бумаге, подложки - основы и задника, плотно склеивая их грани с помощью специальной высококачественной и прочной ленты (например, марки Marvel Seal). Это действительно хороший способ «консервации» картин, но делать это следует в условиях низкой влажности. При склеивании элементов при повышенной влажности в «пакете» может остаться влага, которая приведет к образованию плесени. Если вы обрамляете работу пастелью (особенно не зафиксированную специальным составом), целесообразно перенаправить нижнюю линию выреза окна (вырезанный от стекла к картине) вдоль нижней границы подложки - основы, чтобы здесь скапливались частицы осыпавшейся пастели. Пастельная пыль часто попадает в пространство между паспарту и стеклом, придавая работе неряшливый вид. Создание обратного скоса, конечно, не предотвратит осыпания частиц пигмента, но поможет «спрятать» частицы пастели.
Работы на прочных, жестких основах
Речь идет о таких материалах, как оргалит, деревянная доска или холст на доске, а также о таких техниках, как яичная темпера, энкаустика, масляная и акриловая живопись. Подобно работам на холсте при подготовке к сборке вы должны расположить компоненты от лицевой стороны к заднику следующим образом: собранная рама, картина, пробковые клинья, пластины и подвесная фурнитура. Как и в случае с работами на холсте, можно использовать лицевое покрытие, особенно если вы работаете яичной темперой. Кроме того, можно установить защитное покрытие для задника. Во время обрамления живописи на деревянных досках необходимо предусмотреть некоторое пространство с учетом физических процессов сжатия и расширения доски в зависимости от перепадов влажности. Для этого делайте раму чуть больше со всех четырех сторон. Затем вложите отдельные кусочки пробки, пенокартона или картона для паспарту между краями доски и внутренними гранями рамы. Эти довольно эластичные элементы позволят доске изменять габариты под влиянием атмосферных условий. Чтобы обеспечить соответствующую плотность сборки всех компонентов, укрепите заднюю сторону доски с помощью двух пластин у верхней границы рамы и других двух пластину нижней. Один конец пластины укрепите шурупом на раме, другой должен придерживать доску без крепления.
Монтажные и подвесные элементы
Цель данной стадии обрамления - обеспечение аккуратной сборки всех компонентов, чтобы при подвешивании картины каждый из них оставался на своем месте.
Обрамление картины на холсте имеет следующие возможности для крепления подрамника в раме. Существует стандартная практика, принятая большинством музеев: применяются легко изгибаемые пластины, обеспечивающие надежный контакт компонентов (пластины продаются в магазине хозтоваров). Один конец пластины шурупами укрепляется на задней части рамы, а другой - на планке подрамника. Как правило, надежная установка картины в раме обеспечивается двумя пластинами с каждой стороны. Можно применить зажимы со смещением или пружинные. Первые имеют изогнутую форму и производятся в широком диапазоне размеров. Конец зажима с отверстием укрепляется шурупом на задней стороне рамы, другой конец (без отверстия) упирается в тыльную часть подрамника. Пружинный зажим действует приблизительно так же, но в основе его «работы» лежит механизм пружины. Обычно используются гвозди, которые, к сожалению, обладают рядом недостатков: они ржавеют, со временем разбалтываются и в конце концов выпадают. Гвозди удерживают картину в раме недостаточно жестко, если только не вбить их и в подрамник. Однако в этом случае они существенно снижают и его жесткость. Работы на бумаге или картины небольшого размера на жестких основах можно обрамлять с помощью гвоздей - игл, хотя и они со временем теряют плотность контакта и выпадают. Полоска тонкого картона поверх данных элементов поможет удерживать их на месте при потере «цепкости». Крупные работы на жестких основах обрамляйте, используя пластины. Что касается подвесных систем, и здесь есть выбор. Шурупы с кольцевой головкой вместо шляпки (крюки) наиболее популярные подвесные элементы, но они создают две проблемы: могут вызвать расщепление древесины, а при неосторожной работе проникать слишком глубоко и выступать на лицевую поверхность рамы. Если использовать шурупы, сначала сделайте для них в раме небольшие отверстия шилом или дрелью, чтобы облегчить вхождение шурупа в раму. Кроме того, будьте внимательны, следите, чтобы длина шурупа не превышала глубину рамы.
Лучший вариант - использование пластины - зажима для подвески - металлической полоски с петлей на конце. Зажим крепится одним - тремя шурупами (в зависимости от веса картины) к задней стороне рамы. Шурупы для крепления пластины - зажима меньше в диаметре и короче «крюков», что снижает риск повреждения рамы. Сквозь петлю пропускается проволока и для большей надежности закручивается. Есть несколько различных видов проволоки для подвески картин. Багетчики предлагают прочную цельную проволоку или состоящую из скрученных нитей - жил; однако я обнаружил, что более подходит оплетенная проволока, поскольку она не раскручивается при отрезании. Некоторые скрученные нити - жилы имеют пластиковое покрытие, они также хорошо проявили себя. Подобно пластинам-зажимам для подвески проволока различается в зависимости от выдерживаемой нагрузки, поэтому выбирайте проволоку в соответствии с весом вашей картины.
Рама в «рамках» разумного
После того как вы сложите вместе все компоненты и материалы, станет понятно, что обрамление - совсем не сложное дело. У художника вызывает настоящую заботу необходимость отведения для себя или багетчика достаточного времени, чтобы надлежащим образом оформить свои картины. Как - то мне рассказали о художнике, который дал багетчикам всего лишь неделю, чтобы вставить в рамы 30 собственных произведений для показа на выставке. Опрятность и аккуратность имеют огромное значение, а сделать аккуратную работу в спешке очень трудно. Запомните: чем лучше и качественнее результат обрамления, тем выразительнее становится и сама картина.
Обрамление работы на бумаге
Благодаря множеству доступных материалов на рынке и собственным предпочтениям художников есть несколько способов качественного обрамления акварельной работы. Своим искусством обрамления картин делится художник - акварелист Джоун Ротэл из Цинциннати.
1. Сначала Ротэл прикрепляет работу к задней части окна в паспарту с помощью клейкой ленты.
2. Затем вставляет в раму лицевое покрытие, паспарту, выполненную работу, подложку - основу, а также укрепляет по месту задник из пенокартона.
3. С помощью пистолета багетчика она вбивает во внутреннюю грань рамы гвозди - иглы, чтобы надежно удерживать все компоненты сборки.
4. На завершающей стадии художник двусторонней клейкой лентой закрепляет стенку - покрытие для задника. С помощью ручной дрели Ротэл делает небольшие пробные отверстия на задней стороне рамы для шурупов - крюков, затем пропускает подвесную проволоку сквозь головки крюков и скручивает нити - жилы проволоки.
Завершающие элементы работы: фурнитура
На крохотные детали фурнитуры возложена ответственная миссия: они удерживают как единое целое весь обрамляющий картину «пакет» и позволяют повесить картину на стену.
Если вы хотите быть уверенным, что холсты или доски плотно «сидят» в раме, можно воспользоваться пружинными зажимами или зажимами со смещением. Пластины - зажимы для подвески привинчиваются к задней стороне рамы для того, чтобы подвешивать картину практически на любую опору. Это, пожалуй, наилучший вариант, особенно для массивных работ. Кроме того, часто используются шурупы с кольцевой головкой (крюки). Советую применять оплетенную проволоку, поскольку на ее концах нити не расплетаются; есть и другой выбор - скрученная проволока с покрытием из пластика.
О художнике Росс Меррилл
Художник и руководитель отдела сохранения-консервации при Национальной художественной галерее в Вашингтоне. Музейную карьеру начал в качестве специалиста, подготавливающего картины для выставок, занимался сборкой рам. Кроме того, вырезал и покрывал позолотой багет собственной разработки.