Практика работы пастелью: Гармония цветов читать ~87 мин.
Гармония цветов
Гармония, используемых в живописном произведении цветов, вне зависимости от их характеристик является залогом его совершенства, если смотреть с точки зрения эстетики. Многие произведения отличаются гармоничностью цветового строя, который основывается не на контрасте, а на родственности тонов, другими словами, на сочетании цветов, гармонирующих друг с другом. Пастель обладает практически неограниченными возможностями для гармонизации цветов, так как весьма богата оттенками. Это вполне объяснимо, так как для цветовой гармонии важнее не чистый цвет, а оттенок.
Примерами образцовой цветовой гармонии, являются работы, выполненные в технике гризайли или близкими цветовыми тонами, такими, как синий, фиолетовый, малиновый, желтый или розовый, коричневый, серый, бурый, желтый и т.д.
Хотя пастель и отличается весьма высокой кроющей способностью, тем не менее, иногда бывает довольно трудно добиться того, чтобы цвет, поверх которого накладывается новый, не просвечивал.
Накладываемый сверху цвет пигмента скроет нижний только в том случае, если цвет основы более светлый, чем накладываемый фон. Это означает, что работу необходимо начинать с наиболее светлых цветов, постепенно переходя к использованию более темных.
Те цвета, которые можно отнести к одной группе, являются родственными, например, красноватые, синеватые, зеленоватые, золотистые, жемчужные и т.п. И в то же время, качество гармонии цветов особенно зависит от того, насколько широк спектр промежуточных оттенков, с помощью которых образуется колорит произведения. Следовательно, родство и цветовая гармония основывается скорее на соотношении оттенков, а не чистых цветов.
Цвета, подобные синему, значительно выигрывают от отсутствия резких контрастов и в сочетании с более близкими цветами. Достигнуть особой выразительности серого и белого цвета способно только сочетание их с таким цветом, как желтый, который в иной ситуации может создать очень яркий контраст. Серые и белые цвета способствуют общей гармонизации колорита, приглушая яркость некоторых тонов.
Цветовые гаммы
Все цвета можно разделить на три основные гаммы: светлых, теплых и холодных тонов. В гамму теплых тонов входят такие цвета, как желтые, оранжевые, красные, красновато- и желтовато-коричневые и подобные родственные цвета. К гамме холодных цветов относятся синие, серые, ярко-зеленые, малиновые и некоторые фиолетовые цвета. Гамма светлых тонов включает в себя цвета, которые приближены к теплой или холодной гамме, им присущ неопределенный или близкий к серому оттенок, так как эти цвета являются результатом многочисленных смешиваний и обычно не отличаются сильной насыщенностью. Выбор теплой, светлой или холодной гаммы является крайне важным аспектом индивидуальной творческой манеры художника. Именно по этой причине многие пастелисты, стремящиеся подчеркнуть свой стиль, ищут оригинальные цветовые решения в рамках одной гаммы.
Данная композиция составлена из тонов светлой гаммы, что прекрасно демонстрирует идею цветовой гармонии.
Важным способом достижения цветовой гармонии является использование ограниченного набора цветов, абстрагируясь от настоящего колорита натуры, и условная передача его при помощи средств заранее составленной палитры. В данном случае палитру можно составить при помощи одной из цветовых гамм или группы родственных цветов.
Частная коллекция. Интерьер. Жоан Разет. Работа исполнена в светлых тонах, великолепно гармонирующих друг с другом и тяготеющих к холодной гамме.
Пейзаж: гармоничный колорит
В природе часто можно наблюдать цветовую гармонию, к примеру, в пасмурные дни и в тенистых уголках, на восходе солнца и в сумерках. Прекрасно иллюстрирует данную тему работа, выполненная Висенсом Бальестаром. На картине изображена тихая заводь реки, в которой отражаются кроны деревьев. Тени окрашивают в зеленоватый цвет поверхность воды, на которой выделяются блики и рефлексы, а также придают однородность ее неясному колориту. Колорит данного пейзажа настолько ограничен, что его вполне можно назвать гризайли.
Техника гризайли вполне в состоянии выразить все богатство и сложность данной темы. В этом случае гризайль выполнена не в традиционных серых и коричневых тонах, а в сине-зеленых.
1 этап. В качестве основы выбрана темная бумага, цвет которой органично входит в цветовой строй произведения и хорошо гармонирует с общей тональностью пейзажа. Предварительный набросок, который намечает главные элементы пейзажа, состоит из нескольких штрихов, выполненных при помощи темно-зеленой пастели.
2 этап. Пигмент накладывается энергичными широкими штрихами, которые практически полностью покрывают поверхность работы. Растушевка выполняется на следующих этапах работы.
Частная коллекция. Карлос Алонсо Эухения. Сидящие фигуры.
Роль штриха в пастельной живописи отнюдь не сводится к одной лишь графической функции, так как он может выступать и как самостоятельное средство создания экспрессивного и динамичного живописного произведения. Зигзагообразные штрихи в данном пейзаже призваны изображать воду с ее подвижными рефлексами и бликами. Тем не менее, многие художники используют данный прием и для других тем.
Вода не имеет собственного цвета, следовательно, ей можно придать любой цвет в зависимости от окружающих ее объектов и падающего света. К примеру, на данной картине в зеркальной поверхности реки отражаются зеленые кроны деревьев, с легким изменением оттенка.
3 этап. К растушевке следует приступать после заполнения пигментом всех цветовых зон пейзажа. Границы между различными цветовыми участками не следует сглаживать слишком сильно, ведь сохранить основные контрасты, создающие игру света и тени в картине, крайне важно.
4 этап. Благодаря добавлению черных акцентов в законченном пейзаже проблема цвета и света великолепно решена. Данные акценты контрастируют со светлыми тонами, не нарушая при этом общей гармонии картины.
Контраст цветов
Без контрастов невозможно создать цветовую гармонию, однако следует помнить, что слишком резкий контраст может нарушить гармонию. Существуют гармонично сочетающиеся друг с другом согласно самой своей природе, к примеру, родственные цвета, соединенные в цветовые гаммы, а также контрастные цвета, гармонирующие между собой именно в силу своей противоположности. Такой тип гармонии называется цветовым контрастом. Контрастные цвета определяют исходя из их комбинаций, сочетания которых составляют из двух или более разнородных цветов.
Цветовой контраст лучше всего изучать по работам художников, хотя их можно наблюдать и в природе. Стремясь достичь максимальной цветовой экспрессивности, живописцы часто использовали метод близкого расположения контрастирующих комплементарных цветов, к примеру, фиолетового и оранжевого, красного и зеленого, синего и желтого.
Насыщенность цвета зависит от степени его чистоты. Так, бледно-зеленый является ненасыщенным зеленым, а слоновая кость – ненасыщенным желтым. Начинающие художники иногда совершают весьма предсказуемую ошибку, считая, что чем насыщеннее цвета, тем эффектнее будет контраст. На самом деле, подобный контраст в силу своей излишней резкости способен разрушить цветовую гармонию. Чтобы достичь гармоничного цветового контраста, следует сочетать чистые тона с ненасыщенными. К примеру, голубой будет гармоничнее сочетаться с желтым, чем ярко-синий, а бледно-зеленый создаст более мягкий контраст с ярко-красным, чем насыщенный зеленый.
В соответствии с теорией цвета, расположенные рядом два дополняющих цвета создают наиболее энергичный контраст, к примеру, желтый и фиолетовый, красный и зеленый, синий и оранжевый. При работе имеют немаловажное значение и другие нюансы: оттенок контрастирующих цветовых пятен, их размер, совокупность других цветов, применяемых в произведении. В первую очередь следует учитывать, что при близкой расположенности очень насыщенных дополняющих цветов, более эффектный контраст получится, если приглушить один из цветов или придать ему интересный оттенок.
Рядом с желтым цветом охра кажется более темной, а в сочетании со светло-голубым светлеет. Желтый выглядит спокойным на фоне охры, а при сопоставлении с темно-синим получает большую яркость. Красный цвет, в комбинации с темно-зеленым, создает энергичный и выразительный контраст.
Цветовая насыщенность
Цвет может различаться по тону, быть светлее или темнее. Самым светлым цветом является белый, наиболее темным, соответственно – черный. Между этими двумя крайностями располагаются все остальные цвета и оттенки, обладающие собственным световым тоном. Основополагающую роль в механизме контраста играет насыщенность цвета, так как цветовой контраст одновременно является и световым, следовательно, цвета можно противопоставлять не только по степени их яркости, но и по различию в насыщенности.
Данный пейзаж изображен при помощи насыщенных цветов теплой гаммы.
Для передачи света, в произведении, крайне важен цветовой контраст. Картина с виртуозным решением цветовых контрастов создает превосходное ощущение света, а неловко составленные контрастные сочетания лишают произведение живости и света, отчего работа производит впечатление искусственной.
Частная коллекция. Рамон Санвисенс. Пейзаж. Произведение представляет собой невероятно яркий пример того, как при помощи выразительных контрастов можно верно передать натуру без обязательного следования ее реальному колориту.
Контрасты в букете цветов
Для создания картины, в которой выразительность будет основываться на контрасте чистых цветовых тонов, необходимо соблюсти два обязательных условия: во-первых, растушевка должна свестись к минимуму, чтобы не нарушать живость красок, а во-вторых, пигмент следует накладывать непосредственно и без исправлений. Прекрасным примером может послужить приведенная ниже работа, выполненная Карлосом Алонсо Эухенией. Данная тема предполагает передачу натуры при помощи множества мелких пятен, которые, прежде чем приступить к наложению пигмента, следует наметить легкими касаниями. Также необходимо выполнение множества разноцветных штрихов, которые верно передадут колорит натуры, излишне не перегружая композицию.
В коричневатом колорите букета цветов имеется большое количество холодных тонов, таких, как малиновые и синие, несколько преувеличенные художником для получения большей цветовой выразительности.
1 этап. Начальные штрихи выполняются при помощи бруска твердой пастели. Чтобы получить ломаные линии, которые призваны изображать складки скатерти и стебли цветов, брусок необходимо прикладывать ребром.
2 этап. Чтобы получить более интенсивные пятна, брусок мягкой пастели прижимается к бумаге, и, надавливая, слегка покручивается: в этом случае пигмент лучше ложится на бумагу и удерживается на ее шероховатой поверхности.
3 этап. При помощи мягкой и твердой пастели проводятся линии, призванные обозначить стебли сухих цветов и накладываются пятна.
4 этап. Многоцветная композиция готова. В данном случае может создаться впечатление, что цветовые тона наложены случайным образом, однако на самом деле, они распределены таким образом, чтобы взаимный контраст только усиливал их выразительность.
Нет необходимости прорисовывать все детали для того, чтобы работа казалась тщательно выполненной. При рассмотрении с небольшого расстояния, скопление множества разноцветных пятен и штрихов само по себе будет создавать впечатление детальной проработки.
5 этап. Вазу следует изобразить простыми штрихами белой пастели, а складки скатерти – продолжительными растушеванными штрихами бирюзового и ультрамаринового цветов.
6 этап. На дальнем плане и в нижней части композиции необходимо выполнить растушевку, для того чтобы от контрастов центральной темы произведения ничто не отвлекало внимания.
Далее Стиль и техника
- Рисование тушью и маркерами
- Гризайль, серое, монохромное искусство
- Christie’s выставляет на продажу только что обнаруженное полотно Ван Дейка
- Новый проект художника Ивана Коршунова в галерее «Файн Арт»
- Что необходимо для создания леттеринга
- Как нарисовать голову коня, поэтапно
- Необходимые материалы и инструменты для художника
- Подбираем материалы