Практика работы пастелью: Материалы для пастельной живописи читать ~87 мин.
Материалы для пастельной живописи
Пастель - одно из чистейших изобразительных средств, которое представляет собой спрессованные в однородную массу при помощи небольшого количества клея, мелкие пигменты. Она не требует разбавителей, не нуждается в сушке и, при нанесении на основу, великолепно передает свой цвет.
Трудно вообразить себе что-нибудь еще более простое, чем элементарные принципы работы пастелью: использование пастели так же незамысловато, как рисование на стене мелом или углем. Этот раздел посвящен описанию средств пастельной живописи, а не правил работы с ней, так как по сути, их не существует: для работы не нужно использовать ни растворители, ни кисти, нет нужды в предварительной подготовке основы, не требуется дополнительных приспособлений и можно использовать практически любую бумагу. Однако некоторое количество знаний не будет лишним. Например, информация о том, что качество готового произведения напрямую зависит от фактуры бумаги, или что пастель бывает не только твердой, но и мягкой (причем последняя очень легко крошится), или тот факт, что цвет бумаги очень влияет на общий тон работы. Все это и многое другое можно будет узнать в данном разделе.
Из всех живописных техник только пастель характеризуется самой большой чистотой цвета, пахнет свежестью и прямо таки дышит простотой.
Состав пастели
Слово «пастель» произошло от слова pasta, что означает массу, из которой приготавливают пастельные бруски. Масса включает в себя порошковый пигмент, т.е. красящее вещество, небольшое количество воды, немного гуммиарабика или трагаканта, которые способствуют склеиванию частиц порошка, и белый пигмент, которые обычно добавляют к основному для получения большого количества оттенков. Пастельная живопись не нуждается в предварительной подготовке основы и материалов. Не нужно задумываться о смешении красок для получения желаемого цвета: большое разнообразие пастели всех цветов и оттенков может удовлетворить вкус любого художника. Ну а, если требуется что-то выходящее за рамки существующей палитры, то смешивать тона можно сразу на бумаге.
Пастельные краски, по сути, представляют собой спрессованные пигменты, в которые включено небольшое количество смолистого вещества – трагаканта или гуммиарабика. Концентрация пигмента в пастели значительно выше, чем в других красках, что и дает объяснение такой исключительной чистоте цветов.
Виды пастели
Пастель бывает мягкой, твердой и иметь вид карандаша. Ее состояние зависит от процентного содержания склеивающего вещества и порошкового пигмента. Твердая пастель, ее часто путают с мелками, имеет вид небольшого бруска с квадратным сечением. Мягкая пастель отличается от твердой своей крепостью, благодаря малому количеству клеящегося вещества и менее сильному прессованию ее нельзя заточить как твердую, зато разнообразие оттенков просто поражает воображение. Поэтому твердая пастель чаще используется для выполнения графики, в которой рисунок играют доминирующую роль. Твердая пастель благодаря своему составу незаменима на начальном этапе работы, ведь при ее использовании не надо беспокоиться, что она рассыплется или испачкает бумагу.
Цветовые карты пастельных красок намного полнее акварельных и масляных и зачастую включают в себя сотни различных оттенков.
Стойкость
Стойкость пастельных красок достаточно велика. Картины, написанные ими, не портятся, не темнеют и не желтеют со временем. Этот эффект достигается чистотой красок, хотя один негативный фактор воздействия все таки есть – это воздействие яркого света, при ярком освещении, со временем, краски поблекнут, так что хранить произведения написанные пастелью в ярко-освещенных помещениях не рекомендуется.
Мягкая пастель
Мягкая пастель рассыпчатая, достаточно легко ложится на бумагу, оставляя цветные пятна. Этот эффект получается благодаря тому, что в состав мягкой пастели входит малое количество гуммиарабика, который является твердой основой пастельной краски. Мягкие пастельные краски обычно имеют вид цилиндрических продолговатых стержней различных оттенков.
Бруски мягкой пастели предлагаются или по отдельности или в виде набора, в котором краски сгруппированы по гаммам (А), существует и пастель высшего качества (В), которая обладает повышенной мягкостью, а ее ассортимент наиболее полно представлен, если бруски или мелки призматической (не круглой) формы, то значит это твердая пастель или мелки. Они продаются как по отдельности, так и в коробках (С).
Пастель большого размера
Кроме различия, между мягкой и твердой пастелью, не существует других ее видов, хотя пастельные бруски, выпущенные разными производителями, действительно отличаются друг от друга по степени твердости. Благодаря мягкости и легкости, с какой она ложится на бумагу, пастель высокого качества выпускается в виде брусков размера «экстра», чей размер избавляет художника от необходимости держать под рукой несколько маленьких брусков одного цвета.
Есть еще так называемые пастельные карандаши, которые представляют собой стержни твердой пастели в деревянной оправе. Они сильно напоминают обычные карандаши, их можно так же затачивать и использовать.
Как правило, ассортимент пастели в наборах содержит нечасто используемые цвета.
Ассортимент
Цветовая палитра масляных и акварельных красок, представленных на прилавках, при всей широте их гамм не отличается таким разнообразием, как цветовой ассортимент пастели. Все это потому, что пастельная живопись основана на красках практически целиком состоящим из одного пигмента. Практика смешения цветов в пастельной живописи не рекомендуется и, фактически, не используется художниками. Действительно, нужда в смешении красок отпадает по причине доступности красок самых разнообразных оттенков. При продаже краски группируют каким-либо образом, причем зачастую возобладает эстетический принцип, а не практические соображения. В продаже можно найти «пейзажные» наборы, отличающиеся большой гаммой синих и зеленых оттенков, или «портретные» - их гамма тяготеет к тонам близким к натуральному цвету кожи человека (умбра, охра, сиена, серые и все теплые тона, которые имеют склонность к коричневой гамме). К счастью, можно приобрести не только определенные наборы, но и отдельные бруски требуемых в работе цветов.
Далее Цветовые гаммы
- Рисование тушью и маркерами
- Гризайль, серое, монохромное искусство
- Christie’s выставляет на продажу только что обнаруженное полотно Ван Дейка
- Новый проект художника Ивана Коршунова в галерее «Файн Арт»
- Что необходимо для создания леттеринга
- Как нарисовать голову коня, поэтапно
- Необходимые материалы и инструменты для художника
- Подбираем материалы