Практика работы пастелью: Пейзаж при помощи цветных штрихов и пятен читать ~87 мин.
Пейзаж при помощи цветных штрихов и пятен
Штрих является основным методом работы с пастелью для некоторых художников, независимо от выбранного мотива. Тем не менее, существуют темы, для которых штрих оказывается наиболее оптимальным и естественным средством выражения.
Необычайная привлекательность данного пейзажа заключается в энергичном переплетении штрихов и сияющем колорите. Основой для произведения служит штрих.
1 этап. Простым карандашом делается предварительный набросок, предназначенный для того, чтобы обозначить основное распределение штрихов и наметить композицию. Но, в то же время, данный эскиз может рассматриваться как отдельный этюд, так как не лишен собственной привлекательности.
2 этап. На первом этапе работы большие кусты частично заштриховываются, а на область реки и неба накладывается пятна синего цвета. Затем необходимо эти штрихи растушевать, чтобы получившиеся большие пятна послужили основой для последующих штрихов и задали общий тон произведению.
Темное на светлом, или, напротив, светлое на темном являются двумя основными принципами создания контраста. Особенное значение подобные принципы приобретают в тех произведениях, где превалирующее значение отводится штриху. В данном случае выразительность штрихов достигается с помощью их контраста с фоновым пятном.
3 этап. Ориентируясь на рисунок, выполняется штриховка и растушевка по всей поверхности бумаги. Не страшно, если пятна смешиваются между собой, так как они послужат лишь основой для накладываемых поверх них штрихов чистого цвета.
4 этап. После того, как вся поверхность бумаги будет покрыта растушеванной основой, следует выполнить нюансировку при помощи штрихов цветной пастели. Цвет используемой для нюансировки пастели должен совпадать с цветом основы, но штрихи вполне могут наноситься и за пределом зоны своего цвета, что поможет создать эффект объемности.
5 этап. Чтобы изобразить листву кустов на среднем фоне, следует воспользоваться белым пастельным карандашом, позволяющем проводить тонкие линии. На этом этапе подчеркивается значительность базовых цветовых пятен.
6 этап. В нижнем левом углу произведения накладывается темное пятно при помощи черного пигмента, растушеванного поверх предыдущих пятен. Данный элемент светотени призван подчеркнуть расположенный выше освещенный куст. Кроме того, подобные пятна усиливают выразительность доминирующих в произведении штрихов.
7 этап. Стебли на переднем плане особенно подчеркивают эффект воздушной перспективы. Для передачи их цвета и формы будет достаточно всего лишь нескольких штрихов. Необходимо, в том числе, детализировать куст, расположенный в правом нижнем углу, наложив на пятно-основу цветные штрихи.
8 этап. Заключительный этап работы состоит в наложении большого количества мелких штрихов, придающих работе особенную вибрацию цвета. Следовательно, именно штрих является главным средством выражения в этом произведении, его доминирующим приемом.
Многие художники предпочитают, независимо от выбранной темы, использовать достаточно ограниченный набор любимых цветов. Однако, именно выбранная тема должна определять выбор колорита. К примеру, для создания данного морского пейзажа следует выбрать цвета холодной гаммы, такие как синий, зеленоватый, серый. Особая атмосфера натуры и ее освещенность холодная гамма цветов способна прекрасно передать, а общая цветовая гармония задается при помощи серого цвета основы.
Черный песок, скалистые берега и холодный в целом колорит создают живописное очарование данного пейзажа. Для того, чтобы добиться художественной выразительности этого произведения, следует обратиться не столько к цветовым, сколько к тональным контрастам.
1 этап. Подготовительный рисунок вполне может быть сугубо схематичным, так как достаточно лишь наметить линию горизонта, очертания скалы и границы моря, используя серую пастель немного более темную, чем бумага.
2 этап. Таким же цветом накладываются пятна и штрихи на темные участки пейзажа, затем растушевывается светло-серый пигмент в области неба, а также бирюзовый и светло-серый пигменты на горизонте.
3 этап. Для обозначения гор на дальнем плане следует растушевать несколько цветовых пятен, оставив, при этом, фрагменты просвечивающей бумаги. Таким способом можно будет достичь объемности изображения.
4 этап. Пена от волн, разбивающихся об берег, обозначается несколькими штрихами светло-серого цвета. Детализация и нюансировка оставляется до более поздних этапов процесса, когда будут наложены все основные цветовые пятна.
5 этап. Крайне важно проследить, чтобы переход между цветом воды и скалы был не слишком резким, так как тень скалы и ее отражение в море должны постепенно сливаться. Для достижения подобного эффекта необходимо использовать близкие тона, к примеру, фиолетовый цвет с зеленым и синим оттенком.
6 этап. На картине уже присутствуют все основные цвета базового колорита пейзажа, создавая тем самым, чистую и холодную атмосферу, присущую подобным мотивам. В дальнейшем, для наложения новых пятен и штрихов, применяются все те же цвета синей гаммы.
При работе с темной основой можно применять светло-серый цвет вместо белого цвета, что позволяет получать гораздо более холодные оттенки, чем при использовании чистого белого цвета. Необходимо только использовать очень светлый серый цвет, иначе после растушевки он будет казаться грязным и бледным.
7 этап. Центральную скалу необходимо очень четко прорисовать, чтобы выделить ее на фоне нечетких синих пятен. Накладываемые на данном этапе темно-фиолетовые штрихи будут растушеваны впоследствии, тем не менее, необходимо добиться отчетливой передачи неровного рельефа скалы.
8 этап. При помощи той же фиолетовой пастели, что применялась для прорисовки скалы, накладываются тени на поверхность воды и затемняется область берега. При использовании в работе ограниченного цветового диапазона один и тот же цвет может великолепно выполнять совершенно различные функции.
9 этап. Единственный используемый в работе цвет, который не принадлежит основной гамме – это жженая сиена. Он создает очень яркий контраст с основным колоритом, даже если использовать его очень ограниченно. Для передачи эффектных отражений скалы в воде вполне достаточно будет наложить несколько легких штрихов при помощи жженой сиены.
10 этап. Роль каждого оттенка непротиворечива и четко определена, следовательно, в отношении гармонизации цвета работа закончена. Остается лишь нюансировать поверхность моря и прорисовать некоторые детали.
11 этап. Чтобы пейзаж стал более экспрессивным, достаточно изобразить движение пены на воде. Сделать это довольно просто – необходимо обозначить наиболее освещенные участки воды, нарисовав волнистые линии светло-серой пастелью.
12 этап. На финальном этапе работы необходимо затемнить полосы песка на среднем плане, что создаст еще больший контраст с морской пеной. Также, следует добавить несколько гребней пены на переднем плане, и нарисовать маленькие скалы, виднеющиеся на горизонте, в качестве последнего штриха.
Намного удобнее работать с ограниченной и строго определенной по цвету гаммой, чем импровизировать с цветом в процессе работы. Когда задача сводится к тому, чтобы выбрать нужный полутон среди базовых цветов определенной гаммы, возможности нюансировки при заранее составленном наборе цветов, становятся более очевидны.
Далее Контраст цветов
- Рисование тушью и маркерами
- Гризайль, серое, монохромное искусство
- Christie’s выставляет на продажу только что обнаруженное полотно Ван Дейка
- Новый проект художника Ивана Коршунова в галерее «Файн Арт»
- Что необходимо для создания леттеринга
- Как нарисовать голову коня, поэтапно
- Необходимые материалы и инструменты для художника
- Подбираем материалы