Практика работы пастелью: Стиль и техника читать ~87 мин.
Стиль и техника
Овладение техникой пастельной живописи необходимо, прежде всего, для того, чтобы сформировать собственный стиль. Единственно верного способа применения базовых техник быть не может, ведь их столько же, сколько и самих художников. То, что подходит для одного, оказывается совершенно неприемлемым для другого. Творческая техника и индивидуальная манера изображения каждого художника формируется в процессе оттачивания мастерства. Просто копировать натуру для этого явно недостаточно, каждому новичку желательно изучать произведения более опытных мастеров, ища в них различные технические решения художественных задач. Крайне важно при этом уметь определять, какие приемы использовал мастер, и пытаться восстановить данный процесс мысленно. В таком случае можно узнать секреты чужого мастерства и взять их на вооружение, но не копировать слепо чужой стиль, а создавать собственную манеру работы, опираясь на опыт мастеров.
Частная коллекция. Фигура спиной. Рамон Сантаманс. Картина представляет собой традиционное толкование классической темы с применением характерных для пастели технических приемов, таких как наложение чистых и контрастных цветов, создание светотени растушевкой и т.д.
Частная коллекция. Пейзаж. Жоакин Мир (1873-1940). Превосходный образец написанного пастелью пейзажа. Цвет и рисунок гармонично сливаются, создавая единство, очаровывающее прекрасной техникой цветового контраста.
Любителю, при поверхностном рассмотрении произведений, понравятся те, которые способны привлечь сиюминутное внимание, что вполне естественно. Тем не менее, начинающему художнику необходимо пристально изучать и непонятные, малопривлекательные на первый взгляд картины, из которых также можно почерпнуть много полезного в техническом отношении.
Частная коллекция. Монтсеррат. Франсеск Креспо. Изучение данной, как и прочих, работы профессионалов, покажет начинающему художнику множество стилистических и технических нюансов, которые, при невнимательном отношении, смогут остаться незамеченными.
Закрепление пастели
Работы, выполненные пастелью, традиционные учебники категорически не рекомендуют закреплять какими-либо фиксативами. Но в настоящее время в продаже имеется широкий выбор фиксативов-закрепителей весьма высокого качества, которые позволят закрепить работу, не меняя оттенки и сохранив присущую пастели матовость. При этом следует помнить, что традиционные учебники не рекомендуют использовать фиксативы именно потому, что они немного затемняют цвета, могут нарушить их свежесть или сделать более насыщенными. Действительно, нечто подобное может произойти, особенно если злоупотреблять фиксативом. В таком случае следует скорректировать те цвета, которые после закрепления изменили свой цвет, нанеся на картину новый слой пигмента, который вернет цвету его изначальное качество. Существует и другой способ, который состоит в том, чтобы фиксировать различные слои пигмента в процессе работы, оставив незакрепленным последний слой.
Фиксация. Следует осторожно сбрызнуть картину фиксативом, держа аэрозоль на расстоянии не менее 30 сантиметров от поверхности картины. Следует внимательно следить за тем, чтобы бумага не намокла. Прежде, чем наносить новый слой фиксатива, необходимо дать предыдущему слою полностью просохнуть. Картину можно считать хорошо закрепленной в том случае, если с поверхности картины при проведении по ней пальцем пигмент не снимается. При необходимости можно выполнить лишь частичное закрепление картины. При этом способе закрываются бумагой те участки картины, которые могут быть слишком сильно затемнены фиксативом.
Работа пастелью
Приводимые ниже упражнения помогут проиллюстрировать технические приемы на примере картин разнообразнейших жанров. Каждое упражнение рассчитано на отработку определенных приемов, но предполагается исключительно творческий подход, а не механическое копирование.
Большинством из пастельных приемов можно овладеть в достаточной мере только на практике. Также существуют несколько упражнений на различные темы. Пастель, как полноценная и достаточно зрелая художественная техника, оптимально подходит для работы практически в любом жанре: обнаженная натура, портрет, натюрморт, пейзаж, что убедительно продемонстрировано работами множества профессиональных пастелистов, равно, как и упражнениями. Упражнения также разработаны профессионалами и представляют собой образчики практического применения разных материалов и приемов. Применение тех или других технических средств в каждом случае продиктовано выбранной темой и оригинальной манерой художника-исполнителя, что и делает данные упражнения особенно интересными. В каждом упражнении необходимо видеть не столько подробную учебную схему, сколько творческое начало, к которому следует стремиться любому начинающему художнику, желающему совершенствоваться в искусстве пастельной живописи. Все приведенные упражнения предельно просты и выполнимы в течение одного сеанса.
Далее От гризайли к цвету – натюрморт
- Рисование тушью и маркерами
- Гризайль, серое, монохромное искусство
- Christie’s выставляет на продажу только что обнаруженное полотно Ван Дейка
- Новый проект художника Ивана Коршунова в галерее «Файн Арт»
- Что необходимо для создания леттеринга
- Как нарисовать голову коня, поэтапно
- Необходимые материалы и инструменты для художника
- Подбираем материалы