Практика работы пастелью: Техника и процесс живописи читать ~87 мин.
Техника и процесс живописи
Знакомство с требуемыми материалами – это только первый шаг в удивительный мир пастельной живописи. Пастельная живопись довольно проста: работа идет при помощи брусков пастели и пальцев, остальное зависит от фантазии художника
При работе пастелью необходимо придерживаться определенных правил, в противном случае результат будет неудовлетворительным. Цвета будут не такими чистыми, бруски пастели будут все время крошиться в руках, а подчистка доставит массу трудностей. Кажущаяся легкость, при взгляде со стороны, работы с пастелью у профессиональных художников, во многом результат большого опыта. Далее вы сможете ознакомиться с типичными ошибками и трудностями, встречающимися на пути постижения пастельной живописи, у начинающего художника.
Пастельная живопись – это яркое и очень богатое возможностями средство художественного выражения. Приложите усилия и они окупятся сторицей, позволив, в дальнейшем, максимально полно использовать все заложенные возможности.
Растушевка
Растушевка, в пастельной живописи, прежде всего, означает распределение цвета. Если художник, пишущий маслом, при распределении красок использует кисть или мастихин, то пастелист – тряпку, растушку или руку. В то же время этот термин означает еще и сглаживание границ между фоном и цветом путем приглушения их интенсивности. Надо знать что растушевка - это базовый прием работы в пастельной живописи, принцип растушевки прост: пастелист рисует на бумаге бруском пастели, а впоследствии растирает оставленный след. А потом, поверх растушеванного пятна, накладываются следующие, более насыщенные слои пигмента.
Растушевка пальцами
Растушевка пальцами - это один из самых естественных и чаше всего используемых приемов работы. Пигмент равномерно (или неравномерно) распределяют по большому участку основы сжатыми вместе пальцами, а при небольших площадях используют только подушечки. Самое главное, особенно на первых порах, после растушевывания одного цвета вытереть руки, чтобы чистота цвета не нарушалась смешиванием.
Наложение пятен поверх растушевки
Слои пигмента разного цвета можно накладывать друг на друга, но не стоит забывать, что при большой насыщенности нижнего слоя, тон верхнего цвета потерпит изменения. Для избегания этого нужно предварительно растушевывать слой-основу, и только затем накладывать новый.
Подчистка
Подчитки в пастельной живописи следует применять как можно реже, в противном случае цвета на картине блекнут и не выглядят свежими. Злоупотребление ластиком может привести к повреждению поверхности, что, в свою очередь, влияет на способность пигмента хорошо ложиться на нее. Однако соблюдение далее упомянутых правил, может помочь уменьшить ущерб от подчистки к минимуму. Первоначально необходимо подготовить корректируемый участок к работе, протереть его ватой или тряпочкой удаляя этим излишки пигмента. Уже после этого можно применять ластик. Следует соблюдать осторожность, давление на него должно быть не сильным, и не пытаться растереть корректируемый участок, так как это действие может привести к повреждению бумаги.
Атмосферные явления
Существуют темы, которые при воплощении в полотно используют только метод растушевки. При этом растушеванные цветовые пятна плавно перетекают из одного в другое, при этом образуя гармоничное единство не только друг с другом, но и с цветом основы. Так обычно изображают водные пространства, неведомые дали и облачные пейзажи. Для воплощения этих тем необходимо правильно подобрать бумагу: ее фоновый цвет должен совпадать с преобладающей тональностью картины, для того чтобы пятна пигмента (растушеванные) органично сливались с основой.
Растушевка в пейзаже
Количество тем, которые можно полностью написать, используя только растушевку – небольшое. Приведенный далее пример является типичным представителем одной из них. Данный пейзаж отображает собой небо, с нарисованными на его фоне силуэтами деревьев. Первостепенная задача, в данном случае - передать характерные, то есть уменьшающиеся градации тона. Единственные графические элементы этого пейзажа – деревья на фоне неба. Для передачи прозрачной чистоты основного мотива, необходимо всего несколько растушевок.
1 этап. Первоначально проводим светло-голубую линию по верхнему краю листа, при этом давим на брусок, так, чтобы след получался очень насыщенным. Далее растушевываем получившуюся линию, причем пигмент распределяем таким образом, что в результате должна получиться широкая полоса однородного цвета.
2 этап. Сразу под получившейся полосой накладываем пастель бледно-голубого цвета, при этом стараемся немного перекрыть ею нижнюю часть первого слоя. Далее повторяем предыдущую операцию, вплоть до получения плавного перехода темного тона в светлый.
3 этап. Еще ниже добавляем бледно-желтую пастель, постепенно осветляя будущий рисунок.
4 этап. Начинаем тщательно растушевывать все полосы, чтобы в результате они слились в одно целое с ранее нанесенными. Для лучшего осветления нижней части неба добавляем белую пастель и повторяем предыдущую работу.
5 этап. Теперь пора заняться нижней частью листа. Берем пастель оливково-зеленого цвета и покрываем ею нижнюю часть листа. На границе между бледно-голубым и зеленым рисуем натуральной сиеной тонкую полосу.
6 этап. Краем пастельного бруска пишем силуэты деревьев. Чтобы передать светотеневые нюансы этого мотива, нужно применять пастель черного и белого цветов, а также натуральную сиену.
Черные детали
Мелкие силуэты деревьев видные на пейзаже вырисованы черным цветом. Эти маленькие детали нелегко прорисовывать мягкой пастелью, так что в этом случае лучше пользоваться угольным карандашом или бруском твердой пастели.
Линии и пятна
Вместе с растушевкой в пастельной живописи применяются пятна и линии. Первые бывают как прерывистыми, так и непрерывными, простыми (используются для подчеркивания контура) или усложненными. Каждый из этих случаев вносит важный вклад в замысел художника, являясь передачей формы. Брусок пастели на бумаге может оставить пятно или линию, все зависит от того, как его приложить к поверхности - плашмя или под углом (в первом случае он может рисовать полосы, ширина которых равна ширине бруска). Обычно при работе над одним произведением настоящий художник использует весь арсенал доступных техник, поэтому на любой картине можно увидеть применение растушевки, линии и пятна: растушевка обычно служит для создания фона, на котором в свою очередь видны насыщенные и четкие элементы – линии и пятна.
Работа ребром бруска
Для проведения прямых линий лучше всего подходит ребро бруска (квадратное сечение) твердой пастели, для этого нужно приложить брусок к бумаге ребром и просто провести им черту продольно, в результате получится безупречная прямая. Того же эффекта можно добиться при использовании боковой поверхности мягкой пастели, правда толщина линии в этом случае будет значительно больше.
Пятна и оптическое смещение
Самые экспрессивные стили пастельной живописи используют пятна чистого цвета для выполнения работы, а вот растушевку при этом стараются не использовать совсем. Растушевка приглушает интенсивность цветов, что не всегда нравится автору произведения, поэтому они используют только нерастушеванные мазки, которые отлично передают свежесть и вибрацию чистого пигмента. Существует категория пастелистов, которые создают свои работы исключительно на основе цветовых пятен, исключая любую растушевку или смешение. Конечно, на близком расстоянии эти картины имеют абстрактный вид, зато на определенной дистанции зритель увидит цельное полотно, которое играет необыкновенными цветами, полученными благодаря оптическому смешению (пятна разного цвета воспринимаются человеком как целое).
Линии и пятна в натюрморте
Манера написания натюрморта, которую можно наблюдать на рисунке (работа Франсеска Креспо), достигается путем наложения пятен чистого цвета на фон. Для выполнения работ в этой манере нужен смелый и энергичный характер, так как работа выполняется решительными и энергичными штрихами, сразу, без каких-либо предварительных набросков. Опыт написания такого рода работ обязательно пригодится начинающему художнику.
Тема натюрморта проста - стоящий на шкафу кувшин с цветами. Художник выбрал не очень распространенный ракурс, однако стиль работы говорит, что это правильный выбор.
1 этап. Работа начинается с нанесения эскизного рисунка углем, при этом моделируется форма и объем, которые делаются энергичными штрихами и пятнами. Четки контуры и детали как таковые отсутствуют, а толстая линия дает намек лишь на общие очертания.
2 этап. В данном натюрморте фон создается посредством растушевки пятен охристого и светло-серого цветов. Эти пятна смешиваются, благодаря чему фон приобретает неопределенный оттенок, который отлично передает игру света и тени в глубине натюрморта.
Наложение чистых цветов поверх растушевки
Манера работы пастелью, которая демонстрируется в этой работе, достаточно интересна. Пятна чистого цвета и растушевка не только дополняют, но и подкрепляют друг друга – пятна чистого цвета смотрятся гармонично только на растушеванном фоне, а тот в свою очередь, умело подчеркивает выразительность чистых цветов. Именно поэтому не следует растушевывать пятна основной композиции, которая наносится поверх первоначально растушеванного фона, так же не следует пытаться получить равномерную насыщенность всем участкам картины. Обычно растушевку применяют только для второго плана или фона.
3 этап. Цветы - их цвет и форма получаются при наложении ярких насыщенных пятен, для этого брусок пастели прижимаем к бумаге (это позволяет добиться большой интенсивности цвета) и круговыми движениями создаем пятно.
4 этап. После завершения наложения пятен, нужную форму стеблей и цветов подчеркиваем углем. Если присмотреться, то видно, что некоторые участки работы были растушеваны пальцами художника, для того, чтобы уменьшить его интенсивность и контраст с фоном.
5 этап. Следующим этапом нужно доработать кувшин и другие детали композиции при помощи цветной пастели – все, натюрморт готов. Стоит обратить внимание что первоначальный рисунок углем гармонично вписался в общий строй картины по причине растушевки фона и проработанной гармонизации колорита.
Далее Подготовительный рисунок
- Рисование тушью и маркерами
- Гризайль, серое, монохромное искусство
- Christie’s выставляет на продажу только что обнаруженное полотно Ван Дейка
- Новый проект художника Ивана Коршунова в галерее «Файн Арт»
- Что необходимо для создания леттеринга
- Как нарисовать голову коня, поэтапно
- Необходимые материалы и инструменты для художника
- Подбираем материалы