Практика работы пастелью: XIX век читать ~87 мин.
XIX век
Реализм - это художественное направление, которое основано на принципе объективного изображения действительности. В XIX веку реалистическое искусство поменяло прежнее представление о красоте и отодвинулось от канонов, которые были установлены классицистами. Художник-реалист старался, прежде всего, отобразить настоящую жизнь, которую видел, наблюдая обычаи и поведение людей своего времени. Темой изображения стали такие явления и реалии жизни, как транспорт, индустриализация, места развлечений, мода. Именно пастель, впрочем как и акварель, из всех существовавших живописных техник, более всего подходила для ловли мгновений меняющегося мира: она давала возможность схватывать мимолетное, едва уловимое но, в то же время, реалистичное, воспроизводя его в мягких бликах, экспрессивных линиях и растушеванных цветовых пятнах. Быстрая техника работы пастелью дала художникам-реалистам большие возможности, при этом воплощая в себе спонтанность рисунка и разноцветье живописи.
Музей искусства, Филадельфия (США). Жан Франсуа Милле (1814-1875). Дневной сон. Картина отображает сцену крестьянского быта, она выполнена мелкими быстрыми штрихами и, как настоящая пастель, сочетает в себе качества не только рисунка, но и живописи.
Возникший интерес к повседневной жизни определил изменение тематики и стиля. Художники-реалисты, такие как Ж. Д. Г. Курбе (1819-1877) или Ж. Ф. Милле (1814-1875), смело писали темы, которые ранее считались тривиальными или даже вульгарными. Со временем работы этих мастеров получили заслуженную оценку и были признаны произведениями искусства. Их стиль, характеризующийся кажущейся небрежностью, стал образцом художественного почерка для целого поколения импрессионистов. В тот момент произошел перелом мышления, и на первое место, при оценке произведения искусства, вышло мастерство и изящество исполнения, заменив царившую там ранее тему.
Импрессионизм. Расцвет пастельной живописи
Своего величайшего расцвета пастель достигла в импрессионизме. Импрессионисты старались выразить действительность цветом, считая что это самое яркое средство художественного выражения, а пастель как ничто другое подходила именно для такой цели. Все лучшие художники-импрессионисты работали в этой технике, пастель очень часто занимала центральное место в творчестве этих людей.
Дивизионизм
Принцип этой техники в использовании чистых, несмешанных цветов, которые наносятся по отдельности очень мелкими мазками, при этом создавая оптическую иллюзию смешения. Краски смешиваются только в восприятии зрителя, а не на холсте или палитре, благодаря чему произведения импрессионистов отличаются редко встречающейся живостью и радужностью. Дивизионизм и подобный ему пуантилизм впервые стали употреблять П. Синьяк и Ж. Сера.
Музей изящных искусств, Дижон (Франция). Эдуар Мане (1832-1883). Модель для картины «Бар "Фоли-Бержер"». Мане - создатель большого количества портретов пастелью, отмеченных плавностью переходов цветовых тонов и бархатистостью фактуры.
Техника импрессионизма
Техника импрессионизма зародилась в процессе живописи с натуры. Художники-импрессионисты, желая уловить изменения движения или освещенности фигуры, выработали порывистую, нервную и в то же время быструю и уверенную манеру письма. Развившийся отсюда дивизионизм (наложение множества отдельных мазков чистого цвета), помог вытеснить полутона и серые оттенки, которые присущи академическому искусству предыдущих лет, и смог открыть дорогу для поиска новых цветовых эффектов.
Частная коллекция. Жоакин Мир (1873-1940). Миндальные деревья в цвету. Работа, развивающая приемы дивизионизма, она демонстрирует широкие возможности пастели при использовании техники отдельных мазков.
Коллекция Тиссен-Борнемиса, Мадрид (Испания). Эдгар Дега (1879-1917). Танцовщица на сцене (Зеленая танцовщица). Выразительность смелой композиции получается игрой цвета и света, которая создается энергичными мазками и пятнами (данная техника стала примером для подражания для многих пастелистов XXвека).
Далее XX век. Пастель в живописи
- Рисование тушью и маркерами
- Гризайль, серое, монохромное искусство
- Christie’s выставляет на продажу только что обнаруженное полотно Ван Дейка
- Новый проект художника Ивана Коршунова в галерее «Файн Арт»
- Что необходимо для создания леттеринга
- Как нарисовать голову коня, поэтапно
- Необходимые материалы и инструменты для художника
- Подбираем материалы