Барокко читать ~3 мин.
Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Антонис ван Дейк, Эль Греко, Рембрандт ван Рейн, Караваджо, Якоб Йорданс – неординарные умы, великие художники, незабываемы таланты. Вспоминая их, мы в мыслях погружаемся в атмосферу барокко. Барокко – стиль, который выработал новые эстетические и художественные приёмы, отказался от классических норм, делал акцент по отношению к внешним эффектам и преувеличенной экспрессии. Так же, как сегодня это можно увидеть в Творческом альманахе ARTIFEX.
Барочную живопись можно сравнить с человеком, который был неуверен в себе и не находил в общественном устройстве достаточной опоры. Он не верил в то, что общество может его поддержать. Воспринимал время вокруг себе стремительно сменяющимся, пространство хаотичным. И как правило, совокупность мировоззренческих установок, которые хотелось бы видеть и ощущать вокруг себя проецируются в художественном стиле барокко.
Барокко начинает активно развиваться в Италии, Испании XVII — XVIII веках. В этих странах, где множество людей наиболее нерешительно, растерянно чувствуют себя в общественной жизни, среди окружающих, которые были приверженцами классика, педантичности, порядка. Живопись барокко — это искусство, которое предлагало человеку максимально полностью реализовать свои чувства, эмоции. Давало возможность художнику показать всему свету насколько богатым и разнообразным является внутренний мир каждого индивидуума. Уникальный стиль соединяет в себе абсолютно разные, противоположные чувства. Жанр, который относится ко всему окружающему гуманно, решает проблему взаимопониманий, взаимоотношений одного конкретного человека со всем, что он видит, слышит, ощущает, в гротескных формах, т. е. избыточности положительного и отрицательного, тёмного и светлого, холодного и тёплого.
Контрастность, декоративность, пышность, чрезмерность — это свойства стиля барокко. Ярчайший представитель Пауль Рубенс-фламандский живописец. Не менее важная персона является испанец Веласкес, который внёс неограниченный вклад в живопись барокко. Также можно проследить этот стиль в драматургии: Лопе де Вега, Педро Кальдероне, Франсуа Лабье. Эта литература, в которой центральной место занимает человеческая эмоция, а не чувство долга. Барокко — это развитие жанров пейзажа, натюрмортов в изобразительном искусстве, светское и вместе с тем религиозное искусство.
В совокупности можно выделить основные черты барокко. Проследить его динамику:
- отказ от конкретной культурной традиции;
- динамизм;
- относительная свобода творчества;
- отсутствие стилевого поведения;
- отклонение от классической эстетики, акцент на неправильном;
- совместимость реального и иллюзии;
- экспрессивность;
- контрастность;
- гиперболизм, как художественный приём;
- избыток декоративных элементов пышности.
Миросозерцание барокко — это мучительное чувство, осознание то что человечество в упадке, оно нереально, т. е. восприятие жизни зрителя на сцену. Исключительная ценность барокко заключалась в том, что изображались ли бедные или богатые, сцены спокойствия или битвы, передавалось ли горе или радость — это всегда сопровождалось глубокой эстетикой, затрагивая человеческие сердца.
Художники, живописцы, которые творили в стиле барокко всеми доступными способами хотели, экзальтироваться, отстраниться от рационального, хотели показать всем важность эмоционального, иррационального, мистическое начало души. Искусство цветистости, противоположностей, возвышенности, многообразия, бунтарства. Барокко — живой стиль, эмпирическое соприкосновение с бытием, гений своего времени…
Евгений Васильевич Колодюк