Древнее германское искусство читать ~4 мин.
Наши сведения об искусстве германских народностей, основанные на изучении сохранившихся памятников их материальной культуры, в первой половине 20 века были ещё очень отрывочны и неполны. Наименее был выяснен наукой вопрос о происхождении германское искусства и об этапах его древнейшего развития в период, предшествовавший эпохе европейских миграций 4-6 веков н. э. Памятники конца бронзового и начала железного века позволяют заключить, что в течение 1-го тысячелетия (до н. э. ) германское искусство, медленно развивавшееся в странах Северной Европы (Северная Германия и Скандинавские страны) и находившееся под известным воздействием высоких культур средиземноморского бассейна, а равно и культур Центральной и Западной Европы, вырабатывало свой особый характер, сказавшийся в стремлении к чисто орнаментальным построениям, к схематизации форм и к отвлеченной ритмике линейного рисунка.
Римская эпоха (1-3 века н. э. ) несколько усилила влияние античной цивилизации на формы германского искусства, но оно сказалось только на окраинах, в местностях, граничивших с Римским государством, и почти не затронуло его на Севере. В период 2-3 веков германское искусство вошло, при посредстве готов, в тесное соприкосновение со скифо-сарматским искусством Юга России, которое к этому времени также склонялось к отвлеченной схематизации и восприняло от него ряд новых форм и приемов (основные элементы звериной орнаментики, ленточные плетения, полихромную декорирование предметов).
Эти новые элементы, смешавшись со старыми отвлеченно-линейными формами германского искусства, совершенно изменили его внешний облик. Как полагают новейшие исследователи процесс этот имел место в 3 веке н. э. в области Восточной Европы (на территории немецкой Австрии, Южной России, Восточной Румынии и других), результатом чего было образование своеобразного готского искусства, которое потом, в эпоху переселения народов, было распространено готами и другими германскими народностями по всем странам Западной Европы.
В период 4-6 веков н. э. это германское искусство, представленное, главным образом, памятниками бытового назначения (предметы личного и конского уборов, сосуды, оружие и тому подобные), является в Европе господствующим. Сложность звериных узоров и пышная красочность полихромных инкрустаций, столь характерные для него в эту эпоху, прекрасно отражают на себе вкусы и психологию тех новых социальных групп, которые пришли на смену изжившей себя Римской империи и основались на её развалинах.
В следующий за европейскими миграциями период в 7-9 веках развитие этого искусства протекает в двух различных направлениях: в странах Западной Европы (Франция, Испания, Италия) оно начинает постепенно смешиваться с формами продолжающего римские традиции христианского искусства, усиленно насаждаемого в массах господствующей верхушкою общества, и проникает в скульптурное декорирование церковных зданий, в рукописи и тому подобное.
Звериная орнаментика, попав на почву, находившуюся перед тем под длительным влиянием римского искусства, вбирает в себя много новых изобразительных элементов и отводит им значительное место в своих плетеных узорах.
Совсем другая картина наблюдается в Северной Европе и, главным образом, в Скандинавии. Там ещё продолжает жить прежняя склонность к чисто линейным формам собственно германского искусства, которому соприкосновение со скифским искусством привило ряд натуралистических звериных мотивов. Борьба между этими элементами — абстрактной линейностью и конкретным натурализмом — наметилась уже в эпоху переселения народов.
Теперь она получает дальнейшее развитие и звериные формы постепенно подчиняются сложным плетениям ленточных узоров. Эта борьба кончается к 9 веку полной победой отвлеченно-ритмического линейного рисунка. В эпоху викингов (9-11 века) становятся нередкими изображения отдельных фигурок зверей, лошадей или человека (большей части рисуемых в профиль), а также небольших сценок, помещаемых на металлических предметах или на каменных могильных плитах.
Точно так же и в плетеные орнаменты этого периода опять вводятся звериные мотивы. С появлением на Севере христианства и нового церковного искусства местное германское искусство в течение некоторого времени существует наряду с ним не смешиваясь. Потом постепенно вбирает в себя ряд христианских мотивов и сочетает их со старыми декоративными формами (известные, например, изображения Христа, запутанного в ленты плетений, фигуры церковного креста в плетениях, и тому подобные), а равно проникает и в декорирование церковных зданий, утвари и рукописей и, наконец, уступает ему своё место, опускаясь в низовые народные массы.
Валерий федорович Субботин