Джованни Чиварди «Человеческое тело» – о книге читать ~4 мин.
Обозначим название книги: «Человеческое тело (анатомия, морфология, пластика)». А теперь – вперёд, к визуальному содержанию издания. Автор громко заявляет, что все его рисунки сделаны с моделей. А ещё невзначай добавляет пару слов о том, что некоторые позы могли быть неудобны для позирующих. Похоже на правду. Ведь, судя по рисункам, страдали люди! (Почём зря). Ведущий специалист Джованни может позволить проявить собственное мастерство и без участия натурщиков, потому как рисунки выполнены схематично. И не суть, написаны они с моделей или при помощи воображения, подкреплённого знанием своего дела.
В книге представлено большое количество иллюстраций. Все они выполнены чёрной тушью и пером. Цель автора – научить изображать тело человека на основе схематичной графической иллюстрации. Таким образом, все рисунки выглядят схематично. В издании Д. Чиварди – в противовес, скажем, изданию Б. Хогарта – наличие обильного иллюстративного материала не предполагает характеристику самоучителя, как «качественного».
Своеобразие итальянца
Прежде, чем перейти к непосредственному анализу рисунков, надо сказать несколько слов о манере художника. Она примечательна тем, что особое внимание автора акцентируется на половых органах натурщиков. Д. Чиварди прорисовывает их не только с завидным постоянством (и действительно, куда ж без них?), но и с ничем «не прикрытой» любовью. (Отсюда можно сделать предположение, почему же рука мастера не воспользовалась воображением для создания учебных рисунков: главное – «видение»!)
А вот и самое интересное!
Например, рисунки под названиями «открытая» и «закрытая» формы. Если с «закрытой» формой всё более-менее ясно – автор свернул модель калачиком, то «открытая» интересна уже одним только названием (относительно авторства Чиварди). Здесь автор предлагает лицезреть следующую картину: мужчина, стоящий на ширине плеч с поднятыми вверх и слегка разведёнными руками. И все бы хорошо, но не обошлось без гениталий. Казалось бы, всем и так понятно, что они должны там располагаться, но их отсутствия (или легкого обозначения линиями), в общем-то, никто бы и не заметил, поскольку речь идёт (и стоит это подчеркнуть) о художественном изображении. Сам автор забыл, настолько был поглощён процессом о цели своей работы. Но напомним, что она заключена во фразе: «Постараться научить изображать тело человека». А тело человека в художественном изображении – это туловище, руки, ноги, голова.
Надо сказать, что страсть к гениталиям настолько овладела автором, что он умудрился изобразить половые органы в случаях, где их даже было бы незаметно. Но зоркий глаз Д. Чиварди видит гениталии даже в самых труднодоступных, для взгляда, местах. Например, серия изображений «Размеры и пропорции: методика наблюдения и определения размеров» показывает размеры человеческого тела: длина и ширина. Модель изображена со спины во весь рост. Между ног наблюдается нечто, о чём можно только догадываться. Но, предполагая художественный рисунок, будем считать, что это дополнительная центральная точка иллюстрации (не считая основной, расположенной чуть выше), которая определяет направление длины и ширины человеческого тела (в этом случае – мужского).
Как видно, гениталии не остаются без внимания, что неблагоприятно сказывается на такой части тела, как «рука». Например, рисунок «Выразительность». На первом рисунке изображён мужчина – в такой же позе, что и в примере выше, с одним отличием – руки и ноги у него подогнуты. Разумеется, между ног расположилось неотъемлемое произведение во всей красе. Стоит заметить, что подобные художества рисуются с гораздо большим энтузиазмом, чем другие части тела. Следующая иллюстрация показывает мужчину в движении – он изображён вполоборота. С левой рукой всё хорошо – её видно, автор даже пальцы нарисовал неплохо, не так много штриховки… Но вторая, правая рука – пропала. По истинному замыслу автора, судя по другим иллюстрациям, с левой стороны туловища должна быть видна часть кисти, бесследно исчезнувшей руки. Хотя бы один палец. Нет руки! При этом Д. Чиварди не забывает рисовать гениталии, как уже было отмечено, даже там, где их быть не должно. О чём может поведать такая тенденция в изображениях итальянского художника? Конечно же, говоря об учебном пособии, не место рассуждать о темпераменте знаменитого итальянца (сексологам на заметку). Обратившись к детальному анализу рисунков Джованни Чиварди, довольно сложно назвать его «мастером». Подобная подача и вообще манера изображения учебного материала характеризует скорее не мастера, а грубую «подделку»: чрезмерный натурализм – это уже не искусство. Искусство предполагает построение новой реальности – лучше идеальной, как стимул для человека стать хорошим и красивым на практике, а что же Д. Чиварди хотел сказать как художник? Быть порнографом, ему удавалось больше!