Федоскинская лаковая живопись читать ~4 мин.
Подлаковая живопись — мастерство, которым по праву гордится Россия. Это Палех, Мстера, Хохлома, и, конечно же, Федоскино.
Федоскинская фабрика миниатюрной живописи — самая старая в России. В годы советской власти было построено новое здание, которое сейчас уже несколько обветшало. Цеха фабрики тоже требуют ремонта. Но для настоящего волшебства не требуется дорогой антураж, и народные мастера Федоскина по-прежнему работают, а из-под их рук выходят настоящие сказочные миниатюры.
Зазвенели бубенцами тройки, запыхтели самовары, закивали головами боярышни, заскрипели сапоги на добрых молодцах. Вспыхнули золотом купола, заискрился снег серебром… И расцвела на шкатулке лаковая сказка. Такая, что всем нам дорога с детства. А придумывают и рисуют её художники.
Третье столетие на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи рождаются лаковые шкатулки, коробки, пудреницы, брошки. И все — с удивительной росписью.
Имена современных мастеров федоскинской миниатюры — Г. Ларишева, М. Чижова, М. Пашинина, Ю. Карапаева были в конце ХХ века известны не только в СССР, но и за его пределами. Кстати, федоскинский художник-миниатюрист по традиции подписывает свою работу. Все эти мастера — заслуженные художники, лауреаты Государственной премии им. И. Е. Репина. При советской власти на Федоскинской ордена «Знак Почета» фабрике миниатюрной живописи работало более двухсот художников-миниатюристов. Работы лучших из них представлены в крупнейших музеях России — в Государственном Русском музее в Санкт-Перербурге, в Государственном Историческом музее и Музее народного искусства в Москве.
Знаменитый ныне промысел появился в XIX веке неподалеку от Москвы, неспроста. Мода на китайские лаки перекинулась в то время из Западной Европы в Россию. Вот купец Коробов и начал производство лакированных табакерок, а его преемник Лукутин — шкатулок, пудрениц, коробочек, украшенных миниатюрами из русской жизни. Русские лаки не уступали заморским. Шкатулки получались прочными, изящными, самобытными. Стоило лишь взглянуть на них, и становилось ясно, где вещь сделана: типично русские пейзажи с березами, русские девицы в сарафанах, с косами да коромыслами, добрые молодцы на добрых конях…
Технология изготовления лаковых шкатулок и сегодня во многом сходна с той, столетней давности. По-прежнему картонные полосы склеивают слоями, сушат в специальных шкафах, затем прикрепляют к будущим изделиям донышки, грунтуют их, сушат, полируют. И лишь потом за дело берутся художники. На небольшом пространстве лаковой пластины им предстоит создать целую композицию.
Труд художника-миниатюриста
Труд художника-миниатюриста — долгий и кропотливый. Для него необходимы талант, верный глаз, безошибочное колористическое чутье и… бесконечное терпение. С детства приучались многие юные жители села Федоскина часами выписывать сказочные сюжеты. Умение писать «по сквозному» и «по-плотному» передавалось из поколения в поколение.
Писать «по-плотному» — значит наносить рисунок слой за слоем, когда композиция с каждым разом становится все выразительнее и ярче. А когда пишут «по-сквозному», художники наносят краски на специальные подкладки, отражающие свет. Это может быть и перламутр, и сусальное золото, и алюминиевый грунт. На таком фоне масляные краски, которыми пишут федоскинцы, горят ещё ярче, миниатюра выглядит ещё наряднее. Вот тогда-то и получается такая картина, с которой мы начали свой рассказ, — с золотыми куполами и серебристым снегом.
Ни одна работа федоскинских художников не похожа на другие. Даже если пишут мастера одну композицию, у каждого из них получается своя, неповторимая миниатюра. Потому что и цветовое решение у каждого мастера своё, и лица у сказочных персонажей разные, и освещение миниатюры каждый художник продумывает по-своему.
Все меньшее место в работах художников занимают скопированные сюжеты (раньше много здесь писалось на шкатулках левитановских и шишкинских пейзажей). Теперь все больше появляется на фабрике композиций, разработанных местными художниками. Традиционные темы и мотивы обновляются, на основе классических образов создаются новые, современные миниатюры. В конце ХХ века, во времена самого бурного развития народных ремесел, возникли такие известные теперь работы, как «Хоровод» В. Липицкого, «У рябины» Ю. Карапаева, «Морозко» Г. Ларишева.
В Федоскине есть школа, где учатся основам ремесла юные художники — смена опытных мастеров.
Технология изготовления федоскинской лаковой миниатюры сохраняется в первозданном виде на протяжении 200 лет (с 1795 года) и состоит из длительной и тщательной проклейки картона, затем пропитки его льняным маслом при высокой температуре, сушки, прессования, шлифования, полирования, лакирования. После чего происходит грунтовка изделия и собственно работа художника. После этого каждому изделию присваивают индивидуальный номер, ему выдается сертификат и оно подписывается личной подписью художника. на каждое изделие дается столетняя гарантия, миниатюрам не страшны ни вода, ни грибок. В настоящее время фабрика в Федоскино изготавливает лаковые шкатулки, панно, броши и кулоны, визитницы, пепельницы и другие товары, которые можно купить в фирменном магазине. Для желающих проводятся ежедневные экскурсии по фабрике и по её музею.
@textnet.ru