Культура Беларуси (БССР) в 1930-е годы. Конец «Белорусизации» читать ~3 мин.
Культура БССР в 1930-е годы была вызвана процессами, которые происходили на основе многообразия мнений в политике, экономике, проводимая тогда централизация и унификация. Творческая личность была наименее подвержена унификация, и, так называемая культурная революция должна была с этой задачей справиться.
Рубеж 1920-1930-х годов – время создания культурных организаций, главная цель которой – формирование новой «пролетарской» культуры. Политика белорусизации стала сворачиваться. Отстаивание интересов населения в области культуры стало рассматриваться как враждебное не только социализму, но и народу. Как результат – планомерное уничтожение сознательной части населения, в частности, интеллигенции (дело СВБ, сфабрикованное НКВД). С 1936 по 1938 год по стране прокатилась вторая волна репрессий, в которой в наибольшей степени была затронута литература. В лагерях и тюрьмах умирали такие известные представители культуры и искусства, как Михась Зарецкий, Владимир Голубок, Максим Горецкий и другие. Первый президент АН БССР В. М. Игнатовский, после предъявления ему обвинения, покончил с собой. Был арестован В. И. Пичета, который был профессором и ректором БГУ.
Кроме негативных моментов в культурной развитии БССР в 1930-е годы, были и положительные: уровень образования населения вырос, увеличивалось и количество учебных заведения, исследовательских институтов.
В 1929 году 1 января был реорганизован Инбелкульт (Институт Белорусской Культуры), официальное название после реорганизации – Академия наук Белорусской ССР. Массовые репрессии затронули следующие направления: география, филология, история и другие. То есть, в области гуманитарных наук существенных успехов не было, как, например, в области медицинских, геологических и биологических наук.
В рассматриваемый период белорусский прозаики обращались к теме гражданской войны, коллективизации и революции. При этом внимание обращалось на приверженцев социализма. В 1930-х годах появляются много интересных и увлекательных детских литературных произведений: «ТВТ» Я. Мавра, «Миколка Паравоз» М. Лынькова и другие. Кроме вышеперечисленных тем, значительная дола в литературе и искусстве отводилась тема «врагов народа», к примеру, пьеса «Хто смяецца апошним» К. Крапивы. Поворот театров к наиболее актуальным темам рассматриваемого нами периода произошёл в результате театральной дискуссии, проведённой в 1928 году. В целом, успех любого спектакля зависел не только от качества произведения, но и от мастерства тех, кто играл: П. Глебов, В. Крылович, П. Молчанов и другие. Развивалась не только литература и театральное искусство, но и музыка. Белорусская государственная консерватория начала свою деятельность в 1932 году, где начал свою музыкальную деятельность композитор В. А. Золотарев, который был учеником Н. Римского-Корсаковым.
В 1930-х годах в культурном плане было и киноискусство, в котором были затронуты процессы идеологизации и политизации.
В архитектуре в БССР в 1930-е годы значительное место отводится Г. Лаврову, по проектам которого строился Белорусский политехнический институт. Кроме Лаврова известен И. Лангбарг, по проектам которого построились: здание Театра оперы и балета, Дом Правительства, Дом Красной Армии.
В плане живописи, представители этого направления в искусстве стремились разрабатывать «производственную» тему. В жанре пейзажа известен В. Бялынецкому-Бируле, портрета – И. Ахремчику, В. Волкову и другим.
- Религия в Беларуси
- «Я не знаю, что такое усталость». Мемориальный фестиваль Ивана Соллертинского в Витебске
- Игорь Дрёмин: Молодые художники Беларуси
- Ратуша в Витебске
- Человек эпохи Возрождения. Вспоминая о Соллертинском
- Украинский фильм «Племя» получил гран-при Международного кинофестиваля «Листопад»
- Выставка «Художник и Время» в белорусском Национальном художественном музее
- Благодать Ветковских икон в Национальном художественном музее Беларуси.