Самые важные художественные школы эпохи Возрождения читать ~6 мин.
Итальянское Возрождение произвело одну из величайших революций в живописи. Строго говоря, с этого момента люди во второй раз со времён Древнего Рима «научились рисовать». Вплоть до четырнадцатого века в европейской традиции была сильна иконописная живопись.
Икона – это картина, в которой не были отражены события в земном мире. Художники рисовали мир небесный, так как они его представляли. Особая черта иконы – золотой фон с отсутствием воздуха и глубины. И именно с замены этого фона на условный реалистичный фон, в котором есть перспектива, земля и небо, и начались поиски мастеров Возрождения. Первопроходцем в этом искусстве был Пьетро Каваллини, а началось всё с того, что художнику дали заказ на реставрацию старинных раннехристианских мозаик. Работая над ними, ему волей – неволей пришлось овладеть старинной римской системой мозаичного изображения, предполагавшей большую реалистичность, чем иконы. Так раннехристианское искусство V века стало одним из источников знаний о живописи в раннем Ренессансе. Однако в то время было сильно влияние византийской традиции, для которой были характерны застылые, пассивные позы, отсутствие действия и игнорирование пространства. С того времени прошло полтора столетия до того, как живопись Возрождения достигла своего расцвета, но и первые шаги живописцев выглядят уже более гармонично и красиво, чем образы средневекового европейского искусства, которые сегодня уже почти забыты. В разных странах, и даже в разных городах Италии, Возрождение имело разную стилистическую окраску, да и степень овладения наукой, гуманистической философией, анатомией и перспективой в разных уголках Европы сильно различается.
Локальные живописные школы Ренессанса
Сиена
В Сиенской Республике религиозность в эпоху Возрождения сохраняется. Поэтому Сиена идёт по особому пути. Местные живописцы долгое время верны византийским традициям, позднее они смешиваются с готикой. Картинам сиенцев свойственен куда больший и интерес к духовному, чем другим школам. Примечательна картина сиенского художника Симоне Мартини «Отречение Св. Мартина от оружия». На этой картине, написанной вполне в духе сиенской условности, видны бытовые детали, характерные для Ренессанса (казначей считает монеты).
Но, всё же, главным мастером Сиены был Дуччо. Живопись Сиены оригинальна. Однако с гибелью режима пришёл конец и живописи, которая с тех пор становится второстепенной по отношению к более реалистиченым традициям. Не совсем обычный для своего времени строй Сиенской республики прославлял художник Амборджо Лоренцетти в своих самых знаменитых произведениях – «Плоды доброго правления» и «Плоды дурного правления». Такие названия дали современные учёные двум фрескам, украшающим интерьер здания парламента Сиены. Конечно же, в наше время до конца не известно значение всех символов, представленных на этих сложнейших картинах, но некоторые подозревают, что «Доброе правление» – это более свободная феодальная республика, а «Дурное правление» – образ соседних монархий.
Флоренция
С традиционной школой Сиены контрастирует живопись Флоренции, которая всегда и везде была экспериментальной и передовой. Именно там родились или творили сначала Джотто, затем Бруннелески, Мазаччо, Учелло, и, наконец, Микеланджело, Да Винчи и Донателло. Первой революцией была реформа Джотто. В его работах попытки использования ракурсов и перспективы ещё робки, но общее направление он задал. В картине Учелло «Битва при Сан – Романо» уже видно истинное наслаждение, которое художник получал от изображения перспективных эффектов. Первые портреты также довольно скованны. Взгляд не в глаза зрителя, а в сторону, положение лица – только в профиль, и всё это на чёрном фоне. Но позднее появляется сложный поворот головы в три четверти, а фон превращается в прекрасные, изысканные декорации. На фоне изображали уходящий вдаль прекрасный пейзаж. Кстати, именно во Флоренции Микеланджело и Леонардо создали важнейшие произведения искусства, расписав стены Большого совета сценами битвы при Ангиари. Мысль, вложенная Леонардо в своё произведение, также содержит в себе революционную для того времени идею. В сцене «Битвы за знамя» и люди, и кони представлены настолько жестокими и одичавшими, что не остаётся места ни для какой славы или сочувствия «своим». Леонардо показывает весь ужас войны. Война ужасна сама по себе. В ней нет места ничему высокому.
Венеция
Венецианская живопись выделяется среди прочих особым отношением к цвету и сочной живописностью. Все картины венецианцев ярки. По своей технике эта школа была одной из передовых в Италии. Черты Ренессанса в Венеции хорошо видны в живописи Джованни Беллини. Беллини – разветвлённый род, давший человечеству множество знаменитых живописцев, но некоторые картины Джованни Беллини особенно мягки и нежны. Он часто изображал Марию с младенцем, в разные годы и с разной степенью совершенства. На одной из его картин можно увидеть робкие первые шаги маленького мальчика и тёплую улыбку его матери. Подобные сюжеты – самое точное отражение материнства, ведь в эпоху Возрождения святые изображались с теми простыми человеческими чувствами, которые присущи всем людям в подобных ситуациях, и сама живопись становится более «живой».
Старонидерландская живопись
Северное Возрождение было основано на совсем другой идеологии. Голландцы и немцы не ограничивали религию в пользу науки, а реформировали христианство. Великий философ Эразм Роттердамский написал труд «Похвала глупости». В нём философ призывал вернуться к искренности и бескорыстию, свойственным ранним христианам. Христианство первых веков Нашей эры у Эразма Роттердамского выгодно отличается от жестокой средневековой католической церкви. Однако во время Реформации, во времена упадка Возрождения, появилась и неизвестная ранее идея, а именно – мысль о том, что богатство угодно Богу. Эта идея способствовала промышленному подъёму лютеранских стран, но при этом положила начало современной жадности до денег, идее о накоплении как о смысле жизни, свойственной современным капиталистическим государствам. В Голландии и Германии художники продолжали игнорировать анатомию и гуманизм, но при этом также создавали великие произведения. Одно из самых значимых – «Великолепный часослов Герцога Берийского». Несмотря на игнорирование соразмерности людей и зданий (люди на этих картинах порой немного меньше домов), «Великолепный Часослов» поражает всех зрителей своей изысканной декоративностью. В этой книге есть и библейские сцены, но особенно известны миниатюры, посвящённые разным месяцам. На этих миниатюрах изображены праздники, охота, крестьянский труд в поле, словом, важные части быта человека того времени, и всё это изображено с необычайным художественным вкусом. Яркие, насыщенные краски были ещё возможны в сочной палитре готики, позднее они исчезнут.
Возрождение – время гениев, когда наука шла рука об руку с воображением, а современное общество лишь формировалось. Но всё же, успехи в живописи этого времени удивительны, и это безусловно, лучшее, чего только могла достичь живопись Италии и всей Европы!