Пармская школа живописи читать ~4 мин.
Итальянское Возрождение не вспыхнуло одновременно по всей Италии. Скорее, оно разворачивалось постепенно в трёх основных местах. Сначала было флорентийское Возрождение (ок. 1400-90); затем, во многом благодаря папе Юлию II (1503-13), племяннику папы Сикста IV (1471-84), центр внимания переместился на развитие ренессансного искусства в Риме (ок. 1490-1540). Чуть позже появилась сочная масляная живопись, ставшая примером искусства Ренессанса в Венеции (ок. 1510-1550).
Менее крупные провинциальные центры искусства Ренессанса возникли после 1450 года – обычно благодаря наличию богатого покровителя в сочетании с одним или двумя местными старыми мастерами (в болонской школе работали Джованни II Бентивольо и художники Карраччи) или одним выдающимся мастером (например, Андреа Мантенья, который стал придворным художником Людовико Гонзага в Мантуе). На севере Италии, помимо Болоньи, к провинциальным школам живописи относились школы Феррары, которой покровительствовала семья Эсте, воспитавшая талантливую школу местных художников во главе с Косме Тура (1430-1495) и Эрколе де’ Роберти (1451-1496), и её западного соседа Пармы.
Пармская школа – история, особенности, художники
В тихом городе Парма, расположенном на севере итальянского региона Эмилия-Романья – между Миланом и Флоренцией, – находятся два старейших культурных центра Европы: Пармский собор (построен в 1059-1178 годах) и Пармский университет (основан в 1117 году). Хотя, несомненно, город был в курсе художественных событий в период кватроченто, он оказался в центре внимания только во время карьеры двух «любимых сыновей» – меланхоличного, интровертного художника Антонио Аллегри, известного как Корреджо (1494-1534), и эксцентричного Джироламо Франческо Мария Маццола, прозванного Пармиджанино (1503-1540). Третий выдающийся художник из Пармы, Джованни Ланфранко (1582-1647), на чью барочную живопись оказал сильное влияние Корреджо, не учитывается, поскольку он работал только в Риме и Неаполе.
Корреджо (1494-1534)
Прежде всего Корреджо был творческим гением, который поставил пармскую живопись на карту, преобразив город своими поразительными фресками в процессе. Под влиянием фресок Камеры Дельи Спози (1465-74) Андреа Мантеньи, а также уроженца Форли Мелоццо да Форли (1438-1494), Корреджо прославился своим мастерством иллюзионистической настенной живописи, используя как приём trompe l’oeil «di sotto in su» (крайняя форма ракурса), так и технику «quadratura», при которой изображения наносятся на потолок или стену, чтобы как бы расширить архитектуру помещения в воображаемое пространство за пределы реального потолка или стены.
Всё это зависело от экстраполяции механики линейной перспективы. Среди его величайших картин – Успение Богородицы (1524-30), украшающее купол Пармского собора, и Видение святого Иоанна Богослова на Патмосе (1520-22) на куполе аббатской церкви Сан-Джованни Эванджелиста в Равенне.
Впечатляющая устремлённая в божественную бесконечность перспектива этих двух фресок, не имела прецедентов. Эти два потрясающих произведения библейского искусства оказали глубокое влияние на будущих художников фрески, от Гауденцио Феррари (1470/80-1546), украсившего купол Санта-Мария-деи-Мираколи в Саронно, до Порденоне (1483-1539) с его фреской в Тревизо и Карло Чиньяни (1628-1719) с его фреской Успение Богоматери, в соборной церкви Форли, к барочному искусству Ланфранко (1582-1647), Пьетро да Кортона (1596-1669), Бачиччо (1639-1709) и Андреа Поццо (1642-1709) в Риме, и искусство рококо Тьеполо (1696-1770) в Германии.
Его мифологическая живопись также значительно опережала своё время: например, замечательные «Юпитер и Ио» (1531-32, Музей истории искусств, Вена). Кроме того, он был ответственен за некоторые из лучших ренессансных рисунков в Италии.
Пармиджанино (1503-1540)
После Корреджо самым значительным эмильским художником первой половины чинквеченто был столь же недолговечный Пармиджанино. Хотя он был хронологическим наследником Корреджо, в зрелом возрасте он двинулся в другом направлении, став одним из величайших художников-маньеристов того времени. Отмеченный ледяным освещением, вытянутыми формами и искажёнными пространственными эффектами, его стиль маньеристской живописи обладал некой из ряда вон выходящей эмоциональной интенсивностью, часто сопровождаемой эротическим подтекстом.
В 1524 году он начал работать в Риме, но его карьера оборвалась после разграбления города иностранными войсками в 1527 году. С 1527 по 1539 год он работал сначала в Болонье, а затем в Парме, создав множество алтарных и других религиозных картин, включая свой шедевр Мадонну с длинной шеей (1535, Уффици) для церкви Санта Мария дель Серви, Парма. Его уникальный стиль Как и Корреджо, он был также мастером рисунка, применяя целый ряд техник и различных средств для подготовительных этюдов, а также самостоятельных работ, которые оказали значительное влияние на развитие предварительных эскизов для гравюры, в Италии и за её пределами.
Во многом благодаря новаторскому мастерству Корреджо и Пармиджанино Парма стала одним из важнейших направлений развития маньеризма и искусства католической контрреформации XVI века.
К другим художникам, работавшим в Парме, относятся: Бертолино де’Гросси, известный своими фресками XV века в Капелле дель Комуне и капелле Валери в Пармском соборе; Лукино Бьянкини, известный своими работами в соборной сакристии; Микеланджело Ансельми (1492-1554), известный своими декорациями в Сан-Джованни Евангелиста и алтарной частью в соборе; и Джироламо Маццола Бедоли (1500-1569), известный своей картиной «Христос, Мария, святые и ангелы во славе» (1538-44), которая украшает купол апсиды дуомо.
Общее руководство по эволюции живописи, скульптуры и других видов искусства см: История искусства (2,5 млн. лет до н.э. – настоящее время).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?