Традиционная хохломская роспись читать ~14 мин.
Хохломская роспись – древний русский народный художественный промысел, зародившийся в XVII веке в заволжских деревнях Нижегородской губернии. Своё название получила по крупному торговому селу Хохлома, куда свозились на продажу готовые изделия. Яркая, самобытная, узнаваемая во всем мире, хохломская роспись стала настоящим символом русского декоративно-прикладного искусства. Магия сочетания красного, чёрного и золотого цветов, плавные линии растительного орнамента, технологические секреты нанесения позолоты без использования драгоценного металла – всё это делает хохлому поистине уникальным явлением культуры.

2 Технология изготовления хохломских изделий
3 Основные типы хохломской росписи
4 Секреты мастерства хохломских художников
5 Орнаментальные мотивы хохломской росписи
6 Хохлома в современном искусстве
7 Сохранение и развитие традиций хохломской росписи
История возникновения хохломского промысла
Хохломская роспись появилась в XVII столетии в лесном Заволжье. Согласно историческим данным, промысел зародился в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи, расположенных на левом берегу Волги в Ковернинском районе Нижегородской области. Расцвет хохломы пришёлся на XVIII век, а известность она получила благодаря селу Хохлома, ставшему центром сбыта изделий.
Существует несколько версий возникновения этого яркого промысла. По одной из них, золотая хохлома зародилась благодаря старообрядцам, которые, спасаясь от преследований за «старую веру», поселились в глухих и труднодоступных заволжских лесах. Среди старообрядцев были иконописцы и мастера книжной миниатюры, владевшие тонким живописным кистевым письмом. Местное же население прекрасно владело токарным мастерством и умело изготавливать деревянную посуду. На стыке этих двух традиций и родилось самобытное искусство хохломы, где мастерство резьбы по дереву соединилось с виртуозной росписью.
По другой версии, нижегородские ремесленники уже в 1640-1650 годах научились имитировать позолоту на дереве, ещё до прихода в эти земли старообрядцев. Этот способ декорирования, вероятно, предшествовал хохломскому. Однако дорогой оловянный порошок, изначально использовавшийся для создания эффекта позолоты, был доступен не всем, поэтому промысел развивался медленно, а основными заказчиками были монастыри.
Развитию хохломского промысла способствовало обилие леса в Заволжье и близость к Волге – важнейшему торговому пути. Готовые изделия отправляли на ярмарки, где они быстро нашли своих ценителей. Яркая расписная посуда пользовалась спросом не только на Руси, но и за её пределами – в Персии, Индии, Средней Азии, Европе.
Технология изготовления хохломских изделий
Хохломская роспись отличается сложной многоэтапной технологией изготовления, секреты которой передавались из поколения в поколение. Весь процесс создания уникальных золочёных изделий без применения золота можно разделить на несколько важных этапов.
Подготовка материала
Процесс начинается с тщательного подбора древесины. Традиционно мастера используют древесину лиственных пород – липу, осину или берёзу. Заготовленное дерево укладывают в штабеля и оставляют в условиях естественной воздушной циркуляции на длительное время, иногда до года. Это необходимо для достижения оптимальной влажности материала.
После подготовки сырья токарь или резчик изготавливает из дерева нужные формы – миски, ложки, ковши, поставцы и другие предметы. Эти изделия называются «бельё» и представляют собой основу для будущей росписи.
Грунтовка и олифение
Готовое «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной, которую называют «вапа». После грунтовки изделие тщательно сушат, а затем покрывают несколькими слоями олифы – вареного льняного масла. Эта операция требует особого мастерства и точности. Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, и быстрыми движениями втирает олифу в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы масло распределялось равномерно.
В течение дня изделие покрывается олифой 3-4 раза. Последний слой сушится до состояния «небольшого отлипа» – когда олифа слегка прилипает к пальцу, но не пачкает его. Этот этап критически важен для качества и прочности будущей росписи.
Лужение
Следующий этап технологии – «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка (в прошлом использовали оловянный, отсюда и название процесса). Для этого применяют специальное приспособление – «куколку», представляющую собой кожаный тампон с мехом на рабочей стороне. После лужения предметы приобретают красивый серебристый блеск и готовы для нанесения росписи.
Роспись
В росписи традиционно применяются масляные краски на основе натуральных красителей – сажи, крона, киновари, охры. Основные цвета хохломы – красный и чёрный, но для оживления узора используются также коричневый, зелёный и жёлтый тона. Краски готовятся непосредственно на производстве по старинным рецептам, передаваемым из поколения в поколение.
Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, их изготавливают сами художники. Особенность таких кистей в том, что ими можно провести очень тонкую линию.
Закрепление росписи
После нанесения росписи изделие покрывают специальным лаком и подвергают термической обработке – «закаливанию». Под воздействием высокой температуры серебристый слой под прозрачным слоем лака приобретает золотистый оттенок. Именно так рождается знаменитое «хохломское золото», поражающее своим блеском и красотой без использования драгоценного металла.
Благодаря многократной высокотемпературной обработке хохломские изделия становятся прочными, долговечными и безопасными для использования в быту.
Основные типы хохломской росписи
Традиционная хохломская роспись развивалась на протяжении веков, и за это время сформировались устойчивые виды орнаментальных композиций и характерные приёмы письма. Основу составляют два главных типа росписи – «верховая» и «фоновая».
Верховая роспись
Верховая роспись предполагает нанесение узора непосредственно на золотистый фон изделия красным и чёрным цветами. Этот тип росписи включает несколько разновидностей орнамента.
«Травка» – самый древний вид хохломской росписи, представляющий собой изображение травянистых растений с помощью отрывистых мазков, напоминающих осоку, белоус, луговик. Художник наносит тонкие изогнутые линии, создавая причудливую вязь трав, дополняя её мелкими ягодками или колосками по серебристому фону.
Роспись «под листок» или «под ягодку» отличается от «травки» крупными мазками, образующими формы овальных листочков и круглых ягод. Основу такой росписи составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В сравнении с «травкой» она многоцветнее – листочки могут быть зелёными или сочетать коричневый и жёлтый цвета.
«Пряник» – своеобразная разновидность верхового письма, когда внутри чашки или блюда создаётся геометрическая фигура (квадрат или ромб), украшенная травкой, ягодами, цветами. Название этот узор получил из-за сходства с формами для выпечки пряников – «пряничными досками».
Фоновая роспись
Фоновая роспись представляет собой более сложную технику, когда узор выполняется на однотонном фоне – чёрном или красном. Сам орнамент при этом имеет золотистый цвет. Существует два основных вида фоновой росписи.
«Роспись под фон» начинается с прорисовки контуров будущего рисунка стебля с листьями и цветами, иногда с изображениями птиц или рыб. Затем фон закрашивается чёрной или красной краской, оставляя нетронутыми части рисунка, которые должны быть золотыми. После закалки в печи проявляется золотистый узор на цветном фоне. Этот вид считается наиболее сложным в хохломской росписи.
«Кудрина» – особый вид росписи, получивший название благодаря особой витиеватости, «кудрявости» растительных мотивов. Золотой узор, напоминающий кудрявые завитки, создаёт причудливые формы цветов и листьев на чёрном или красном фоне. В отличие от других видов хохломской росписи, в кудрине особенно важны контурные линии, образующие форму каждого завитка. Результат напоминает роскошный цветной ковёр с золотыми узорами.
Секреты мастерства хохломских художников
Создание хохломской росписи требует не только художественного таланта, но и владения особыми техническими приёмами, которые мастера оттачивают годами. Эти секреты передаются из поколения в поколение, обогащая традиции промысла.
Особые приёмы держания кисти
Одним из главных секретов мастерства является особая техника держания кисти. В процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука, благодаря чему можно проводить одним слитным, неразрывным движением длинные пластичные мазки и серии штрихов на сферических или цилиндрических поверхностях.
Кисти для хохломской росписи делаются из беличьих хвостов и обладают особыми свойствами. Перед использованием мастер тщательно перебирает купленную кисть, убирая все жёсткие, сломанные волоски. Каждый художник относится к своему инструменту с особым трепетом, ведь от качества кисти зависит красота и точность линий.
Работа на весу
Ещё один важный приём – работа «на весу». Небольшую токарную вещь мастер опирает о колено, придерживая левой рукой, а правой наносит орнамент на её округлую поверхность. Такой способ держания расписываемого предмета позволяет легко поворачивать его в любую сторону с нужным наклоном, что обеспечивает удобство при нанесении сложных узоров на объёмные поверхности.
Использование трафарета
При создании некоторых элементов росписи мастер может использовать трафарет из фетра или пористой губки. Обмакнув его в красную или чёрную краску, художник наносит спирали, ромбики, кружочки, создавая определённый ритм рисунка. Просветы между элементами заполняются лёгкими мазками, гармонично наполняя пространство.
Создание цветовой гаммы
Особенностью хохломской росписи является ограниченная, но очень выразительная цветовая гамма. К краскам предъявляются повышенные требования, так как многие из них могут выгорать от высокой температуры при сушке и закалке. Мастера используют термостойкие минеральные краски: охру, сурик, киноварь и кармин, сажу, хромовую зелень.
Красители размалывают и готовят краску непосредственно на фабрике, применяя рецептуру, полученную от предыдущих поколений. Такой подход обеспечивает сохранение традиционной яркости и насыщенности цветов хохломы.
Орнаментальные мотивы хохломской росписи
Хохломская роспись славится своими характерными орнаментальными мотивами, которые сформировались в рамках промысла и стали его визитной карточкой. Основу хохломских узоров составляют растительные элементы, часто дополняемые изображениями птиц, рыб и животных.
Растительные мотивы
Главным мотивом хохломской росписи является «травка» – изображение гибких стеблей, трав, листьев и цветов. Плавные, гибкие линии создают впечатление движения, словно растения колышутся под лёгким ветерком.
Среди излюбленных растительных элементов хохломской росписи – ягоды рябины, смородины, крыжовника, клюквы, земляники; листья винограда, земляники; цветы ромашки, колокольчика. Эти природные мотивы стилизованы и преображены фантазией мастеров в декоративные узоры, сохраняющие, однако, узнаваемость своих природных прототипов.
Анималистические мотивы
Кроме растительных мотивов, в хохломской росписи часто встречаются изображения птиц, рыб и зверей. Как правило, они вписаны в общую растительную композицию и составляют с ней единое художественное целое. Птицы мастерски вплетаются в узор из трав и цветов, рыбы «плавают» среди водорослей, а звери скрываются в зарослях.
Анималистические мотивы в хохломе также стилизованы и декоративны. Они не стремятся к реалистичности, но передают характерные особенности животных, их грацию и пластику.
Композиционное построение
Хохломская роспись отличается продуманным композиционным построением узора. Обычно композиция развивается от центра к краям изделия или от кромки к центру. На дне чаш и блюд часто располагается крупный центральный мотив, от которого расходятся ветви с листьями, цветами и ягодами.
Особо следует выделить композицию «пряник» – одну из древнейших в промысле. Она представляет собой геометрическую фигуру (круг, квадрат или ромб) с узором внутри, напоминающую солнечную розетку. Такие композиции имели символическое значение и сравнивались с образом солнца, несущего свет и тепло.
Хохлома в современном искусстве
Традиции хохломской росписи не только бережно сохраняются, но и активно развиваются в современном мире. Сегодня хохлома выходит за рамки традиционной деревянной посуды и находит применение в самых разных областях искусства и дизайна.
Современное прочтение традиций
Современные мастера хохломской росписи, сохраняя верность традициям, вносят в старинный промысел новые идеи и технические решения. Они экспериментируют с формой изделий, композицией узора, цветовыми сочетаниями, создавая произведения, созвучные современной эстетике, но не теряющие связи с народными корнями.
Особенно интересны коллаборации народных промыслов с современными дизайнерами. Например, АО «Хохломская роспись» сотрудничает с брендом HALF&HALF и графическим дизайнером Анной Кулачек. В рамках коллекции HALF&Хохлома созданы декоративные тарелки, где традиционные элементы хохломской росписи гармонично вписаны в современный дизайн. Такие проекты дают новую жизнь старинному промыслу, делая его актуальным и востребованным в XXI веке.
Расширение сферы применения
Сегодня хохломой расписывают не только традиционную деревянную посуду, но и мебель, элементы декора интерьера, самовары, стены. Особенно эффектно выглядят предметы с росписью «кудрина», где золотые завитки создают роскошный узор на ярком фоне.
Хохломская роспись находит применение в современной моде. Узоры хохломы украшают одежду, аксессуары, обувь. Контрастное сочетание чёрного, красного и золотого цветов выглядит стильно и привлекательно, добавляя образу яркости и самобытности.
Новые материалы и поверхности
Хотя традиционно хохломская роспись выполнялась на деревянных изделиях, современные мастера осваивают и другие материалы. Техника росписи успешно адаптируется для металлических поверхностей, что позволяет создавать расписные самовары, подносы, столовые приборы.
Появились даже такие необычные предметы с хохломской росписью, как велосипеды и автомобили. Эти смелые эксперименты демонстрируют удивительную гибкость и адаптивность старинного промысла, его способность вписываться в современный контекст, не теряя своей самобытности.
Хохлома как символ России
Хохломская роспись становится своеобразной визитной карточкой России, узнаваемым во всем мире символом русской культуры. Изделия с хохломской росписью – популярные сувениры, которые туристы увозят из России на память.
Хохлома присутствует в оформлении российских экспозиций на международных выставках, фестивалях, культурных мероприятиях. Яркая, запоминающаяся, она мгновенно создаёт атмосферу русского народного искусства, вызывая интерес к российской культуре.
Сохранение и развитие традиций хохломской росписи
Сохранение и развитие традиций хохломской росписи – важная задача для современного общества. Передача секретов мастерства новым поколениям художников обеспечивает непрерывность традиции и её жизнеспособность в меняющемся мире.
Центры производства хохломских изделий
Главным центром производства хохломских изделий остаётся город Семенов Нижегородской области, где расположено предприятие АО «Хохломская роспись». Здесь работают мастера, хранящие и развивающие традиции промысла, создающие как традиционные, так и новаторские произведения.
Другим центром хохломского промысла является посёлок Ковернино, исторически связанный с зарождением хохломской росписи. Мастера Ковернинского района сохраняют особенности местного стиля росписи, отличающегося своеобразной трактовкой орнаментальных мотивов.
Обучение молодых мастеров
Важную роль в сохранении традиций хохломской росписи играет обучение молодых мастеров. Навыки росписи передаются не только в семьях потомственных художников, но и в специализированных учебных заведениях – колледжах и техникумах с направлением на декоративно-прикладное искусство.
Обучение хохломской росписи включает освоение как технологических процессов, так и художественных приёмов. Будущие мастера изучают историю промысла, традиционные орнаментальные мотивы, особенности композиции, цветовые сочетания, а также практикуются в нанесении росписи под руководством опытных наставников.
Музеи и выставки
Сохранению и популяризации хохломской росписи способствуют музеи и выставки, посвящённые этому виду народного искусства. В Семенове работает Музей народных художественных промыслов, где представлена богатая коллекция хохломских изделий разных периодов, демонстрирующая эволюцию промысла.
Выставки хохломской росписи регулярно проводятся как в России, так и за рубежом, знакомя широкую публику с этим уникальным видом народного искусства. Такие мероприятия помогают привлечь внимание к хохломе, вызвать интерес к её истории и современному состоянию.
Хохломская роспись – одно из ярких явлений русской народной культуры, соединившее в себе практическую функциональность и высокую художественность. Зародившись в XVII веке как способ украшения бытовых предметов, хохлома превратилась в самобытное искусство с характерным стилем, узнаваемыми орнаментальными мотивами и уникальной технологией создания «золота без золота».
На протяжении веков хохломская роспись развивалась, обогащалась новыми приёмами и мотивами, но сохраняла свой неповторимый облик. Мастера передавали секреты промысла из поколения в поколение, обеспечивая живую связь времён и преемственность традиций.
Сегодня хохломская роспись не только сохраняет свои традиционные формы, но и успешно адаптируется к современным условиям, находя новые сферы применения и вступая в творческий диалог с другими видами искусства и дизайна. Это говорит о жизнеспособности промысла, его способности развиваться, не теряя своей идентичности.
Хохлома остаётся одним из символов России, визитной карточкой русской культуры, узнаваемой во всем мире. Её яркость, декоративность, жизнерадостность отражают характерные черты русского народного искусства и вызывают неизменный интерес у ценителей прекрасного. Сохранение традиций хохломской росписи и передача их новым поколениям мастеров – важная задача для всех, кому дорого культурное наследие России. Только так можно обеспечить будущее этому уникальному виду народного искусства, чтобы ещё долгие годы хохломские изделия радовали глаз своим золотым сиянием и затейливыми узорами.
- Персональная выставка Заслуженного художника России Ирины Маковеевой
- Во Владивостоке открыл свою выставку заслуженный художник России В.Снытко
- Акварели заслуженного художника России Василия Лесина на выставке в Уфе
- Юбилейная выставка работ Заслуженного художника РФ Иосифа Павлишака
- Выставка заслуженного художника РСФСР Владимира Некрасова открыта в ЦДХ
- «Мы начинаем в конце» Криса Уитакера, краткое содержание