Румынская православная церковь читать ~5 мин.
Христианство достигло территории к западу от Чёрного моря вдоль реки Дунай уже во втором веке нашей эры. Христианские общины к северу от Дуная (современная Румыния) имели тесные отношения, в том числе административные, с церквями на юге (современная Болгария), которые были лучше организованы и получали пастырское руководство от патриарха Византии.
В 535 году император Юстиниан I учредил в своём родном городе (ныне город Таор в бывшей Югославии) престол Тавресиум, под юрисдикцией которого находились некоторые румынские христианские общины. Хотя документы встречаются редко, упоминается о существовании епископата в Томисе (IV- VI века), а в 787 году епископ из Банат-Марисеены (сегодня Седад в уезде Тимиш) присутствовал на седьмом экуменическом соборе в Никее.
Обращение в христианство жителей соседних с Румынией стран оказало большое влияние на распространение и укрепление христианства в Румынии. В 973 году новое венгерское государство заключило союз с могущественным католиком, императором Оттоном I, после чего в страну были направлены миссионеры Римско-католической церкви, чтобы заменить миссионеров из Византии. В результате притока римо-католиков в регион, Балканы стали одним из мест, где была проведена черта между восточным православием и римо-католицизмом в 1054 году, когда эти две церкви официально разделились.
Тем временем, завоевание Болгарии (1018) византийским царём Василием II Булгароктоном позволило Византии получить религиозную и политическую власть над Румынией. В последующие годы православная церковь пользовалась поддержкой политических властей. Первое централизованное румынское государство со столицей в Куртеа-де-Аргеск было создано в 1324 году князем Басарабом, основателем Валахии. Его сын принял православную церковь в качестве духовной поддержки политической жизни и попросил прислать епископа из Константинополя.
В 1359 году епископ Лачинт из Вицины был принят в Куртеа-де-Аргеск, в его юрисдикцию также входила Трансильвания. Вторая епископальная кафедра была учреждена в Северне в 1370 году.
Румынские князья, пришедшие из Марамуреска в 1350 году, организовали религиозную жизнь местных жителей Молдавии, а во время правления князя Александру чел Буна Константинопольский патриархат признал епископа Лосифа Сучавского (1401). В 1632 году столица Молдавии (и епископство) была перенесена из Сучавы в Ласи.
В то время как православная церковь распространялась в Валахии и Молдавии, её развитие в Трансильвании было затруднено, когда Венгрия завоевала этот регион и при поддержке Германии заставила людей принять католичество. Римско-католический собор в Венгрии (1279) запретил православным строить церкви или проводить богослужения в соответствии с православными принципами.
Давление как на римско-католических, так и на православных верующих последовало за приходом кальвинистского протестантизма. Кальвинистские князья из Трансильвании просили православных верующих принять реформатскую веру, а некоторые православные епископы ушли, так как реформатская церковь в Румынии набирала силу. Католическая власть была восстановлена после 1687 года, и снова католические миссионеры организовали обращение православных верующих.
Усиленное давление на православных было поддержано политическими властями, что привело к принятию унии с Римом (1698-1701) и основанию Румынской греко-католической церкви. Православным новообращённым было разрешено сохранить греческую литургию, но они признали власть Рима. Насильственное обращение продолжалось до 18 века.
Когда в 1417 году Румыния попала под власть турок, некоторое подобие местного контроля сохранилось, и христианство осталось неповреждённым. Турецкая гегемония была сброшена в 1590-х годах, но в следующем веке она вернулась. Примерно в то же время Россия начала вмешиваться в дела региона в рамках своего стремления получить незамерзающий порт. Борьба за становление государства, свободного от контроля России и Османской империи, привела к полной независимости Румынии в 1877 году.
После обретения независимости Румынская православная церковь провозгласила себя автокефальной, а в 1885 году её независимость была признана Вселенским патриархатом. После Первой мировой войны Трансильвания была вновь объединена с Румынией (1918 год), и перед православной церковью открылась новая возможность. Православные верующие, ранее объединившиеся с Римом, по-прежнему считались частью Православной Церкви, и были предприняты усилия по их реинтеграции в православие. Конституция Румынии, принятая в 1923 году, не делала различия между Румынской греко-католической церковью и Румынской православной церковью. Конфликт между этими двумя церквями продолжается до сих пор.
Также после войны были предприняты шаги по унификации управления Румынской православной церковью. В 1920 году был создан совет для разработки регламента церкви. Новый «Закон и правила организации Румынской православной церкви» появился в 1925 году. Руководящему епископу впервые был присвоен титул патриарха. Первый румынский патриарх, Мирон Кристеа, занимал этот пост с 1925 года до своей смерти в 1939 году. Церковь пережила потрясения 20-го века, включая очень репрессивный марксистский режим, который находился у власти с конца Второй мировой войны до 1989 года.
Сегодня Румынская православная церковь организована в соответствии с собственными правилами, разработанными синодом и изменёнными в соответствии с социально-политическими обстоятельствами. Несмотря на административную независимость, она едина в вере и убеждениях с остальным православным миром. Главой Румынской православной церкви является патриарх, а Румынский православный патриархат включает в себя митрополичьи епископии, архиепископии и епископства.
В 1998 году церковь была разделена на 10 архиепархий и 13 епархиальных епископств. В 2006 году она насчитывала 18 806 000 прихожан, 13 500 приходов и 12 855 священников. Церковь также осуществляет канонический надзор над викариатством Сербской православной церкви в Румынии, насчитывающим 26 000 верующих, и викариатством Украинской православной церкви, насчитывающим 52 000 верующих.
За пределами Румынии, в Германии, Франции и США, находятся епископы, возглавляющие румынских православных верующих, которые остаются в общении с Румынским Патриархатом, проживая в Западной Европе и Северной Америке. Православная церковь курирует 14 богословских институтов, большинство из которых были основаны после 1989 года и в которых обучаются сотни студентов. Она является членом Всемирного совета церквей.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?