Выставка «ДРАГОЦЕННАЯ ОПРАВА. КАРТИНА И РАМА. ДИАЛОГИ» в Третьяковской галерее читать ~3 мин.
В Третьяковской галерее открылась необычная выставка: зрителям показывают рамы от картин. Наш специальный корреспондент художник Суржина Диана заинтересовалась влиянием рам на восприятие живописи зрителем. Какие скрытые символы могут находится на раме, которую современный зритель отбрасывает как дизайн гаджета при чтении смс?
«Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» И.Е.Репин 1886.
Куратор выставки, заместитель генерального директора по научной работе Татьяна Леонидовна Карпова :
– В портретах на раму выносили информацию о родовитости и достоинствах изображенного на картине человека, а на исторических полотнах «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» И.Е.Репина 1886 года можно увидеть гербы городов или находки при раскопках того времени.
В экспозиции «Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги» нам удалось восстановить более 150 пар оригинальных обрамлений и произведений искусства, так церковная живопись, например Икона «Богоматерь Владимирская» в позолоченном окладе вложена к киот с прозрачной дверкой, который инкрустирован шпоном красного дерева. Обычно при реставрации и транспортировке с картин снимают оригинальную раму. Но нарушение совместной работы деревянной конструкции картина-рама приводит к тому, что при разном температурном режиме и влажности происходят разные степени усадки и через некоторое время картина или выпадает или наоборот «не влезает» обратно в свою родную раму.
Проект «Драгоценная оправа» занял все отделы Третьяковской галереи : оформление входа в Инженерный корпус, выпуск книжной и сувенирной продукции, создание интерактивной выставки и особая гордость заместителя генерального директора по просветительской и издательской деятельности Эльзессер Марины Эдгаровны – книги для детей и новый формат проведения экскурсий – "час со специалистом», когда реставраторы сами отвечают на вопросы посетителей.
Художник-реставратор Рахимбердиев Тимур Нуарланович перед картиной Г.Г.И. фон Преннер «Портрет Императрицы Елизаветы Петровны» 1754 даёт интервью.
Художник-реставратор Рахимбердиев Тимур Нуарланович обнаружил, что рама картины «Портрет Императрицы Елизаветы Петровны» кисти Г.Г.И. фон Преннер не имеет самостоятельной столярной конструкции, а похожа скорее на потолочный плафон или панель в русском стиле орнаментированном березовыми листочками.
– На обороте рамы я заметил надпись «Отрада», такую же как имеют другие предметы из коллекции вещей принадлежавших графу В.Г.Орлову, владельцу усадьбы «Семеновское-Отрада». За год работы, полностью разобрав обрамление мы восстановили и покрашенные белой краской бумажные перехлесты, закрывающие швы стыков рамы и разрушенные углы, соблюдая основной принцип: новое должно немного отличаться от старинного.
Выставка «Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги».
Екатерина Евсеева, научный сотрудник отдела живописи XVIII-первой половины XIX века, отметила, что художники часто сами рисовали эскиз рамы, которая перекликалась бы по смыслу и стилю с картиной внутри. Леопардовое платье дамы на картине «Вакхант» кисти Федора Бруни словно тает на раме в темной сетке тюлевого муара.
Р.Е.Лебедев «Пупсик» Ассамбляж 1973.
Традиции использования рамы для расширения поля картины переняли и художники 20-21 века: для оформления художественных произведений применяют бытовые предметы, доски и инсталляции. Психологический эффект рамы особенно заметен при выборе картины для подарка: покупатель, как и в ювелирном магазине, хочет чтобы шедевр был соответственно красиво оформлен. Рама в произведениях современных художников примитивистов играет значительную роль отделения воображаемого пространства от реального. Мятая бумажка, запачканная краской только тогда становится предметом искусства, когда об этом заявлено обрамлением и дана информация о концепте.
Конференц-зал на открытии выставки «Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги».
Третьяковская галерея впервые демонстрирует новый подход в подаче исторического материала, создав комплексную тематическую программу просмотра материала, интересную разным слоям ценителей искусства. Выставка продолжится до конца сентября и завершится открытой научной конференцией специалистов по сохранению исторических памятников.
Комментирование недоступно Почему?