Открытие экспозиции «Свобода есть свобода…» в галерее «Беляево» читать ~3 мин.
15 сентября в 18:00 в галерее «Беляево» (ул. Профсоюзная, д.100) состоялось торжественное открытие экспозиции «Свобода есть свобода…», посвященной 40-летнему юбилею «бульдозерной выставки».
Перед входом в выставочный зал «Беляево» художник Суржина Диана наткнулась на ревущий под окнами жилых домов бульдозер. Его протирали спиртом и пробовали на вкус участники перформанса.
- Мы противопоставляем тоталитарной риторике опыт сенсуального переживания.
- Сексуального?
- Сенсу-ального, то есть, основанного на личных субъективных ощущениях. Нас будет трое, каждый будет изображать чувство вины с помощью атрибута, – он принял эротическую позу и лизнул сверкающее крыло бульдозера.
А как было тогда?
На юбилей выставки в «Беляево"приехали участники и посетители мероприятия 1974 года. Все они участники акции: одни имели смелость показать запретные картины, другие – приехать и смотреть, и тоже попасть под объектив КГБ.
Является ли этот акт искусством? Концептуальное искусство пытается донести идею до зрителя любыми способами. Молодые художники вышли с картинами, нарушающими традиции социалистического реализма. Они боролись не столько за признание себя как художников, сколько за возможность творить без цензуры и показывать миру реальное положение дел в Советском Союзе. Зрителей разогнали поливальными машинами, а выставку снесли бульдозером, но им удалось привлечь внимание иностранных СМИ и многое изменить в культурной среде.
Участники «бульдозерной выставки» 1974 года Леонид Бажанов и Сергей Бордачев
Современные авторы тоже не отстают от стариков в преодолении барьеров нашего восприятия:
- Представьте себе, – говорит странный музыкант в маске зайца, спонтанно дергающий струны гитары, – что Вам запретили использовать в музыке ноту «ля». Всё можно, а «ля» во всех октавах – нельзя, потому, что на 66,6 % оно совпадает по звучанию с нецензурным словом. Что за музыка у вас получится? Вот, вся их выставка была из одной ноты «Ля» - крик в пространство. Но он был услышан…
Возможно, что нелепая буффонада арт-группы U/N у отмытого бульдозера и музыканта-зайца Алека Петука не оставит следов в культуре, но даст родит новые идеи – основу творчества. Художник по характеру его занятий должен исследовать мир без каких-либо ограничений, только тогда он может создать что-то новое.
Участники «бульдозерной выставки» 1974 года Слава Лён и Виталий Пацюков.
В экспозицию вошли не только редкие документы и фотографии, но и реальные картины художников того времени. В рамках проекта пройдут вечера с художниками разных направлений и дискуссия на тему «Социальные формы искусства в актуальных художественных процессах». Выставка продлится до 12 октября 2014 года
***
Бажанов Леонид
Художественный руководитель Государственного центра современного искусства
Сергей Бордачев
Президент арт-клуба абстрактной импровизации, художник
Слава Лён
Русский поэт-квалитист, художник-нонконформист, философ-рецептуалист. Доктор географических, философских наук, искусствоведения. Профессор. Президент международной Академии русского стиха. Почётный академик Российской академии художеств.
Виталий Пацюков
Искусствовед, куратор и заведующий отделом экспериментальных программ Государственного центра современного искусства (ГЦСИ)
Комментирование недоступно Почему?