Выставка картин «Портрет современника» в Доме-музее Марины Цветаевой читать ~3 мин.
С 16 по 24 сентября 2014 года в Доме-музее Марины Цветаевой(Москва, Борисоглебский пер., д.6) пройдёт выставка картин «Портрет современника», посвящённая 200-летию Михаила Юрьевича Лермонтова.
Наш корреспондент художник Суржина Диана побывала на отборе работ для третьего этапа конкурса, посвященного поэту М.Ю.Лермонтову. В зале музея, где под стеклянной крышкой медицинского шкафчика лежит заявление поэта Марины Цветаевой о просьбе принять её на работу посудомойкой в столовую, куратор выставки Творческого Союза Профессиональных Художников Ирина Гречаник, тщательно подбирая слова, чтобы не задеть чувства художника, расспрашивает участников о не всегда ясном сюжете представленных картин.
Художник Кирилл Никитенко на конкурсе «Портрет современника»
Загадочная связь художественного и поэтического образа прослеживается полотнах абстрактного экспрессиониста современного художника Кирилла Никитенко, наносящего краски на холст исключительно под влиянием ярких эмоций. Показ ценности субъективного настроения отдельного человека является основой его творчества.
Художник Ольга Мочалова рассказывает о сути и участниках выставки:
- Двойственная, биполярная натура Лермонтова, легко переходящая из одной крайности в другую: от любви к ненависти, от безудержных разгулов к истинному патриотическому героизму, была наделена подлинным гуманизмом, не терпящим фальши и приспособленчества, и постепенно превратила его в живописца общественных нравов.
Несмотря на «давность событий», психологизм и философия произведений поэта актуальны на протяжении всего времени. Меняются эпохи, жизненные установки и предпочтения. Но истинно человеческое – непреходяще.
Да, мы не такие, какими были люди 200 лет назад, мы по-другому, видим, прочитываем мир и, соответственно, по-другому отображаем. По-разному, иногда абсолютно по-разному, но это отнюдь не означает, что поэзия и проза М.Ю.Лермонтова нам не близки. Просто теперь мы иначе это видим, чувствуем и переживаем, и знакомый образ одинокого паруса как на картинах Татьяны Малюсовой в безмятежном лазурном море может обернуться ничтожной белой точкой, словно случайно забытым «непрокрасом» в углу огромного покрытого броскими пастозными мазками сине-бурой краски холста «Мы пьём из чаши бытия» кисти Ирины Голуб к стиха Лермонтова:
“Мы пьём из чаши бытия
С открытыми глазами
Златые омочив края
Своими же слезами…”
«Мы пьём из чаши бытия» Ирина Голуб
Первый этап конкурса повествовал о внутреннем мире М.Ю.Лермонтова и представил множество абстрактных полотен.
Второй этап был посвящен непосредственно литературному и живописному творческому наследию поэта и приоритет был отдан картинам в реалистичной манере – экранизациям, иллюстрациям к произведениям, максимально приближенным к тексту, исторически восстановленным на полотнах или фотографиях значимым местам жизни, портретам людей, непосредственно связанных с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова.
Третий этап конкурса исследует интерпретации наследия в современном мире: музыкальные, живописно-графические, скульптурные, декоративно-прикладные и фото работы по мотивам произведений поэта.
В конкурсе принимает участие Заслуженный художник России, профессор кафедры живописи Закрытный Николай Иванович и его студенты. Этим летом они работали в усадьбе Лермонтова - Середняково Московской области и поставили перед собой трудную задачу передать поэзию в керамике, скульптуре и живописи. Лучшие работы трех этапов конкурса, включая выставки, проводимые непосредственно профессором Н. Закрытным со своими студентами, будут показаны на открытии сезона ТСПХ 16 октября 2014 года в 17.00 в салоне искусств на Тверской (дом-музей Островского)
Диана Суржина
Комментирование недоступно Почему?