Выставка Айвазовского в Киевской картинной галерее читать ~4 мин.
КИЕВ. 12 сентября в Национальном музее «Киевская картинная галерея» (г. Киев, ул. Терещенковская, 9) состоялось открытие выставки «Гений и море. Традиции, поиски, открытия», приуроченной к 200-летию со дня рождения И. К. Айвазовского.
Он вошёл в историю изобразительного искусства как непревзойденный певец моря. Никто из его современников не смог с такой силой и вдохновением показать величие и красоту морской стихии. Художнику было присуще возвышенно-романтическое мировоззрение, обусловленное его любимой темой – темой моря. Недаром в народном воображении и литературе море отождествлялось с чувством силы и могущества, свободы и бесконечного пространства, порождало жажду борьбы и преданности.
Впрочем, не менее важным является то, что именно Айвазовский стоял у истоков украинского пейзажа, одним из первых обратился к живописной красоты украинской природы и сельского быта.
На нынешней выставке экспонируются более 60 произведений живописи и графики ХVIII-ХХ вв. из коллекции музея, которые объединены морской тематикой. Также предусмотрен показ фотографий картин Айвазовского, утраченных музеем во время Второй мировой войны и экспонатов музея Шереметевых, архивные материалы, фотографии, различные предметы, находящиеся на военных кораблях XIX в. и личные вещи морских офицеров – современников И. Айвазовского.
Конечно, особый интерес вызывает музейная коллекция картин Айвазовского, которая состоит из 18 произведений живописи и графики. Все они объеденены высоким уровнем исполнения и дают представление о разных периодах творческой деятельности художника. Однако, организаторы выставки с определённой целью отошли от монографического и хронологического показа. В каждом зале рядом с произведениями Айвазовского представлены работы известных или малоизвестных мастеров, которые были предшественниками, учениками и последователями великого мастера. Такой подход визуализирует стали традиции и преемственность, поиски и открытия маринистов в течение двух веков.
Среди интересных образцов раннего периода творчества Айвазовского выделяются прекрасные пейзажи «Вид на острове Капри» (1845) и «Арба в поле» (1848). В романтическом полотне «Арба в поле» художник воплощает знакомые с детства мотивы своего родного Крыма и степей близ Феодосии, с которой была связана жизнь живописца. О многогранности дарования художника свидетельствуют работы с определёнными чертами бытового жанра и непосредственно не относящиеся к теме моря: «Сцена из Каирского жизни. На террасе дома и общая панорама города» (1881), «Афинский Акрополь» (1887), «Волга у Жигулёвских гор» (1887), «Переезд через Неву» (1883). Эти полотна одновременно являются свидетельством непоколебимой любви художника к путешествиям, без которых он не представлял своей творческой жизни.
Зрелый этап искусства Айвазовского представлен известным полотном «Буря» (1872). Обозначенное впечатляющей свободой, размахом и вместе с тем значительно сдержаннее колоритом, оно свидетельствует об эволюции творчества художника.
Совершенным мастерством отличаются рисунки Айвазовского, выполненные обычно смешанной графической техникой: «Штиль» (1850), «Шторм» (1850) и др.
Новаторский стиль живописи, который во многом опередил своё время, вместе с тем, основывался на традициях пейзажа ХVIII – начала XIX вв., когда Айвазовский учился в Академии искусств пейзажной живописи и имел достаточно устойчивые традиции. Представленные на выставке работы художников ХVIII – начала XIX вв. ярко характеризуют особенности пейзажа того времени. К ним относятся, например, лунный вид с романтическим привкусом Е. Новикова «На берегу залива» (1792), акварели художника XVIII века. Ж. -Б. де ла Траверса, которые он выполнял во время путешествия в Крым.
Тема Италии – одна из самых любимых в искусстве – соединила разных мастеров живописи. В итальянском пейзаже Ге «Сорренто» чувствуется наследственная связь с академическими романтическими традициями и одновременно самостоятельная сила, своя эмоциональная содержательность.
Искусство Айвазовского имело огромное влияние на развитие маринистов и крымской тематики. Он создал свои традиции и школу. Работы современников, учеников и последователей художника составляют целую эпоху в развитии морского пейзажа и крымских ландшафтов. К этой группе работ можно отнести прекрасные пейзажи: Л. Ф. Лагорио «Крымский пейзаж» (1886), А. П. Боголюбов «Череда на берегу моря. Ай-Тодор» (1870), Р. Судковский «Прозрачная вода» (1879-1885), К. Ф. Богаевский «Берег Коктебеля», волшебные, прозрачные акварели с крымскими видами Н. А. Волошина.
Нынешняя выставка – продолжение доброй традиции – всестороннего ознакомления посетителей с уникальной коллекцией музея. Выставка является подтверждением того, что настоящее искусство не имеет никаких преград. Художники, которые обращались к воспроизводству непревзойденной красоты морской стихии, баталий, различных морей и разных стран понятны и привлекательны, даже в наше нелёгкое время, для самого широкого круга зрителей.
- В Краснодаре открылась выставка картин Айвазовского, посвященная юбилею живописца
- «Гул за гулом. Вал за валом. В нас вошла слепая радость …» Выставка-спектакль «Я — Айвазовский» в ARTPLAY
- В Вологду привезли полотна Айвазовского и других художников-маринистов
- В галерее Айвазовского открыли выставку морских пейзажей Льва Богомольца
- «Изгнание» − премьера спектакля о литовских мигрантах в театре им. Маяковского
- Спектаклем «Таланты и поклонники» открылся новый сезон в театре им. Маяковского
Комментирование недоступно Почему?