Наскальное искусство Колибоая, Румыния читать ~7 мин.
Схожие идеи и техники наскальной живописи применялись по всему европейскому континенту начиная с ориньякской эпохи (40 000–25 000 гг. до н.э.). Ярким подтверждением этого стало открытие уникальных образцов пещерного искусства в пещере Колибоая, расположенной в румынском природном парке Апусени. Это искусство представлено серией угольных рисунков и доисторических гравюр. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст древнейших из них составляет не менее 32 000–35 000 лет, что делает их старейшим известным наскальным искусством в Центральной и Юго-Восточной Европе.
Хотя археологам давно известно о разнообразии и древности франко-кантабрийского наскального искусства, до недавних пор в Центральной Европе не было найдено сопоставимых по возрасту примеров искусства каменного века. Чёрные росписи в пещере Колибоая стилистически схожи с изображениями в пещере Шове во Франции (около 36 000 лет назад), которые, за исключением росписей пещеры Фумане в Италии (около 35 000 лет до н.э.), считаются древнейшим фигуративным искусством Европы. На сегодняшний день лишь некоторые наскальные рисунки, такие как изображение свиньи в пещере на индонезийском острове Сулавеси, датируемое возрастом около 45 500 лет, признаны более древними.
Искусство палеолита в Колибоая было случайно обнаружено в сентябре 2009 года группой румынских спелеологов во время планового исследования. Позже находку подтвердили французские палеонтологи под руководством Жана Клотта — ведущего эксперта по наскальному искусству при ИКОМОС и ЮНЕСКО. После открытия пещера получила статус охраняемого объекта и была передана под защиту Румынской федерации спелеологии и администрации Природного парка Апусени.
ДРЕВНЕЙШИЕ РОСПИСИ Список самых ранних примеров наскального искусства см. в статье: Древнейшее искусство: Топ-100 произведений.
Местоположение
Пещера Колибоая находится на высоте 560 метров на западном склоне долины Сигиштель в жудеце Бихор, примерно в десяти километрах к юго-востоку от деревни Пьетроаса. Эта территория расположена в пределах природного парка Апусени на северо-западе Румынии. Регион представляет собой гористую местность с обилием лесов, пещер и карстовых воронок. Вход в пещеру имеет треугольную форму и высоту около 2 метров; он расположен в известняковом утёсе. Сразу за входом крутой склон ведёт в первую просторную камеру шириной около 15 метров и глубиной 40 метров. Отсюда начинается длинная прямая галерея, по дну которой течёт ручей. Вода часто затапливает всю галерею, однако рисунки находятся достаточно высоко на стенах, чтобы оставаться в сохранности. Общая протяжённость пещеры составляет около 750 метров.
Открытие и исследования
О существовании пещеры Колибоая сообщалось ещё в XIX веке, но первое масштабное исследование провёл археолог Габор Халаси лишь в 1981 году. Из-за частых затоплений обнаружить наскальное искусство тогда не удалось, и пещера оставалась незащищённой и малоизвестной. Ситуация изменилась осенью 2009 года, когда в ней были найдены рисунки. Открытие совершила группа спелеологов-любителей из местных клубов: Тудор Рус, Михай Бесек, Валентин Александру Раду, Роксана Лаура Тойчу и Мариус Кенеш. Они исследовали пещеру с использованием подводного снаряжения и случайно заметили наскальные изображения.
После этого пещеру взяли под охрану, однако официальное заявление было сделано только в мае 2010 года. По приглашению румынских властей для проверки подлинности росписей прибыла команда французских специалистов. В неё вошли спелеологи Марсель Мейсонье и Валери Плишон, палеонтолог Мишель Филипп, исследовательница доисторического периода Франсуаза Прудомм, а также эксперты по наскальному искусству Жан Клотт и Бернар Жели. Они официально подтвердили подлинность рисунков, а образцы угля были отправлены в Париж для дальнейшего анализа и датировки.
Датировка
Для определения возраста и подлинности французские специалисты применили метод сравнительного стилистического анализа. Они сопоставили доисторическое искусство Колибоая с другими известными наскальными росписями из пещер Франции. Этот анализ позволил предварительно датировать рисунки диапазоном 23 000–32 000 лет до н.э., что охватывает ориньякскую и граветтскую эпохи. Для получения более точных данных был использован радиоуглеродный анализ. Исследование образца угля, взятого с одного из рисунков, показало возраст около 32 000 лет до н.э., а фрагмента с уступа под ним — около 35 000 лет до н.э. Таким образом, пещера Колибоая содержит древнейшее искусство Центральной Европы и относится к той же культурной традиции, что и другие великие памятники эпохи, такие как резные фигурки из слоновой кости Швабского Юры (ок. 30 000–40 000 лет до н.э.) и Венера Гальгенбергская (ок. 30 000 лет до н.э.). В этот же период были созданы и самые ранние знаки в пещере Альтамира (около 34 000 лет до н.э.), хотя её знаменитые полихромные бизоны относятся к более поздней мадленской культуре.
Чтобы понять, как пещера Колибоая вписывается в эволюцию раннего румынского искусства, см.: Хронология доисторического искусства.
Наскальное искусство в Колибоая
По словам Жана Клотта, в пещере находится около восьми изображений, выполненных чёрным углём. Техника их исполнения очень схожа с той, что применялась для украшения пещеры Шове в долине Ардеш во Франции. Как и большинство наскальных рисунков каменного века, изображения представляют собой фигуры животных или их части. Среди них можно различить бизона с рогами и гривой, нарисованного синевато-серыми линиями, частично прорисованную лошадь, животное из семейства кошачьих, две медвежьи головы и двух носорогов, включая голову чёрного носорога. Возможно, на стенах также есть следы других, менее чётких или неидентифицированных животных. К сожалению, со временем рисунки были повреждены из-за жизнедеятельности летучих мышей. Кроме того, некоторые изображения, как и в пещере Ле-Комбарелль или пещере Фон-де-Гом, почти полностью скрыты под слоем кальцита.
Кроме рисунков, в пещере были обнаружены как минимум две гравюры: одна, предположительно, изображает женский торс, а вторая пока не идентифицирована. Ни трафаретов рук, ни пальцевых узоров, ни абстрактных знаков на данный момент не найдено. Однако стоит помнить, что значительная часть пещеры Колибоая регулярно затапливается, как и пещера Коскер. Поэтому не исключено, что в затопленных или ещё не исследованных участках могут скрываться другие петроглифы или пиктограммы.
Значение
Открытие в Колибоая имеет огромное значение для понимания распространения доисторической культуры в Европе. Долгое время считалось, что искусство верхнего палеолита было сосредоточено преимущественно во франко-кантабрийском регионе (юг Франции и север Испании). Находки такого же возраста и стилистического уровня в Румынии доказывают, что передовые культурные практики и символическое мышление были распространены гораздо шире. Это свидетельствует о существовании обширных сетей обмена информацией и культурными традициями между популяциями древних людей по всему континенту.
Создателями этих рисунков были представители ориньякской культуры — первые современные люди (Homo sapiens), заселившие Европу. Они принесли с собой сложные технологии изготовления орудий, новые формы социальной организации и, что самое важное, развитое символическое искусство. Рисунки в Колибоая, как и в Шове, — это не просто изображения животных. Они отражают сложную космологию, мифы и ритуалы людей, которые стремились понять и осмыслить окружающий их мир. Тот факт, что носороги и бизоны изображались с одинаковым мастерством за тысячи километров друг от друга, говорит о едином культурном пространстве, существовавшем в Европе более 30 000 лет назад.
До этого открытия в Румынии был известен лишь один пример наскального искусства — два изображения в пещере Кучюлат, найденные около 30 лет назад. Единственный другой крупный памятник наскального искусства каменного века так далеко на востоке — это росписи Каповой пещеры (Шульган-Таш) на Урале, но они датируются более поздним временем (около 14 500–17 000 лет назад). Если терракотовая скульптура «Мыслитель из Чернаводэ» (5000 лет до н.э.) является важнейшим образцом неолитического искусства Румынии, то пещера Колибоая, без сомнения, — самый значительный памятник эпохи палеолита в стране.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?