Пещерное искусство Сулавеси читать ~7 мин.
Наскальная живопись в пещерах Марос-Пангкеп близ Мароса на индонезийском острове Сулавеси является одним из древнейших произведений искусства каменного века на планете. Эти данные были опубликованы группой учёных под руководством доктора Энтони Доссето из Университета Вуллонгонга (Австралия) в журнале Nature осенью 2014 года.
Пещера Леанг Тимпусенг
Самое раннее произведение искусства, обнаруженное в пещере Леанг Тимпусенг, представляет собой трафарет руки, датируемый по меньшей мере 37 900 годом до н.э. Это делает его вторым по возрасту известным наскальным рисунком в мире. Более древними считаются только изображения в испанской пещере Эль-Кастильо, возраст которых оценивается примерно в 39 000 лет до н.э. Также в пещере Леанг Тимпусенг находится изображение бабируссы (разновидности свиньи-оленя), датируемое как минимум 33 400 годом до н.э.
Возраст всех изображений был определён с помощью уран-ториевого (U/Th) метода датирования, применённого к вышележащим кальцитовым отложениям. Открытие наскальных рисунков на Сулавеси свидетельствует о том, что доисторическое искусство раннего периода верхнего палеолита создавалось в разных частях света. Это открытие, наряду с находками палеолитического искусства в пещере Бломбос и убежище Дипклоф в Южной Африке, подкрепляет гипотезу о том, что современные люди развили общие культурные и когнитивные способности ещё до того, как покинули Африку. Если это так, можно ожидать новых находок в ключевых точках на миграционных путях древних людей.
Чтобы понять, как пещерное искусство Леанг-Тимпусенга вписывается в эволюцию культуры каменного века, см: Хронология доисторического искусства (начиная с 2,5 млн. лет до н.э.).
Местонахождение
Сулавеси (ранее — Целебес), одиннадцатый по величине остров в мире, расположен между Борнео и Молуккскими островами, на основном миграционном пути с азиатского континента в Австралию. Марос-Пангкеп — это известняковые холмы и второй по величине карстовый массив в Азии, находящийся в национальном парке Бантимурунг-Булусараунг на юго-западном полуострове Сулавеси, недалеко от столицы провинции Макассар.
Леанг Тимпусенг — одна из девяноста пещер Марос-Пангкепа, содержащих произведения искусства каменного века, в основном настенные росписи и отпечатки рук. Поскольку археологических доказательств присутствия Homo erectus на Сулавеси нет, считается, что все наскальные рисунки были созданы анатомически современным человеком — почти наверняка мигрантами-аборигенами, направлявшимися в Австралию.
Дальше к северу, в регионе Боне, существует ещё один пещерный комплекс с росписями, стилистически идентичными найденным в Леанг-Тимпусенг. Однако эти изображения не могут быть датированы напрямую, так как они не покрыты слоем кальцита, который использовался для определения возраста рисунков в Маросе.
Открытие
Пещеры впервые посетил британский натуралист Альфред Рассел Уоллес в июле 1857 года во время своего путешествия в Ост-Индию. Позже он опубликовал книгу о своей поездке «Малайский архипелаг», однако не упомянул в ней о наскальных рисунках.
В 1905–1906 годах швейцарские натуралисты Фриц и Пауль Саразины возглавили научную экспедицию в Индонезию и привезли сообщения о древних наскальных рисунках, но без конкретных данных. Фактически, письменных свидетельств об искусстве пещер Марос-Пангкеп не было до 1950 года, когда голландский археолог Х. Р. ван Хекерен сообщил о сотнях трафаретов рук и изображений животных. С тех пор индонезийские исследователи проводили раскопки, но подробные отчёты публиковались редко, во многом потому, что возраст искусства оценивался не более чем в 12 000 лет. В 1993 году XI Международный спелеологический конгресс рекомендовал ЮНЕСКО признать Марос-Пангкеп объектом Всемирного наследия, а в 2009 году правительство Индонезии подало соответствующую заявку.
Датировка
Австралийско-индонезийская группа исследователей, включая Максима Обера и Адама Брумма из Университета Гриффита, изучила 12 изображений человеческих рук и два изображения животных в семи пещерах Марос-Пангкепа. Они применили метод урановых серий для датировки 14 рисунков. Было собрано 19 образцов из тонких слоёв кальцита (менее 10 мм), отложившихся поверх рисунков за тысячи лет благодаря просачиванию богатой минералами воды.
Кальцит содержит следы урана, который с известной скоростью распадается до тория. Проанализировав соотношение этих двух элементов, учёные смогли определить минимальный возраст росписей под слоем кальцита. Результаты показали, что возраст большинства рисунков составляет около 25 000 лет. Это ставит их в один ряд с древнейшими датированными произведениями искусства Юго-Восточной Азии, такими как рисунок углём Наварла Габарнманг (ок. 26 000 лет до н.э.) из Арнем-Ленда, Австралия.
Однако древнейшее искусство в пещере Леанг Тимпусенг — негативный отпечаток руки, найденный на четырёхметровом потолке, — датируется по меньшей мере 37 900 г. до н.э. Это делает его самым древним трафаретом руки в мире и старейшим археологическим свидетельством присутствия человека на Сулавеси. В той же пещере было обнаружено изображение самки бабируссы возрастом не менее 33 400 г. до н.э., что сопоставимо с древнейшими образцами фигуративного искусства, такими как рисунки из пещеры Фумане в Италии (ок. 35 000 лет до н.э.).
Пещерное искусство
Как и в древнейших памятниках франко-кантабрийского пещерного искусства, включая пещеры Альтамира, Эль-Кастильо, Коскер и Пеш-Мерль, искусство пещер Сулавеси включает как отпечатки рук, так и изображения животных. В большинстве случаев это крупные, иногда грозные виды млекопитающих. Изображённые существа в основном идентифицируемы, хотя некоторые их черты преувеличены, возможно, из духовных, шаманских или эстетических соображений. В Марос-Пангкеп чаще всего встречаются изображения бабирусс, индонезийских бородавчатых свиней и карликовых буйволов (аноа).
Древнейшими формами наскального искусства в пещерах Марос-Пангкеп, как правило, являются отпечатки рук и другие абстрактные знаки. За ними следуют изображения животных, самые поздние из которых датируются 15 400 г. до н.э. Таким образом, искусство Сулавеси создавалось на протяжении всех четырёх основных европейских культур верхнего палеолита: ориньякской (40 000–25 000 до н.э.), граветтской (25 000–20 000), солютрейской (20 000–15 000) и мадленской (ок. 15 000–10 000).
Уран-ториевые датировки подтверждают, что на острове Сулавеси находится древнейшее доисторическое искусство в Южной Азии, включая самый древний в мире трафарет руки и вторую по возрасту фигурную живопись.
Значение
До недавнего времени считалось, что «современные люди», начавшие миграцию из Африки около 80 000 лет до н.э., не обладали способностями к созданию значимого наскального или мобильного искусства. Предполагалось, что художественные навыки развились у них значительно позже, за исключением тех, кто мигрировал в Европу. Считалось, что столкновение с неандертальцами в Европе привело к «культурному скачку», который и породил искусство. Однако этот аргумент становился всё менее убедительным, поскольку появлялись доказательства того, что люди создавали искусство задолго до прибытия в Европу.
Так откуда у художников из Альтамиры, Шове или Холенштайн-Штаделя появились умственные способности для создания их пиктограмм и фигурок Венеры? Большинство археологов стали склоняться к ответу: из Африки. Однако вещественных доказательств было мало, так как в Азии, Австралии и Америке почти не находили произведений искусства, сопоставимых по возрасту с европейскими.
Открытия в пещерах Сулавеси изменили эту картину. Теперь мы знаем, что очень похожее наскальное искусство создавалось на противоположных концах света в одно и то же время. Это свидетельствует о том, что современный человек обладал общими творческими способностями, которые, вероятно, развились ещё до его расселения из Африки. Эту гипотезу подтверждают недавние находки гравюр в пещере Бломбос и гравюр на яичной скорлупе из Дипклофа в Южной Африке.
Следовательно, можно ожидать и новых открытий древнего искусства аборигенов в Австралии. Если художники создавали рисунки на Сулавеси, менее чем в 800 км от северного побережья Австралии, в 37 900 году до н.э., они должны были достичь Австралии вскоре после этого. Тем не менее, несмотря на обилие доисторических петроглифов среди наскальных рисунков полуострова Берруп, в регионе Кимберли и в Убирре, древнейшие произведения искусства в Австралии датируются лишь 26 000 годом до н.э.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?