Генри Фюсли:
швейцарско-английский исторический художник, символист читать ~4 мин.
Джон Генри Фюсли (John Henry Fuseli), урождённый Иоганн Генрих Фюсли (Johann Heinrich Füssli; 1741–1825) — швейцарский и английский художник, один из видных представителей европейского романтизма конца XVIII века. Его творчество посвящено исследованию тёмных сторон человеческой психики, сновидений и сверхъестественного. Фюсли черпал вдохновение преимущественно в литературе, создавая картины на сюжеты произведений Шекспира, Мильтона и Данте.
Будучи современником таких мастеров, как Генри Ребёрн (1756–1823) и Томас Лоуренс (1769–1830), Фюсли внёс значительный вклад в английскую живопись. Однако после смерти его творчество было надолго забыто. Интерес к нему возродился лишь в начале XX века благодаря экспрессионистам и сюрреалистам, ценившим его субъективизм, сложную символику и смелость композиций. В лучших работах Фюсли достигал той же силы воображения, что и его друг Уильям Блейк (1757–1827).
Ранние годы и образование
Иоганн Генрих Фюсли родился в Цюрихе в семье художника-портретиста Иоганна Каспара Фюсли (1706–1782). Получив богословское образование под руководством влиятельных литературных критиков И. Я. Бодмера и И. Я. Брейтингера, в 1761 году он был рукоположён в сан цвинглианского пастора. Именно Бодмер привил ему любовь к творчеству Шекспира и Мильтона и поддержал его интерес к живописи.
В 1764 году Фюсли переехал в Лондон. Там он опубликовал свой английский перевод трактата Иоганна Иоахима Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре» (1765). Укрепившись в решении стать художником, он получил одобрение Джошуа Рейнольдса и в 1769 году отправился для обучения в Италию.
Итальянский период
Годы, проведённые в Риме (1770–1778), оказали на Фюсли огромное влияние. Он оказался в центре кружка европейских художников-новаторов, куда входили Александр Рансимен, Юхан Тубиас Сергель и Николай Абильгор. В Риме Фюсли изучал античное искусство, но особенно его поразили работы Микеланджело. Мощные, напряжённые фигуры с фресок Сикстинской капеллы стали для него образцом эстетики «Возвышенного».
Художник также глубоко исследовал творчество маньеристов, заимствуя у них вытянутые пропорции, экспрессивные жесты и драматические ракурсы. Именно в Италии окончательно сформировался его уникальный стиль, сочетавший классические сюжеты с мистической атмосферой и психологической глубиной.
Картина «Ночной кошмар»
Вернувшись в Лондон в 1779 году, Фюсли начал выставлять свои работы в Королевской академии художеств. Представленная в 1781 году картина «Ночной кошмар» (Детройтский институт искусств) мгновенно принесла ему известность и стала знаковой работой эпохи романтизма.
Популярность полотна объясняется тем, что оно визуализировало не конкретное событие или персонажа, а неуловимое состояние — сон, переходящий в ужас. На спящей женщине сидит демоническое существо — инкуб или мара, который и вызывает кошмар. Выглядывающая из-за занавеси лошадь (англ. mare) служит визуальной каламбурной отсылкой к названию картины (nightmare). Существует версия, что работа была актом мести женщине, отвергшей художника.
Карьера в Лондоне
В 1786 году Фюсли получил заказ на создание девяти картин для «Шекспировской галереи» издателя Джона Бойделла. Позже, в 1790-х годах, он создал собственную «Мильтоновскую галерею», состоявшую из 47 полотен. Его карьера в Королевской академии была успешной: в 1788 году он стал ассоциированным членом, в 1790 — академиком, в 1799 — профессором живописи, а с 1804 года занимал пост хранителя.
Художественный стиль
Стиль Фюсли был полностью сформирован уже после его возвращения из Италии. Для него характерны резкие контрасты света и тени (кьяроскуро), театральные жесты, искажённые пропорции фигур и необычные ракурсы. Художник предпочитал литературные и мифологические сюжеты, подчёркивая в них иррациональное, пугающее и демоническое начало человеческой природы. В его работах эстетика «Возвышенного», описанная Эдмундом Бёрком, нашла одно из своих наиболее ярких визуальных воплощений.
Среди повторяющихся мотивов в творчестве Фюсли выделяются образы властных, порой жестоких женщин и покорённых ими мужчин. Особое внимание художник уделял изображению сложных, причудливых женских причёсок, которые часто несли дополнительную символическую нагрузку.
Наследие и коллекции
Работы Генри Фюсли хранятся в ведущих музеях мира. Наиболее известные полотна включают:
«Ночной кошмар» (1781) — Детройтский институт искусств.
«Леди Макбет во сне» (1784) — Лувр, Париж.
«Эдип, проклинающий своего сына Полиника» (1786) — Национальная галерея искусства, Вашингтон.
«Титания и Основа» (ок. 1790) — Галерея Тейт, Лондон.
«Титания просыпается» (1794) — Кунстхаус, Цюрих.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?