Натурализм в живописи читать ~12 мин.
Что такое натурализм? (Характеристики)
В изобразительном искусстве «натурализм» описывает реалистичный стиль, который представляет или изображает природу (включая людей) с наименьшим искажением или интерпретацией. У лучших натуралистических картин есть квази-фотографическое качество: качество, которое требует минимального количества визуальных деталей. «Современный» натурализм берет свое начало с изобилия в начале 19-го века и находился под сильным влиянием литературной моды на аутентичность – термин впервые был придуман французским писателем Эмилем Золя. Он появился сначала в английской пейзажной живописи, прежде чем распространиться во Францию, а затем в другие части Европы. Как и все сопоставимые стили, на натурализм в определенной степени влияют эстетика и культура, а также неизбежный субъективизм художника. Но это вопрос степени – в конце концов, никакая живопись не может быть полностью натуралистической: художник обязан делать крошечные искажения, чтобы создать своё ви́дение совершенно естественной картины. Тем не менее, если художник отправляется с четкой целью воспроизведения природы, то естественная картина является наиболее вероятным результатом.
В чем разница между натурализмом и реализмом?
Натурализм часто путают с «реализмом», стилем искусства, основанным на реальной жизни, который фокусируется на социальных реалиях и наблюдаемых фактах, а не на идеалах и эстетике.
Разницу между реализмом и натурализмом, например, в живописи, можно объяснить двумя тезисами. Во-первых, реализм, как правило, касается содержания, а не метода. То есть, он фокусируется на вопросе «кто» или «что» окрашивается, а не «как» это окрашивается. Как правило, художники-реалисты изображают простых людей, идущих по обычной жизни, а не великих людей, совершающих какие-то героические или благородные поступки. Напротив, натурализм – это все о том, «как» нарисован предмет, а не «кто» или «что».
Во-вторых, реализм обычно связан с продвижением социальной или политической осведомленности. Его изображения часто отстаивают определенный набор социальной или политической политики, как в случае таких движений, как американская сценическая живопись (ок. 1925-45), ашканская школа (ок. 1900-1915), прецизионизм (расцвет 1920-х годов) и соцреализм (1930-е годы). Конечно, художники-реалисты часто рисуют натуралистически, но натурализм не является их главной заботой и редко является предметом их работ.
ПРИМЕЧАНИЕ: Чтобы увидеть, как так называемый «натурализм» Моне парадоксально привел к абстракции, см.: Реализм к импрессионизму (1830-1900).
В чем разница между натурализмом и атмосферой?
Другое важное различие – это различие между натурализмом и атмосферностью. Пейзажная живопись может быть чрезвычайно атмосферной, не будучи натуралистичной. Обычно это происходит потому, что художник сосредоточился на передаче настроения, а не на визуальных деталях. Хорошие примеры: Ноктюрн в синем и серебристом – Chelsea (1871, Tate Collection, London) от Вистлера и Впечатление, восход (1873, Musee Marmottan, Paris) Клода Моне. Ни одна из этих картин не обладает достаточной детализацией, чтобы быть натуралистичной. Сравните с картинами: Мастерская художника (1870, Музей Орсе) Фредерика Базиля ; Макс Шмидт в одном черепе (1871, Музей Метрополитен) Томаса Икинса ; Урок музыки (1877, Художественная галерея Гилдхолл, Лондон) Фредерика Лейтона ; Тепидариум (1881, Художественная галерея Левер, Великобритания) Лоуренса Альма-Тадемы ; Больная девочка (1881, Национальная галерея, Осло) Кристиана Крога: все это отличные примеры натурализма, совершенно лишенные какой-либо атмосферы.
Описание французского импрессионизма см. В разделе «Характеристика живописи импрессионистов 1870–1910 годов».
В чем разница между натурализмом и идеализмом?
В живописи идеализм является концепцией, наиболее применимой к фигурной живописи и относится к традиции создания «идеальной» фигуры – с привлекательным лицом, идеальными волосами, хорошей формой тела и без каких-либо внешних дефектов. Редко, если вообще рисовать или писать с натуры, этот тип идеализированного изображения подошёл бы для алтарей и других форм крупномасштабного религиозного искусства, на которые приходилось большинство комиссий, получаемыми мастерскими и студиями в старой Европе. По сути, это «искусственный» стиль живописи, он не имел сходства с натурализмом, скажем, у Караваджо, который обычно использовал обычных уличных людей в качестве моделей для своего особого библейского искусства. Идеализм оставался стилем, проповедуемым в главных академиях изобразительного искусства, по крайней мере до 19-го века, когда он был окончательно заменен более натуралистическим стилем, основанным на реальных моделях и пленэрной живописи на открытом воздухе.
Два типа натурализма: ландшафтный и образный
Как видно из приведенных выше примеров, не только сельские сцены на открытом воздухе служат примером натурализма: прекрасными примерами могут быть также портреты и жанровые рисунки людей.
Тем не менее, термин натурализм происходит от слова «природа», и, таким образом, самый обычный жанр для натурализма – пейзажная живопись – жанр, иллюстрируемый работой Джона Констебля, которую англо-швейцарский художник Генри Фузели считал настолько реалистичной, что всякий раз, когда он видел ее, он чувствовал, что его зовут на прогулку его пальто и зонтик.
Тем не менее, не все пейзажные картины натуралистичны, особенно там, где вторгается субъективизм художника. Так, например, призрачный религиозный художник Джон Мартин создал свои призрачные апокалиптические пейзажи, чтобы проиллюстрировать силу Бога. Романтический немецкий художник Каспар Давид Фридрих наполнил свои живописные виды символизмом и эмоциональным романтизмом. Многие из пейзажей Тернера являются не более чем экспрессионистскими экспериментами в изображении света, в то время как Сезанн рисовал десятки видов Монтань Сент-Виктуар, жертвуя естественной точностью ради своих любимых геометрических форм и изобразительного баланса. Ни один из этих художников не принадлежит к школе натурализма, потому что они меньше заботятся о представлении природы и больше заботятся о самовыражении.
Натурализм в рисунке
Начиная с классической древности история искусства видела несколько главных достижений в реалистическом рисунке и масляной живописи. Джотто, один из первых пионеров натурализма, создал набор революционных объемных фигур для фресок в часовне Скровеньи в Падуе. См. Например, Предательство Христа (Поцелуй Иуды) (1305) и Оплакивание Христа (1305). Леонардо да Винчи овладел искусством сфумато, чтобы создавать поразительно реалистичные лица в таких работах, как Мона Лиза (1506, Лувр, Париж). Микеланджело использовал свой уникальный талант как скульптор, чтобы создать массу скульптурных фигур в своих фресках Сикстинской капеллы (1508-12; и 1536-41). Караваджо ошеломил Рим своей натуралистической живописью, используя образы, смоделированные на людях, набранных прямо с улицы. Его настоящие фигуры идеально подходили для католического искусства контрреформации эпохи барокко. В золотой век жанровой живописи голландских реалистов такие художники, как Ян Вермеер (домашняя жанровая живопись, интерьер и экстерьер), Питер де Хуч (внутренние дворы), Сэмюэль ван Хугстратен (домашние интерьеры) и Эмануэль де Витте (архитектурные интерьеры церкви), вел стиль точного натурализма, который включал фигуративные, бытовые и социальные предметы. Совсем недавно, в 19 веке, русские художники создали многочисленные шедевры изобразительного натурализма практически во всех жанрах. Примеры этих работ: «Сватовство майора» (1848, Третьяковская галерея, Москва) Павла Федотова; Ремонт железной дороги (1874, Третьяков) Константина Савицкого ; «Портрет царевны Софьи Алексеевны в Новодевичьем монастыре» (1879, Третьяков) и «Ответ запорожских казаков султану Махмуду IV» (1891, Русский музей, Санкт-Петербург) Ильи Репина ; Смех («Радуйся, Царь Иудейский!») (1882, Русский музей) Ивана Крамского ; Христос и грешница (1887, Русский музей) Василия Поленова.
История и развитие натурализма (ок. 500 до н.э. – 1800)
Натуралистическая скульптура предшествует натуралистической живописи на несколько веков. С тех пор, как великим представителям греческой скульптуры удалось воспроизвести человеческое тело, они стали претендовать на достижение первой формы натурализма в искусстве. В конце концов, египетская, этрусская и большая греческая живопись соблюдали ненатуралистские условности, как и византийское искусство (фрески и мозаики)
После стагнации темных веков, первое настоящее натуралистическое возрождение произошло в начале 14-го века в результате разрыва Джотто с готическим стилем. После этого итальянское искусство эпохи Возрождения продемонстрировало значительные успехи в фигуративном натурализме, но не в пейзаже, поскольку последний еще не считался настолько важным, чтобы его можно было рассматривать как самостоятельный жанр. Наиболее важными участниками натурализма в эпоху Ренессанса и раннего барокко были Леонардо, Микеланджело, Альбрехт Дюрер и Караваджо. Смотрите также: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века.
Два очаровательных примера натурализма были созданы немецким художником Дюрером: «Молодой заяц» (1502) и «Большой кусок дерна» (1503), оба в Альбертине, Вена.
В эпоху голландского барокко (ок. 1600-80), где преобладает более светская эстетика искусства протестантской реформации, произошел всплеск реалистичных работ художников, стремящихся максимально точно воспроизвести природу – при рисовании фигур, пейзажей и в жанровых произведениях. Этот стиль голландского натурализма широко ценился новыми меценатами среднего класса по всей Голландии, а также такими художниками, как Ян Давидс де Хем (1606–83), Виллем Калф (1619–93), Альберт Кейп (1620–91), Самуэль Ван Хугстратен (1627-78), Якоб Ван Рёйсдал (1628-82) и Ян Вермеер (1632-1675). Они усердно работали, чтобы удовлетворить спрос на жанровые картины, интерьеры, натюрморты и местные пейзажи. Но этот период был недолгим: католическая контрреформация привела к дальнейшему столетию художественного идеализма (ок. 1680-1780), что привело к романтизму – современной форме идеализма.
Натурализм в современную эпоху (с 1800 г.)
В начале 19-го века, в ответ на романтизм, проявились два различных стиля: натурализм и реализм. Если романтизм заключал в себе твердую веру в чувства и эмоции и увековечивал стилизованное и идеализированное описание предмета, то реализм и натурализм больше привлекали разум и пытались изобразить вещи такими, какие они есть на самом деле. Однако, как объяснялось выше, реализм и натурализм не одно и то же.
Современная натуралистическая традиция живописи происходит от групп художников, члены которых стремились изобразить природу с наименьшим искажением или интерпретацией. Примеры таких объединений – ниже.
Норвичская школа (c.1803-33).
Эту школу возглавлял Джон Кром (1768-1821), а затем – акварелист Джон Селл Котман (1782-1842). Они были вдохновлены пейзажами Восточной Англии, Норфолка, Бродса, солончаками, а также голландскими пейзажистами 17-го века, такими как Мейндерт Хоббема (1638-1709) и Якоб ван Руисдаэль (1628-82).
Школа Гудзон-Ривер (ок. 1825-75).
Эта дружная группа романтических художников, основанная в 1850-х годах в Нью-Йорке, возглавлялась английским художником Томасом Коулом (1801–1848). Среди других успешных членов были Альберт Бирштадт (1830-1902) и живописец дикой природы Фредерик Эдвин Черч (1826-1900).
Барбизонская школа (ок. 1830-1875)
Пожалуй, самая влиятельная из всех натуралистических групп, французская школа барбизонской пейзажной живописи вдохновляла художников по всей Европе, Америке и Австралии своими спонтанными пленерными композициями. Во главе с Теодором Руссо (1812–1867 гг.), ее наиболее важными членами были Камиль Коро (1796–1875 гг.), Жан-Франсуа Милле (1814–1875 гг.) – см., Например, «Глинерс» (1857 г.), «Ангелус» (1859 г.), «Человек с мотыгой» (1862) и Чарльз Добиньи (1817-78). Барбизон предоставил более реалистичную альтернативу импрессионизму, который был принят Гаагской школой в Нидерландах, а также Максом Либерманом и другими «импрессионистами» в Германии – для более подробной информации смотрите «Искусство Германии: XIX век».
Русские передвижники (Передвижники – странствующие) (c.1863-90)
Основанная в 1863 году группой молодых художников из Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, передвижники путешествовали по России, рисуя пейзажи и жанровые картины. Среди ведущих участников были Иван Крамской (1837–1887), Николай Ге (1831–1894), Василий Перов (1834–1882), Илья Репин (1844–1930), Василий Поленов (1844–1927) и Василий Суриков (1848–1916). Лучшими художниками-пейзажистами были Федор Васильев (1850–1873), Иван Шишкин (1832–98) – его великолепная Дубовая роща (1887, Музей русского искусства, Киев) – и Исаак Левитан (1860–1900) – его Уединенный монастырь. (1890, Третьяковская галерея).
Гаагская школа (ок. 1860-1900)
Гаагская школа конца XIX века, основная сила постимпрессионистской живописи в Голландии, была главным образом вдохновлена французской школой барбизона. Ее ведущими членами были Йоханнес Босбум (1817-1891), Йохан Хендрик Вайссенбрух (1824-1903), братья Марис – Яков (1837-1899), Матфейс (1839-1917) и Виллем (1844-1910), Юзеф Исраэльс (1824-1911), Хендрик Виллем Месдаг (1831-1915) и Антон Мауве (1838-1888).
Импрессионизм (фл.1873-86)
Самым известным натуралистическим движением был, несомненно, импрессионизм, примером которого являются, в частности, пленэрная импрессионистская пейзажная живопись Клода Моне (1840-1926), Ренуара (1841-1919), Альфреда Сислея (1839-99) и Камиля Писсарро (1830-1903). Однако основным вкладом в натурализм этих художников-импрессионистов была их способность воспроизводить свет (и его временное влияние на цвет и форму) именно так, как они его наблюдали. В результате многие из их работ содержат множество не натуралистических цветов (розовый стог сена на закате; серая трава зимним вечером). Кроме того, их кисти и другие живописные техники могут иногда вторгаться слишком далеко, придавая работе атмосферное, даже экспрессионистское, качество, которое не является натуралистическим.
Школа живописи Глазго (1880-1915)
Также называемая «мальчиками Глазго», это была сплоченная группа прогрессивных художников, которые занимались изображением сельской жизни и деревенской работы. Среди ведущих членов, оба из которых были знакомы с Барбизоном, Гаагской школой, импрессионизмом и немецкой группой Ворпсведе, были: Джеймс Гатри (1859-1930) и Джон Лавери (1856-1941).
Школа Ньюлин (c.1884-1914)
Эта корнишская группа художников, специализирующаяся на пейзажной живописи, использовала сильный естественный свет Ньюлина, а ее члены работали непосредственно с натуры. Среди ведущих фигур: Уолтер Лэнгли (1852-1922), Стэнхоуп Форбс (1857-1947), Фрэнк Брэмли (1857-1915) и ирландский художник Норман Гарстин (1847-1926).
Гейдельбергская школа (c.1886-1900)
Эта австралийская группа практиковала натуралистическую пленэрную живопись в стиле, который сочетал детали барбизона с импрессионистской кистью. Среди ее наиболее успешных членов были Том Робертс (1856-1931), Артур Стритон (1867-1943), Чарльз Кондер (1868-1909) и Фред МакКаббин (1855-1917). Для получения дополнительной информации см.: Австралийский импрессионизм (1886-1900).
Ирландские Пейзажные Художники
В число известных художников, специализирующихся на пленэрной живописи в Ирландии, а также в школе Понт-Авен в Бретани или в школе Ньюлин в Корнуолле, вошли: Август Берк (1838-91), Норман Гарстин (1847-1926), Алоизий О’Келли (1853-1941), Пол Генри (1876-1958) и Джозеф Малахия Кавана (1856-1918).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?