Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века читать ~4 мин.
Аннибале Карраччи и Караваджо были двумя самыми влиятельными итальянскими художниками начала 17 века. Оба были признаны в свое время художниками, которые, выступая против маньеризма, преобладавшего во второй половине 16 века, вернули в живопись натурализм. Но сделали они это совершенно по-разному.
Классицизм Аннибале Карраччи
Аннибале Карраччи (1560-1609), находящийся под влиянием Федерико Бароччи (1526-1612) и других, создал идеалистический натурализм, основанный на классических моделях и, хотя он мог изображать повседневные сцены с поразительной правдой, его мир – идеализированный, основанный на Классических концепциях гармонии и баланса. Его последователи, в основном из Болоньи и известные как Болонская школа, также разработали спокойный стиль – классицизм, решительно противоположный ярко реалистичному, мрачному и драматическому стилю Караваджо. Кроме семьи Карраччи, то есть Людовико Карраччи (1555-1619) и Агостино Карраччи (1557-1602), ведущими фигурами Болонской школы были: Франческо Альбани (1578-1660), Доменикино. (Доменико Зампьери) (1581–1641), Джованни Ланфранко (1582–1647), Гверчино (Джованни Франческо Барбьери) (1591–1666) и Гвидо Рени (1575–1642). Все они внесли важный вклад в развитие искусства живописи в стиле барокко в Риме, Венеции и Неаполе в 17 веке. (См., Например, «Живопись в Неаполе».)
Безусловно, наиболее классицизирующим из последователей Аннибале Карраччи был Доменикино (1581–1641). Его фрески в Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме отличаются простотой и строгостью, которой не хватает более чувственным и сентиментальным произведениям других художников, таких как Гвидо Рени (1575–1642). Этим более спокойным стилем живописи очень восхищался высокоинтеллектуальный французский художник-классицист Николя Пуссен (1594-1665). См. Также работы Карло Маратта (1625-1713), который стал ведущим художником эпохи барокко в Риме после смерти Бернини. Одной из важнейших категорий искусства, развитой «классиками» 17 века, была пейзажная живопись. У Аннибале Карраччи в его «Бегстве в Египет» (1604) фигуры были полностью поглащены пейзажем, который, хотя и содержит много натуралистических деталей, представляет собой строго упорядоченное и аккуратное видение природы. Эта работа имела решающее значение для создания идеального пейзажа, типа живописи, особенно связанного с французскими художниками Пуссеном и Клодом Лорреном (1600-1682), и который стал наиболее распространенной формой пейзажной живописи, просуществовавшей до 19 века.
Натурализм Караваджо
Для сравнения: Караваджо (1571–1610), родившийся недалеко от Бергамо в Италии, при жизни был фигурой чрезвычайно противоречивой. Жестокий человек, он, тем не менее, был энергичным, продуктивным и необычайно влиятельным художником, чьему фирменному стилю, известному как Караваджизм, подражали художники по всей Европе. Вдохновленные творческим использованием светотени и более театральным тенебризмом, его многочисленные последователи известны как караваджисты, среди них, в том числе такие мастера, как Рембрандт (1606–1669) и Веласкес (1599–1660). Он был особенно влиятельным в Неаполе – см. Караваджо в Неаполе – и среди Неаполитанской школы живописи., примером которой являются Баттистелло Караччоло (1578-1635), Джузепе Рибера (1591-1652) и другие.
Большую часть своей трудовой жизни Караваджо скрывался от закона или другой власти, которую он оскорбил и в последний год своей короткой жизни его оставили умирать в глухом переулке в Неаполе, где один из его врагов догнал его. Он редко оставался на одном месте дольше нескольких месяцев – к счастью, он был быстрым и смыщленым беглым художником. Несмотря на эту зажигательную жизнь, его творчество с самого начала было оригинальным и революционным. Отвергая сытый идеализм как переупакованное искусство Карраччи эпохи Возрождения, так и маньеризм, Караваджо использовал обычных рабочих в качестве моделей для Христа, Девы и Святых. Например, в «Призвании святого Матфея» (около 1600 г.) он показывает Христа, являющегося святому в таверне, а в «Смерти Богородицы» (1606), Мэри изображена в образе уличной проститутки. Другие натуралистические сцены: Ужин в Эммаусе (1601), Распятие Святого Петра (1601), Мученичество Святого Матфея (1600). «Уличный натурализм» Караваджо идеально соответствовал призыву Рима к большему реализму в католическом контрреформационном искусстве, хотя консервативные деятели считали, что особый вид реализма Караваджо зашел слишком далеко.
Работы Аннибале Карраччи, Караваджо и других художников-реалистов XVII века можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира.
О современном взгляде на классицизм читайте: Классическое возрождение в современном искусстве, а также Неоклассические рисунки Пикассо (1906-30). А здесь хронологическое руководство по эволюции живописи: Хронология истории искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?