Жан-Поль Риопель:
канадский художник-абстрактный экспрессионист читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Жан-Поль Риопиэль: Канадский художник-абстрактный экспрессионист Биография
Канадский художник, график и скульптор Жан Поль Риопиэль был одним из ведущих художников XX века и, вероятно, самым выдающимся представителем абстрактного искусства своего поколения. Являясь ключевым членом движения Арт Информаль (европейский вариант абстрактного экспрессионизма), он изначально был связан с направлением Лирической абстракции, прежде чем его стиль стал более каллиграфическим, что напоминало живопись Пьера Солажа (род. 1919). Плодовитый художник, он преуспел в различных видах искусства, включая живопись (масло, акварель, пастель), графику (тушь, мелк, уголь), гравировку (офорт и литографию), коллаж и скульптуру. В 1962 году он представлял Канаду на Венецианской биеннале, где получил премию ЮНЕСКО. Его последней работой была огромная монументальная живопись, выполненная аэрозольной краской, под названием Ода Розе Люксембург (1992, Музей провинции Квебек).
В 1944 году Риопиэль покинул Ecole du Meuble, где он учился в Монреале, чтобы полностью посвятить себя живописи. Поначалу на него оказывали влияние традиционное репрезентативное искусство – особенно пейзажная живопись – которое он вскоре покинул под влиянием канадского художника Поля-Эмиля Бордуаса (1905–60), который направил его к необъективному искусству. В 1946 году он вместе с Ф. Ледюка участвовал в первой выставке ’Les Automatistes’, организованной Бордуасом в Монреале. (См. также Автоматизм в Искусстве.) Он посетил Париж, где выставился в 1947 году, а затем Нью-Йорк, где воссоединился с некоторыми своими коллегами на Международной сюрреалистической выставке. В 1948 году он покинул Америку и поселился в Париже. Его дружба с Ледюком продолжалась, и он также познакомился с художником-жестистом Жоржем Матьё (1921–2012). Андре Бретон (1896–1966) и его круг сюрреалистических художников также были среди его поклонников. Работы Риопиэля выставлялись вместе с работами Матьё, Вольса (Альфреда Отто Вольфганга Шульце) (1913–51) и Рауля Убака (1910–85) на выставке ’L’Imaginaire’.
Более заинтересованный в самовыражении через действие, чем через литературные дискуссии, Риопиэль полностью отошел от сюрреалистов и поселился со своей семьей в Сен-Манде. С 1948 по 1954 год он переживал очень трудный период. После отказа от репрезентативного искусства в 1946 году он заменил ранние ночные пейзажи, пересеченные тонкой сетью света, более монументальным видением природы. Поэкспериментировав с Ташизмом, жестической формой абстрактной экспрессионистской живописи, которую он считал поверхностной, он разработал другую технику примерно в 1950–1 годах, назвав ее «контролируемая капля» (egoutture dirigee), как, например, в его Композиции (1950–1). Это привело к более совершенному владению палитрой. Для живописи непосредственно из тюбика Риопиэль теперь предпочитал мастихин, который, в стиле Сезанна, превращал холст в красочное переплетение рельефных мозаик: как, например, в Шеврёз (Молодая козочка) (1954, Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж). Пейзаж прорабатывается через плоскости цвета, которые смешиваются вместе: обратите внимание, например, на его знаменитый триптих Павана (1954, Национальная галерея, Оттава); и Встреча (1956, Музей Валраф-Рихца, Кельн).
Позже, отказавшись от своей мозаичной структуры, он вновь ввел каллиграфические сети синих, лиловых и черных жил: Lunes sans l’autre (1967). В то же время его интерес к скульптуре побудил его воссоздавать в живописи более репрезентативные формы. Поверхность становится шире, краска наносится толстым слоем с использованием техники импасто и стоит комками: Dedores (1968); Кряква (1970). Частые посещения далекого севера (1970–1975) стали источником работ последних лет. Он черпал вдохновение в играх, которые эскимосы устраивали с веревкой, и в природных явлениях: Fonte (Таяние) (1973).
Арт Информаль
Другие известные представители Арт Информаль в его основных формах включают: Сержа Полякоффа (1906–69), Марию Елену Виейра да Силву (1908–92), Альфреда Маньесса (1911–93), Вольса (1913–51), Николаса де Стеяля (1914–55), Асгера Йорна (1914–73) и Карела Аппеля (1921–2006). Среди них также каллиграфический художник Марк Тоби (1890–1976) и американский ташист Сэм Фрэнсис (1923–94), а также абстрактный художник из Сент-Ивз Патрик Херон (1920–99).
Комментирование недоступно Почему?