Алонсо Берругете:
испанский скульптор-маньерист читать ~4 мин.
Испанский художник, резчик по дереву и архитектор Алонсо Гонсалес де Берругете стал величайшим скульптором эпохи Возрождения в Испании. Он был особенно связан с зарождением маньеризма, так же как его отец — художник Педро Берругете (умер в 1504 году) — был связан с началом испанского Возрождения.
Активно работая в Вальядолиде и Толедо, Алонсо Берругете предпочитал не сосредотачиваться на формальных техниках скульптуры, а вместо этого развивал высокоэкспрессивный и эмоциональный стиль. Его экспрессионистская резьба по дереву, изображающая религиозные мучения и экстаз, принесла ему репутацию лучшего испанского скульптора XVI века. Быстро разбогатев, он редко нуждался в заказах, что было роскошью, недоступной другим испанским художникам эпохи Возрождения того времени. Он был старшим современником испанского скульптора Хуана де Хуни (1506-1577), который был ещё одним пионером маньеристского стиля.
Ранние годы: обучение во Флоренции и Риме
Алонсо Берругете родился в Вальядолиде, где он изучал искусство скульптуры и живописи в мастерской своего отца. Как и его отец, Алонсо провёл время в Италии, обучаясь в Флоренции и Риме с 1504 по 1517 год. Изначально он намеревался развивать свой талант художника, но, воспользовавшись возможностью учиться скульптуре у Микеланджело, которому, как говорят, он помогал в выполнении некоторых работ, он обнаружил в себе больший талант к скульптуре.
Во время пребывания во Флоренции Берругете погрузился в ренессансную скульптуру и подружился с многими художниками и скульпторами, в том числе Андреа дель Сарто и Баччо Бандинелли (1493-1560), и завоевал заслуженную репутацию наряду с такими мастерами, как Якопо Понтормо (1494-1556) и Россо Фиорентино, завершая работы, оставленные незавершёнными другими художниками, такие как «Коронация Богородицы» Филиппино Липпи (1457-1504).
Возвращение в Испанию
Вернувшись на родину в Испанию, Берругете выполнил алебастровый рельеф для собора Валенсии, озаглавленный «Воскресение» (1517). Под сильным влиянием маньеристских методов, усвоенных им во время пребывания в Риме и Флоренции, в частности методов Микеланджело, это была первая из нескольких скульптур в итальянском стиле, которые способствовали распространению итальянских маньеристских идей начала XVI века по всей Испании. Берругете сначала покровительствовал император Карл V, который назначил его придворным художником, а затем канцелярским писцом в Вальядолиде. Последнее должность позволила ему приобрести большое состояние. Однако его карьера художника основывалась в первую очередь на успехе в скульптуре.
Для начала он открыл мастерскую в Вальядолиде, нанял нескольких учеников и, как говорят, установил цены, соответствующие его растущей репутации. Испания процветала, и Берругете, по сообщениям, был полон решимости добиться такого же уважения, как и итальянские художники. Со временем Берругете построил себе дворец в Вальядолиде, недалеко от монастыря Св. Бенито, для которого он создал одно из своих величайших алтарных произведений. Он пользовался чрезвычайно прибыльной карьерой и был возведён в дворянское сословие в 1559 году, за два года до своей смерти, когда регентша Португалии, принцесса Хуана, подарила ему деревню Вентоса с 120 жителями.
Чтобы оценить таких важных художников, работающих в трёхмерном пространстве, как испанский скульптор Алонсо Берругете, см.: Как ценить скульптуру. Более поздние работы см.: Как ценить современную скульптуру.
Скульптуры Алонсо Берругете
Берругете сначала работал в регионе Вальядолид, а затем в Толедо. Среди его наиболее известных произведений христианского искусства можно назвать: почти полностью сохранившийся алтарь для монастыря Ла-Мехорада в Ольмедо (1526, сейчас находится в Вальядолиде); алтарь Св. (1527-1532), ныне в музее Вальядолида; алтарь Ирландского колледжа в Саламанке (1529-32); хоры в соборе Толедо (1539-43); мраморный надгробный памятник кардиналу-архиепископу Хуану де Тавера в больнице Святого Иоанна Крестителя в Толедо (1557-1561). Другие работы, приписываемые ему, находятся в Мадриде (дворец Эль-Пардо), Ареццо, галерее Уффици во Флоренции, галерее Боргезе в Риме, Мюнхене и Будапеште.
Алтарные композиции
Мощные алтарные композиции Берругете в стиле квинквеченто обычно занимали всю апсиду церкви, разделяясь богато украшенной архитектурной рамой, в которой он размещал отдельные фигуры и рельефные панно. Таким образом, он создавал единое драматическое зрелище религиозного декора и, прежде всего, эмоций. Смотрите, например, эмоции Авраама и Исаака или страдания Святого Себастьяна на алтарной картине в церкви Сан-Бенито. Экспрессионизм скульптуры Беррегуэте, характеризующийся корчащимися, вопящими, экстатическими фигурами, измученными драпировками и яркими цветами, отражал религиозный эмоционализм эпохи, и неудивительно, что его преемником в Толедо, примерно с 1577 года, стал столь же эмоциональный художник Эль Греко (1541-1614).
Беррегуэте работал в основном с деревом (окрашенным и неокрашенным), а также с мрамором, алебастром и камнем. Считается, что он вырезал и раскрасил все фигуративные скульптуры из полихромного дерева, но при создании таких произведений, как алебастровая «Преображение» в Толедском соборе (1543-1548), а также своей последней работы, памятника кардиналу Хуану де Тавера, он полагался на своих помощников.
Наследие
Гениальность Берругете заключалась в создании уникального испанского стиля маньеристской скульптуры, выражающего неконтролируемую страсть и духовный экстаз, который зажигает душу зрителя.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?