Религиозное искусство читать ~25 мин.
Что такое религиозное искусство? Есть много способов определения значения этого термина. Мы можем сказать, что это:
❶ Любое произведение искусства, которое имеет христианскую или библейскую тему (христианское искусство); или же
❷ Любое произведение искусства, которое иллюстрирует поклонение любому богу или божеству; или же
❸ Любое произведение искусства с темой ислама, буддизма, индуизма, сикха, чучхе, иудаизма, бахаи или джайнизма, или любое искусство, изображающее темы синтоизма, каодай или традиционных китайских религий.
Однако при дальнейшем анализе эти определения относятся к религиозному «содержанию», а не к религиозному «качеству». Например, картина сцены распятия, которая привлекает внимание к какому-то принципиально странному или кощунственному физическому атрибуту умирающего Христа, вряд ли заслуживает описания как предмета религиозного искусства. Кроме того, в некоторых религиях (восточные православные, ислам) существуют определённые правила (каноны), ограничивающие разрешённый тип искусства: скульптура Мухаммеда будет рассматриваться как богохульство, а не как предмет религиозного искусства. Таким образом, для того, чтобы считаться «религиозной», у живописи, скульптуры или архитектуры должен быть какой-то узнаваемый моральный рассказ, который наделяет произведение необходимым священным «качеством». Как и в случае оценки всего искусства, определение наличия или отсутствия этого морального атрибута является по существу субъективным упражнением, хотя в большинстве случаев ответ, вероятно, будет довольно простым.
Поэтому предлагаемое нами определение религиозного искусства выглядит так:
Религиозное искусство – это любое произведение, тема которого поддерживает моральное послание религии, которую оно намеревается проиллюстрировать. В этом контексте религия означает любой набор человеческих верований, относящихся к тому, что они считают священным, святым, духовным или божественным, независимо от того, вовлечены ли в него божества или нет.
Распространённые виды религиозного искусства
Со времён античности, наиболее распространённым видом религиозного искусства была живопись и переносная скульптура. Тем не менее, формой религиозного искусства с наибольшим визуальным воздействием, несомненно, является архитектура. От египетских пирамид до каменного круга Стоунхенджа, от собора Святой Софии в Стамбуле до Великой мечети Омейядов в Дамаске, от Купола Скалы в Иерусалиме до французских готических соборов, от базилики Святого Петра в Риме до Тадж-Махала, религиозные власти постоянно обращались к архитектуре, чтобы влиять на свои общины и заставить их трепетать. Художественные оформления интерьера и экстерьера для этих христианских, исламских и буддийских церквей и храмов, как правило, включают в себя широкий спектр декоративных искусств, в том числе: каллиграфию, керамику, поделки, иконы, иллюстрированные рукописи, изделия из металла, мозаику, витражи, гобелены и резьбу по дереву.
Для получения дополнительной информации о функции и дизайне пирамидальных гробниц в Древнем Египте см.: Египетская архитектура (c.3000 года).
Цель и стоимость религиозного искусства
Религиозное искусство прямо или косвенно состоит в том, чтобы убеждать новообращённых. Архитектура, следовательно, является основной формой, поскольку собор может вдохновлять, обучать и размещать верующих. Публичные скульптуры также могут вдохновлять, в то время как внутренние мозаики и витражи могут иллюстрировать божественные истории – что было немаловажно в эпоху, когда неграмотность была нормой. Излагая послание упорядоченной Вселенной под Богом, христианское искусство также способствовало созданию и сохранению общественного порядка. Но всегда дорого обходилось. В своих попытках возродить величие, красоту и престиж Рима с помощью лучших архитектурных решений, скульптур и фресок, папа Юлий II (1503-1513) и папа Лев X (1513-1521) едва не обанкротили церковь. Фактически, перерасход Папских бюджетов на искусство был важной причиной Реформации, так как это привело к повышению налогов на простых людей и росту коррупции среди служителей Церкви. Тем не менее, в течение по крайней мере девяти веков между 800 и 1700 годами Римская церковь была безусловно крупнейшим меценатом.
История западного религиозного искусства
Раннее доисторическое религиозное искусство
Никто не знает наверняка, когда человек впервые начал создавать конкретно религиозное искусство. Мы знаем, что различные типы религиозных образов начали появляться в эпоху неолитического искусства: примеры включают в себя терракотовую статуэтку «Богородица на троне» (6000 лет до н.э.), найденную в Катал Хуюк, в Анатолии, Турция и териантропическую фигуру из песчаника, известную как Бог рыб Лепенского Вира (датируется 5000 лет до н.э.), найденную в поселении на Дунае в Сербии.
Религиозное искусство древности (ок. 3500 г. до н.э. – 400 г. н.э.)
Египет был домом для значительного количества предметов и объектов религиозного искусства. Роль египетских художников состояла в том, чтобы превозносить своего фараона – светского короля, которому поклонялись как божественному правителю, предположительно, воплощению бога Гора. Основным направлением египетского искусства была пирамида – гробница фараона и его семьи – которая обычно была наполнена изображениями, скульптурами и множеством других ценных артефактов, чтобы помочь ему выжить и процветать в загробной жизни. Храмы были также строились для живых фараонов, как и для богов Древней Греции и Рима, в период 600 г. до н.э. – 400 г. н.э. религиозное греческое искусство лучше всего иллюстрируется Парфеноном (посвящённым богине Афине) и другими храмами на Акрополе в Афинах. До 400 г. н.э. сохранившиеся сакральные произведения искусства являются почти исключительно архитектурными или скульптурными. Практически вся живопись того периода исчезла. То же самое было в Северной Европе, где с конца четвёртого тысячелетия до н.э. начали появляться церемониальные, возможно, религиозные структуры, такие как могила Ньюгрейндж в Ирландии и Стоунхендж в Англии.
Христианское искусство
Христианское искусство (в основном библейское искусство) появилось примерно через 150 лет после смерти Христа. Первоначально раннехристианское искусство – включая раннехристианскую скульптуру – было на самом деле типом христианского римского искусства, сочетающего римские образы с классическими греческими мотивами: образ Христа в Величестве происходит как от римских имперских портретов, так и от изображений греческого бога Зевса. В последующие века христианская иконография постепенно стандартизировалась и гармонизировалась с библейскими текстами. Рассказ о самой древней в мире освещённой (проиллюстрированной) христианской рукописи: Евангелие Гарима (390-660) из Эфиопского монастыря Абба Гарима.
Краткий путеводитель по еврейскому искусству в статье о Еврейском художественном музее Иерусалима, в котором хранится самая обширная в мире коллекция предметов ашкеназского, сефардского и восточного искусства и ремесел.
Византийское религиозное искусство (ок. 400-1000)
Византийское искусство в Константинополе создало ряд необычных примеров христианской архитектуры, в том числе церковь Хора, собор Святой Ирины, церковь Сергия и Вакха и удивительный своим величием собор Святой Софии (532-37). Кроме того, они построили Софийскую церковь в Софии, Болгария (527-65) и собор Святой Софии в Салониках. Мозаичное искусство было также распространено. Более подробно см.: Христианское искусство византийского периода.
Русская религиозная живопись: иконы, фрески (ок. 950-1700)
Техника иконописи распространилась по всей Восточной православной Европе, особенно в Киеве, Новгороде и Москве. Иконы стали главной чертой русской средневековой живописи. О величайших русских иконописцах, см.: Феофан Грек (ок. 1340-1410), основатель новгородской школы иконописи; его юный ученик Андрей Рублев (ок. 1360-1430), известный своим шедевром, икона Святой Троицы (1411-25); и Дионисий (ок. 1440-1502), известный своими религиозными иконами для Волоколамского монастыря. Московская школа живописи (ок. 1500-1700) представила братьев Строгановых, Прокопия Чирина, Никифора Савина и Симона Ушакова (1626-1686).
Религиозное искусство в Британии (c.600-1150)
Защищённая от романизации и варварского вторжения своей изолированной позицией, Ирландия стала важным центром раннехристианского искусства. Ирландские монастыри создали ряд выдающихся иллюстрированных рукописей (например, «Книгу Келлса»), чьи иллюстрации опирались на дизайн из кельтской культуры Ла-Тен. Кельтское искусство работы с металлом представлено на ряде ирландских церковных сосудов, таких как Чаша Арда, Часовня Мойлового Пояса, а также кресты-процессии, такие как крест Талли-Лох 8–9-го века и большой крест Конг 12-го века. Третьим типом христианского искусства, созданного этим слиянием монашеской преданности и кельтского мастерства, была скульптура Кельтского Высокого Креста, которая производилась в большом количестве по всей Ирландии в период с 750 по 1150 год.
Романо-готическое религиозное искусство (800-1400)
Король франков Карл Великий начал возрождение христианского религиозного искусства со своего двора в Ахене. искусство Каролингов включало в себя произведения архитектуры, средневековые скульптуры, фрески, иллюстрированные евангельские рукописи и многое другое. Преемники Карла Великого сохранили эти традиции в эпоху оттоновского искусства – известного своими драгоценными металлами – при поддержке возрождённой Церкви, базирующейся в Риме. Романское искусство и архитектура следовали с 11-го века до примерно 1200 года, когда это было вытеснено готической архитектурой (лучистой и пламенеющей готикой) с её воздушными арками и великолепными витражами. Готическая скульптура была более запоминающейся и выразительной.
Готический период стал свидетелем одного из величайших расцветов монументального христианского искусства, примером которого является масштабная строительная программа во Франции – см., например, Собор Нотр-Дам (Париж) и Шартрский собор, и другие строения по всей Европе. Готические соборы были построены в Лаоне, Париже (Нотр-Дам), Шартре, Суассоне, Бурже, Реймсе, Амьене, Бове, Осере и других городах. В Германии готический стиль иллюстрируется такими объектами, как Кёльнский собор, в то время как в Англии соборы появились в Линкольне, Уэллсе, Солсбери, Кентербери, Дареме и Эли, наряду с Йоркским собором и Вестминстерским аббатством. Вместе с архитекторами была нанята армия каменщиков и других ремесленников, которые изготовили массу декоративных святынь, включая статуи для колонн, мозаики и монументальные скульптуры. Позднеготическая эпоха была известна своей изысканной алтарной резьбой такими мастерами, как Вейт Стосс (c.1447-1533) и Тильман Рименшнайдер (c.1460-1531).
Религиозная живопись Северного Ренессанса (1400-1600)
Алтарное искусство было постоянной чертой нидерландского религиозного искусства в этот период, примером чему является Гентский алтарь (1425-32) Яна ван Эйка (1390-1441) и Хьюберта ван Эйка (ум. 1426), Алтарь Портинари (1475) Уго ван дер Гуса (1440-1482), Алтарь Изенхайма (1515) исполненный Матиасом Грюневальдом (1470-1528) и Снятие с креста (1435), созданное Рогиром Ван дер Вейденом (1400-1464) для церкви Нотр-Дам-дю Дехорс (сейчас находится в Музее Прадо, Мадрид). См. Также необыкновенные и неотразимые фантастические картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» и триптих «Воз сена. Ад» (1516), а также «Вавилонская башня» Питера Брейгеля Старшего.
Религиозное искусство итальянского Ренессанса (1400-1600)
Предвосхищенное фресками Джотто в Скровеньской капелле (1303-10), искусство итальянского ренессанса Кватроченто (quattrocento) финансировалось христианской церковью, а также светскими лидерами, такими как семьи Медичи и Гонзага, как и более консервативная школа живописи Сиены. Тем не менее, огромная доля живописи и скульптуры ранней эпохи Возрождения имела религиозные мотивы или темы, известные примеры включают: фрески Святой Троицы Мазаччо (1428) и капеллы Бранкаччи (1424-8), Благовещение (1450) Фра Анджелико (1395-1455) и «Тайная вечеря» (1495-8) Леонардо да Винчи (1452-1519). Роспись Высокого Возрождения включала в себя такие религиозные шедевры, как Сикстинская Мадонна (1513-14) Рафаэля (1483-1520) и удивительные фрески Бытия (1508-1512) и Страшного Суда (Сикстинская капелла) Микеланджело (1475-1564).
Самое известное произведение архитектуры эпохи Возрождения реконструированная и перестроенная базилика Святого Петра в Риме (1506-1626).
Венеция
К венецианской живописи относится множество выдающихся художников религиозных тем, в частности Тициан (1477-1576) и Тинторетто (1518-1594), а также колорист Паоло Веронезе (1528-1588) – известный своими огромными библейскими банкетными сценами, такими как как свадебный праздник в Кане (1563, Лувр) и праздник в доме Леви (1573, Венецианская академия). См.: Наследие венецианской живописи.
Ренессансным религиозным искусством в провинциях может служить пример Успения Богородицы (Пармский собор) (1526-30) Антонио Аллегри да Корреджо (1489-1534).
Картины религиозного маньериста (1530-1600)
Римско-католическая церковь имела двойственное отношение к художественному движению стилизованного маньеризма. Например, в Италии после Трентского собора стилизованные формы и искусственность живописи маньеризма рассматривались как ненужное вмешательство в литургическое послание. Пример художника-маньериста, который изменил свой стиль в соответствии с учением Церкви: Федерико Бароччи (1526-1612). Для получения дополнительной информации см.: Венецианские алтари (1500-1600). В Испании, однако, выразительность нового стиля воспринималась как идеальное средство для изображения интенсивных религиозных переживаний.
Одним из важных событий в то время, благодаря таким людям, как Антонелло да Мессина (1430-1479) и Караваджо (1573-1610), стало использование более реалистичных человеческих форм при изображении Святого Семейства и других библейских фигур. Например, Христос, увенчанный шипами (Ecce Homo) (1470) Антонелло да Мессина. Религиозная архитектура эпохи Возрождения иллюстрируется куполом Флорентийского собора, спроектированным архитектором и художником Филиппо Брунеллески (1377-1446), а также восстановлением 1100-летней церкви Святого Петра в Риме (1506-1626) Браманте Рафаэлем Сангалло, Мадерно, Микеланджело и Бернини. Этот проект простирался за пределы Высокого Возрождения в эпоху барокко.
Школа испанского Ренессанса (XVI век)
Ренессанс в Испании отстал от итальянского и других. Несмотря на это, испанское благочестие и преданность религиозным догмам Рима были абсолютными. Поэтому неудивительно, что их художники активно участвовали в распространении и иллюстрировании христианских посланий. Среди них: Алонсо Берругете (c.1486-1561) величайший из всех скульпторов эпохи Возрождения в Испании, чьи шедевры включают в себя алтарь для монастыря Ла-Мехорада в Вальядолиде (1526) и хоровые лавки в соборе Толедо (1539-43); Хуан де Жуни (1507-1577), знаменитый скульптор французского маньеризма, который специализировался на религиозных темах и драматическом выражении эмоций, примером чему служат две его группы Погребения Христа (1544, собор Вальядолида и 1571, Сеговский собор). Испанская религиозная живопись периода позднего Ренессанса иллюстрируется художником-маньеристом Эль Греко (1541-1614), основные работы которого включают Святую Троицу (1577), Совлечение одежд с Христа Эль Эсполио (1577), Погребение графа Оргаза (1586-88), Христос изгоняет торговцев из храма (1600), Открытие пятой печати Апокалипсиса (1608); Поклонение пастухов (1612-14), Раскаявшийся Петр (1600) и Христос, несущий крест (1600).
Религиозное искусство барокко (1600-1700)
После Реформации Мартина Лютера (ок. 1517) и появления новых форм протестантского искусства реформации, Ватикан начал активную кампанию католического искусства контрреформации, призванную отвоевать внимание своенравных общин в Европе. Живопись, а также такие живописные техники, как караваджизм, были ключевым элементом этой религиозной пропагандистской кампании. Церковь хотела передать своё послание непосредственно верующим и потребовала от своих художников бескомпромиссной ясности. Чтобы соответствовать этому, картины должны были быть, прежде всего, реалистичными, а марка несложного реализма Караваджо была выразительной чертой кампании контрреформации. Отбросив интеллектуальные и стилистические претензии позднего маньеризма – стиля, который стал ценимым только образованным меньшинством, реализм придал живописи тот облик, который сделал римский храм особенно вдохновляющим. Примеры религиозного реализма: Призвание святого Матфея (1600 г.), Мученичество святого Матфея (1600 г.), Ужин в Эммаусе (1601 г.), Распятие святого Петра (1601 г.), Обращение апостола Павла на пути в Дамаск. (1601), Смерть Девы (1601-6) и Положение во гроб (1601-3).
Другим видом искусства, которому католическая контрреформация отдавала предпочтение, была фресковая живопись, основанная на квадратуре, призванная вдохновлять общины иллюзионистскими приёмами. См. Например: Апофеоз Святого Игнатия (1694) Андреа Поццо.
В Испании набожный Франсиско де Сурбаран (1598-1664), находящийся под сильным влиянием испанского квиетизма, создал священные картины для многочисленных монастырей и религиозных орденов (картезианцев, капуцинов, доминиканцев, иеронимитов и др.), а также соборов и других церковных объектов. Среди его значимых работ – Христос на кресте (1627), Апофеоз святого Фомы Аквинского (1631) и Поклонение пастухов (1638). Великий Диего Веласкес (1599–1660), будучи известным как виртуозный портретист, также создал ряд священных картин, таких как Непорочное зачатие (1618), Плащ Иосифа (1630) и Распятый Христос (1632). Религиозная скульптура испанского барокко широко представлена в Севилье художником Хуаном Мартинесом Монтанесом (1568-1649), которого за свои навыки резьбы окрестили Богом дерева. Он создавал в основном деревянные распятия и статуи религиозных деятелей. Его самые известные работы Милосердие Христа (1603, Севильский кафедральный собор) и Алтарь Сантипонсе (1613). Ещё один яркий представитель испанского барокко взрывной Алонсо Кано (1601-1667), известный как «испанский Микеланджело», шедевром которого является Непорочное зачатие (1655, собор Гранады).
Во Фландрии величайшим представителем религиозной фламандской живописи 17-го века был Рубенс (1577-1640), бесспорный лидер фламандской школы барокко, следовавший по стопам ранних религиозных художников, таких как Роберт Кампин, Уго ван дер Гус и Ганс Мемлинг.
В Италии, где базируется Римско-католическая церковь, такие художники, как Никола Пуссен (1594–1665) и Клод Лоррен (1600–1682), получили многочисленные религиозные поручения. Величайшими мастерами итальянской религиозной скульптуры были несравненный Бернини (1598-1680) – см. его Восторг святой Терезы (1645–52), созданный для часовни Корнаро церкви Санта-Мария-делла-Виттория в Риме и его великий соперник, Алессандро Альгарди (1598-1654). Оба также имели многочисленные папские заказы. Стиль католического барокко породил эмоциональный стиль архитектуры, в полной мере использовавший мелодраматический потенциал городского ландшафта. Это иллюстрируется прежде всего площадью Святого Петра (1656-67) и её подходами перед базиликой Святого Петра в Риме.
У протестантства было своё религиозное искусство. В голландской живописи 17-го века представлены некоторые выдающиеся ветхозаветные работы Рембрандта. Кроме того, голландские реалисты, такие как Хармен ван Стенвик (1612–1656), Ян Давидс де Хем (1606–1683), Питер Клас (1597–1660), Виллем Калф (1622–1693) и Виллем Клас Хеда (1594–1681) представили жанр под названием Ванитас (основанный на Екклесиасте 12:8 «Пустая тщета, – сказал Проповедник, – все пустое», другой перевод: «Всё бессмысленно. Учитель говорит, что всё это – потеря времени!»), основной темой которого была эфемерность жизни и абсурдность человеческих сует. См. также росписи церковных интерьеров Эммануила де Витте (1615-1692) и Питера Санредама (1597-1665).
Примерно с 1650 по 1750 год характер европейского арт-рынка начал меняться. Вплоть до 1650 года большая часть искусства была публичным, нацеленным на массы – в основном в форме архитектуры и скульптуры, и в основном религиозной. К 1750 году этот вид публичного искусства был заменён переносным станковым искусством – в основном картинами для коммерческих покупателей. Эпоха масштабных расходов церковных властей закончилась.
Упадок религиозного искусства (1700 г.)
18 век был эпохой абсолютных монархов, чьё деспотическое правление основывалось на так называемом «Божественном праве королей», назначенном Богом. Однако эти монархи, такие как Людовик XIV, Людовик XV, русские Романовы и австрийские Габсбурги, были слишком озабочены возвышением своего светского статуса и поддержкой своих скрипящих империй, чтобы вкладывать деньги в религиозную живопись, скульптуру или архитектуру. Кроме того, за исключением Иберийского полуострова, где испанское благочестие никогда не ослабевало, власть Римско-католической церкви была сильно ослаблена разрушением её монастырей в течение предыдущих двух столетий. Эта комбинация светской и церковной слабости означала, что – за странными исключениями, такими как католические комиссии, присуждённые Джамбаттисте Тьеполо (1696-1770) в Баварии и Венеции, – в 18 веке значительно сократилось количество денег, выделяемых на религиозное изобразительное искусство. Кроме того, в этот период наблюдался огромный рост спроса со стороны торговцев и землевладельцев на портретные и топографические ландшафты. Таким образом, период закончился Французской революцией, которая ознаменовала изменение настроений в Европе. Отныне искусство будет прославлять людей, а не божественных персонажей.
XIX век произвёл ещё меньше религиозного искусства. Хотя промышленная революция создала значительные излишки богатства как для народа в целом, так и для отдельных его представителей, они не были инвестированы в христианское искусство. Вместо этого бюджеты пошли на развитие социальных и общественных услуг. Единственные регулярные комиссии, предлагаемые церковными властями, были для отдельно стоящей скульптуры, чтобы почтить память умерших епископов и других священнослужителей. И в то время как несколько художников продолжали рисовать библейские сцены, спрос на религиозные композиции упал – тенденция, которая продолжилась и в 20-м веке. Но посмотрите на «Погребение в Орнане» (1850) художника-реалиста Гюстава Курбе и странные символические работы бельгийского художника Джеймса Энсора (1860–1949), в частности «Вход Христа в Брюссель».
Религиозное искусство 20-го века
Особенностью современного христианского искусства в США является храмовая архитектура Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов). Ее развитие – от простого церковного дизайна храма в Киртланде (построенного в 1830-х годах) до замысловатых готических стилей в ранних храмах в штате Юта и до современных произведённых в массовом порядке современных храмов – ведёт хронику эволюции самой современной религиозной архитектуры. Самые последние постмодернистские церкви включают Храм Сообщества Христа в Индепенденсе, штат Миссури, Храм Единства, Унитарный Универсалист в Чикаго, разработанный Фрэнком Ллойдом Райтом (1867-1959), Собор Святой Марии Успенской, разработанный Пьетро Беллуши (Сан-Франциско) и католический собор Богоматери Ангелов (Лос-Анджелес), разработанный Хосе Рафаэлем Монео. К сожалению, 20-й век также стал свидетелем огромного разрушения: многие красивые церкви и другие религиозные произведения искусства были разрушены коммунистическими режимами Восточной Европы. Что касается священной живописи, то художники 20-го века, за некоторыми исключениями, игнорировали её, предпочитая обслуживать более светский модернизм и коллекционеров современного искусства. Исключительные современные религиозные картины включают в себя: Христос на кресте (1936) Жоржа Руо (1871-1958); Ecce Homo (1925) Ловиса Коринфа (1958-1925); Христос в Эммаусе (1963), Патрик Колфилд (1936-2005); Распятие 3.85 (1985) Антонио Саура (1930-1998) и странная абстрактная работа Святой Иоанн (1988) Герхарда Рихтера (р.1932). Между тем, примером постмодернистской религиозной скульптуру, безусловно, является Дева Мария (2005) Дэмиена Хёрста (р. 1965), которая стоит на площади Lever House в Нью-Йорке.
Темы христианского искусства
Папы, религиозные и светские власти поручили художникам и скульпторам проиллюстрировать очень широкий спектр сцен из Библии. Выбор сцен может быть определён религиозной политикой, а также типом искусства и носителем. Например, одна из самых известных тем религиозной скульптуры – это Давид и Голиаф: смотрите трёх Давидов, созданных Донателло (1386-1466), Андреа дель Верроккьо (1435-1488) и Микеланджело (1475-1564). Леонардо раскрыл сложную тему Непорочного Зачатия в своей прекрасной Мадонне в скалах (1484-6, Лувр, Париж). Иногда художники специализировались на определённых библейских темах, например, художница в стиле барокко Артемизия Джентилески (1593–1656) несколько раз писала Джудит с головой Олоферна.
Нехристианское религиозное искусство
В этом кратком обзоре такие фразы, как индуистское искусство, буддийское искусство и исламское искусство, являются не более чем зонтичными терминами для художественных и декоративных ремёсел, созданных на территориях, занятых соответствующей культурой. Архитектура и скульптура (часто в сочетании) являются двумя наиболее визуально захватывающими видами искусства. См., например, Храм Кандария Махадева 11-го века (1017-29) в Индии, Храм Ангкор-Ват кхмеров 12-го века (1115-1145) в Камбодже и знаменитый Тадж-Махал 17-го века (1632-54) – все это выдающиеся примеры нехристианской религиозной архитектуры. Другие формы искусства включают рельефную скульптуру, роспись тела, литье из бронзы, каллиграфию, ковроткачество, керамику, декорирование костюмов, драпировку, рисунок, вышивку, роспись лица, фризы, изготовление мебели, резьбу по драгоценным камням, ювелирное дело, иллюстрирование рукописей, резьбу по слоновой кости, изготовление ювелирных изделий, переплёт, посудe, металлообработкe, мозаикe, живопись, гобеленs, текстильный дизайн, резьбу по дереву и другие.
Искусство, показывающее поклонение предкам
Этот тип охватывает множество различных практик и верований в отношении духов умерших родственников. Общества, искусство и культура которых были тесно связаны с празднованием религиозного культа предков, включают в себя несколько представителей древней цивилизации Средиземноморья – см., например, Эгейское искусство (2600-1100 гг. до н.э.), а также азиатское искусство из Японии, Китая, Кореи, Юго-Восточной Азии и Индийского субконтинента. Поклонение предкам было особенно распространено в древнем Китае. Для подробного ознакомления с китайскими культурами см. следующие статьи:
китайское искусство неолита (7500-2000 гг. до н.э.)
Культура династии Ся (2100-1600 до н.э.)
Искусство династии Шан (1600-1050 до н.э.)
Искусство династии Чжоу (1050-221 гг. до н.э.)
Искусство династии Цинь (221-206 гг. до н.э.)
Искусство династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
Индуистское искусство
Индуизм, датируемый 2-м тысячелетием до нашей эры, является основной религией в Индии, насчитывает около 850 миллионов последователей и около 64 видов традиционного искусства. Например, индуистская живопись иллюстрируется ранними и средневековыми работами Аджанты, Багха, Эллоры и Ситтанавасала, в то время как индуистская скульптура отличается не ощущением пластической полноты, а скорее линейным характером с акцентом на контуре, как у Шивы. Индуистская архитектура включает в себя такие храмы, как Акшардхам в Дели, Храм Хойсалесвара в Халебиду, Храм Ченнакешава в Белуре, Храм Кешавы в Соманатхапуре, Храм Брихадисвара, Танджавур и Храм Шри Ранганатхасвами в Срирангаме.
Краткий обзор индийского искусства:
Индия: живопись и скульптура.
Более детальные статьи:
Классическая индийская живопись (до 1150 г. н.э.)
Постклассическая индийская живопись (XIV-XVI века)
Могольская живопись (16-19 века)
Живопись Раджпут (16-19 века)
Индийская скульптура (3300 до н.э. – 1850)
Буддийское искусство
Буддизм, основанный Сиддхартхой Гаутамой около 600 г. до н.э., насчитывает около 380 миллионов приверженцев, распространённых по всей Индии, Центральной и Южной Азии и Японии. Буддийская архитектура в основном посвящена храмам, монастырям и святыням, включая ступы, дагобы и пагоды по всей Азии. Но буддийская иконография, используемая в таких видах искусства, как скульптура, варьируется в зависимости от региона: в Юго-Восточной Азии (Мьянма, Камбоджа, Таиланд, Индонезия) традиции тхеравады поощряют образы Будды в качестве посредников или склонников; в Центральной Азии (Китай, Корея, Япония, Тибет, Бутан, Вьетнам, Афганистан) традиции махаяны привели к более широкому спектру представлений, включая разных будд, святых, бодхисаттв и других божеств. Для получения дополнительной информации см. Китайская буддийская скульптура (c.100 – настоящее время). Буддийское трёхмерное искусство хорошо иллюстрируется скульптурами из песчаника в Матхуре, Индия. (Подробнее см.: Японское искусство и Китайское искусство.)
Примечание: китайское буддийское искусство – особенно живопись, скульптура и дизайн зданий – распространилось во времена династии Восточного Цзинь (317-420), Южной и Северной династий (420-581), империи Суй (589-618), большей части династии Тан (618-906) и эры Сун (906-1279). Для получения дополнительной информации см. следующие ресурсы:
Искусство периода шести династий (220-589)
Искусство династии Суй (589-618)
Искусство династии Тан (618-906)
Искусство династии Сун (906-1279)
Искусство династии Юань (1271-1368)
В Корее, куда буддизм прибыл из Китая около 370 г. н.э., буддийская культура дольше оставалась сильной: подробности см. в статье о корейском искусстве (около 3000 лет до н.э.). В Индии отношения между буддизмом, индуизмом и исламом были чрезвычайно сложными. На индуистское искусство оказало влияние молодое буддийское искусство, пока буддизм не исчез примерно в 950 году до н.э. отчасти в результате растущего влияния ислама (и исламского искусства) параллельно с индуизмом. Из-за этого влияния индуистские архитекторы адаптировали свои проекты, чтобы приспособить традиции новой религии, как показано в дизайне и строительстве Тадж-Махала и Гол-Гумбаз. Но обратите внимание также на недавнее столкновение религиозных идеологий, которое произошло в Афганистане, когда мусульмане-талибы разрушили монументальные каменные скульптуры, известные как Будды Бамиана.
Для получения дополнительной информации об эволюции буддийского искусства и культуры в Восточной Азии см.: Хронология китайского искусства (ок. 18000 лет до н.э. – настоящее время).
Исламское искусство
Ислам, основанный пророком Мухаммедом примерно в 7 веке нашей эры, имеет около 1,5 миллиардов последователей во всем мире. Как и его собратья, исламское искусство представляет собой смесь многих культур. Хотя оно отражает мусульманское вероучение в отношении абсолютной власти Единого Бога (Аллаха), оно объединяет элементы греческого и раннехристианского искусства, а также великие ближневосточные культуры Египта, Византии и древней Персии вместе с восточным наследием Индии и Китая. Несмотря на это, влияние арабов, покоривших древний исламский мир, имеет первостепенное значение. Оно распространяло Коран, арабскую форму письма, куфические сценарии и насхи традиционной исламской каллиграфии, бесконечное разнообразие абстрактного орнамента и целую систему линейной абстракции (арабески), которая свойственна всем формам исламского искусства. Эта абстрактная дизайнерская работа уравновешивает исламский запрет на образное воспроизведение.
Другие известные исламские искусства и ремесла включают в себя: керамическое искусство, в частности, люстры, резьба по камню, текстильное шёлковое искусство и роспись стен. Книжная иллюстрация была иранской специальностью, примером чему является рукопись Манафи аль-Хаяван (Полезность животных) (1297) и Джами аль-таварих Рашид ад-Дин. Эмалированное стекло и металлические предметы также высоко ценились, возьмём, к примеру, изысканный металлический сосуд из серебра мамлюков, известный как «Baptistere de Saint Louis» (Сирия, 1290-1310). Исламская архитектура особенно известна благодаря религиозным структурам, таким как: Купол Скалы (Иерусалим, построенный Абд аль-Маликом, 691); Великая мечеть Дамаска (закончена в 715); дворец Альгамбра (Гранада, c. 1333-91); Большая мечеть Самарканда (начало 1400 г.); Османская мечеть султана Ахмета I («Голубая мечеть») (Стамбул, 1603-17); купольная мечеть шейха Лутфуллы (1603-18), построенная архитекторами Сефевидов в Исфахане; Архитектура Моголов включает в себя дворцовый комплекс Фатехпур-Сикри (ок. 1575 г.), построенный во времена правления Акбара, а также возвышенный Тадж-Махал (1630-53 гг.), построенный императором Шахом Джаханом в память о его любимой жене Мумтаз Махал.
Доисторическое религиозное искусство
Племенное искусство (также известное как «Примитивное аборигенное искусство»), означающее произведения искусства и ремесла, созданные коренными жителями племенных обществ Африки, южной части Тихого океана и Индонезии, Австралии, Северной и Южной Америки и Аляски как правило, гораздо более священное или ориентированное на религию, чем западное искусство. Это потому, что племенные религии были всепроникающими. Таким образом, племенные образы (картины), скульптура (резьба по камню или дереву) или трёхмерные модели (маски) воплощают жизненные силы, которые, как считается, существуют во всей живой материи. Иногда эти изображения представляли духов мёртвых, жизненную сущность родового происхождения. К сожалению, многие такие произведения искусства исчезли или были выменены белыми исследователями. Сохранились, в основном, каменная кладка (скульптура, храмы), некоторые земляные работы или различные виды наскального искусства. Несмотря на это, были сделаны некоторые необычные находки религиозного искусства, в том числе:
❶ доисторические картины в пещерах Лаас-Гааля в Харгейсе в Сомали, на которых были рисунки мужчин и женщин, поклоняющихся скоту и совершающих религиозные ритуалы;
❷ картины в Ухахламба-Дракенсберг, Южная Африка, изображающие животных и людей, которые, по мнению экспертов, представляют религиозные убеждения. Для получения более подробной информации о примитивном религиозном искусстве см.: Племенное Искусство.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?