Константин Бранкузи:
румынский скульптор читать ~6 мин.
Константин Бранкузи, один из величайших новаторов в истории скульптуры, уникальным образом сочетал в себе народного резчика и высокообразованного художника-модерниста. Он родился в 1876 году в деревне Хобица в Олтении, на юге Румынии, в бедной крестьянской семье. С 1883 года он был подмастерьем у пастуха в Карпатах, и именно тогда впервые познакомился с резьбой по дереву. Всю свою жизнь он предпочитал резьбу лепке.
“Творчество, — говорил он позже, — требует огромного терпения и, прежде всего, упорной борьбы с материалом”. В юности Бранкузи работал красильщиком, помощником в бакалейной лавке и слугой в гостинице. Однажды он заключил пари, что сможет сделать скрипку. Он справился с задачей так хорошо, что привлёк внимание промышленника, который направил его в местную школу искусств и ремёсел. Только тогда Бранкузи научился читать и писать.
В 1896 году он получил стипендию в Школе изящных искусств в Бухаресте — это был его первый серьёзный контакт с миром скульптуры. В этот период он создавал академические работы в традиционном для того времени стиле. На деньги, вырученные от продажи нескольких произведений, он в 1903 году уехал из Бухареста в Мюнхен. Однако Мюнхен ему не понравился, и Бранкузи решил отправиться в Париж пешком, так как денег у него почти не осталось. После долгого путешествия, во время которого, по его словам, ему помогали крестьяне, признавшие в нём своего, он прибыл в город Пикассо и авангарда, который стал его домом на всю оставшуюся жизнь.
Перебиваясь случайными заработками — сначала посудомойщиком, затем певчим в хоре Румынской православной церкви — он продолжил учёбу в Школе изящных искусств под руководством академического скульптора Антонина Мерси.
Посвятив себя скульптуре, он расклеил в своей мастерской бумажные полоски с надписями: “Не забывай, что ты художник”, “Не унывай”, “Не бойся, у тебя все получится!”, “Твори как бог, распоряжайся как король, работай как раб!”. Он с гордостью отклонил предложение стать учеником Огюста Родена (1840–1917), которым безмерно восхищался. “Ничто, — говорил Бранкузи, — не растёт хорошо в тени большого дерева”.
В 1906 году Бранкузи впервые после отъезда из Румынии выставил свои работы, а в 1907 году получил первый заказ — надгробный памятник для соотечественника. Годом позже последовала ещё одна такая скульптура — «Поцелуй». Это абстрактная работа изображает две обнимающиеся фигуры, высеченные из единого каменного блока. Стилистически она предвосхитила зрелые работы Бранкузи, а к самой теме он неоднократно возвращался на протяжении всей своей карьеры.
К этому времени Бранкузи завёл много друзей в артистических кругах Парижа. Среди его близких товарищей были Амедео Модильяни (1884–1920), которого он обучал резьбе, и Анри «Таможенник» Руссо (1844–1910), однажды весело сказавший ему: “Ну, старина, ты сделал древних современными”. Сложно найти более проницательное замечание о творчестве Бранкузи. Ещё одним его другом был Хаим Сутин (1893–1943). Они часто вместе посещали мюзик-холл «Бобино» и Театр Монпарнас. Бранкузи также начал выставляться на Осеннем салоне вместе с другими выходцами из Российской империи, такими как Александр Архипенко и Осип Задкин.
В 1913 году Бранкузи завоевал репутацию одного из ведущих абстрактных скульпторов в США после того, как пять его работ были включены в нью-йоркскую Арсенальную выставку. Покровительство, которое он нашёл там и в галерее «291» Альфреда Стиглица (1864–1946), где в 1914 году состоялась его первая персональная выставка в Америке, значительно улучшило его финансовое положение. Обаяние и простота характера принесли ему много друзей, хотя он мог быть скрытным и обидчивым.
Некоторые исследователи связывают его скрытность с личными переживаниями и возможной гомосексуальностью. У него не было известных продолжительных отношений с женщинами, но однажды он отправился в спонтанное путешествие на Корсику с молодым писателем Раймоном Радиге, протеже Жана Кокто. При этом Бранкузи не был затворником: он любил принимать гостей в своей мастерской и готовить для них в собственной печи. Он сохранил многие черты крестьянского характера, включая суеверный страх перед злыми силами. Художник Макс Эрнст (1891–1976), его сосед, однажды по неосторожности подарил ему резную африканскую руку. Бранкузи так испугался её, что ночью выбросил за забор и с тех пор затаил на дарителя обиду.
Чтобы научиться оценивать скульпторов-модернистов, таких как Константин Бранкузи, см.: Как ценить современную скульптуру. Более ранние работы см.: Как ценить скульптуру.
В межвоенный период Бранкузи невольно оказался в центре двух крупных художественных скандалов. В 1920 году, после долгого перерыва в участии в парижских выставках, он отправил свою скульптуру «Принцесса X» в Салон Независимых. Консервативная публика сочла работу непристойной, усмотрев в ней фаллический символ, и вызвала полицию для её удаления. Поэт Блез Сандрар и художник-кубист Фернан Леже (1881–1955) немедленно вернули скульптуру на место, но этот инцидент навсегда отвратил Бранкузи от парижской художественной сцены.
В 1922 году он позировал известному американскому фотохудожнику Эдварду Стейчену (1879–1973), который создал его знаменитый «Портрет Константина Бранкузи».
В 1926 году, прибыв в Америку на выставку своих пластических произведений в галерее Браммера, он столкнулся с новой проблемой. Таможенники отказались признать его работу «Птица в пространстве» произведением искусства и требовали уплаты пошлины как за ввоз металла. Бранкузи подал в суд и выиграл дело, хотя вердикт был вынесен только в 1928 году. Шум вокруг этого процесса обеспечил выставке огромный успех.
В этот период Бранкузи много путешествовал. Он посетил США, а в 1937 году по приглашению махараджи Индора побывал в Индии, хотя спроектированный для него храм так и не был построен. Затем он вернулся в Румынию, чтобы создать монументальный ансамбль в общественном парке города Тыргу-Жиу в родной Олтении. Этот комплекс включает в себя такие знаменитые работы, как «Бесконечная колонна», «Врата поцелуя» и «Стол молчания».
Завершённая в 1938 году работа подверглась нападкам местной профашистской прессы, но Бранкузи был доволен, что смог реализовать свои идеи в монументальном масштабе. “Простота, — говорил он, — лежит в основе сложности, и чтобы понять её значение, нужно впитать её сущность”. Ещё в 1916 году Бранкузи переехал в мастерскую на Импасс-Ронсен, а в 1928 году — в соседнее здание под номером 11, где и остался до конца жизни. Он обставил её собственноручно изготовленной мебелью в простом крестьянском стиле.
С началом Второй мировой войны скульптор всё больше замыкался в себе. Он создавал мало новых работ, в основном перерабатывая старые идеи. В 1948 году по соседству поселились два молодых румынских художника, Александр Истрати и его жена Наталья Думитреску, которые скрашивали его одиночество.
Здоровье Бранкузи начало ухудшаться, особенно после того, как в 1954 году он упал и сломал бедро. Несмотря на это, он твёрдо решил не покидать свою мастерскую. Он умер 16 марта 1957 года. Константин Бранкузи по праву считается одним из величайших скульпторов XX века и наиболее значимым художником в истории искусства Румынии.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?