Жан Тэнгли:
швейцарский скульптор, кинетический художник читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Швейцарский скульптор и пионер кинетического искусства Жан Тэнгли был чрезвычайно изобретательным человеком, исследовавшим несколько течений авангардного искусства XX века, включая конструктивизм, а также нео-дада и сюрреализм. Его главным интересом было движение и машины, которые часто сатирически высмеивали технологическую цивилизацию. Друживший с недолго прожившим концептуальным художником Ивом Кляйном (1928–1962), Тэнгли вошёл в движение французского «Нового реализма» в 1960 году. Его самые известные примеры абстрактной скульптуры включают Оммаж Нью-Йорку (1960, Музей современного искусства, Нью-Йорк) — скульптуру-саморазрушительницу, и Фонтан Стравинского (1983, площадь перед Центром Помпиду), созданный в сотрудничестве с его женой, скульптором Ники де Сен-Фалль (1930–2002). Один из самых инновационных скульпторов XX века, Тэнгли объединил искусство из хлама, кинетизм и скульптуру, из чего возникли его причудливые перформансы и непредсказуемые хэппенинги.
Ранние годы
Тэнгли родился во Фрибурге в 1925 году. Он учился в Базеле и проводил много времени, исследуя местные леса. Там он нашёл вдохновение для будущего пластического искусства — включая использование случайности и движения, различные звуки бегущей воды и недолговечность произведений искусства. В 15 лет Тэнгли стал учеником декоратора витрин. С 1941 по 1945 годы он учился в художественной школе Kunstgewerbeschule в Базеле. В этот период он увлёкся Баухаусом, особенно произведениями Курта Швиттерса и Пауля Клее. Швиттерс работал в разных медиа — живописи, скульптуре, графике, типографике и звуке — что в итоге стало называться инсталляцией. В 1944 году Тэнгли начал эксперименты с движением, создавая машиноподобные кинетические скульптуры с электромоторами, которые вращались на большой скорости. Он назвал их метамеханикой или метамеханическими.
Париж
В 1951 году Тэнгли переехал в Париж, где присоединился к International Happenings Роберта Раушенберга. В 1954 году состоялась его первая персональная выставка в Галерее Арно. Он участвовал в Парижской биеннале 1959 года и примкнул к новой арт-группе ZERO. Это движение возникло в послевоенной Германии, где идея «пригодного прошлого» казалась совершенно невозможной.
Художники хотели отмежеваться от недавней немецкой истории и объявили начальной точкой «ноль». Основателем группы был Отто Пине, а вскоре движение распространилось по Европе, объединив таких художников как Тэнгли и Кляйн, а также итальянцев Лу́чио Фонтана и Пьеро Мандзони. Движение имело много общего с американским минимализмом того времени. Одновременно Тэнгли присоединился к современной арт-группе Nouveau Réalisme («Новый реализм»), основанной в 1960 году Пьером Рестани и живописцем Ивом Кляйном. Вдохновлённый дадаизмом, Nouveau Réalisme во Франции считался предшественником поп-арта. Среди участников были Марсель Райсс, Пьер Рестани, Раймон Эн, Ники де Сен-Фалль, Жерар Дешан и художник Христо. Можно сказать, это было одно из первых движений постмодернистского искусства.
Слава
В 1961 году Тэнгли женился на художнице Ники де Сен-Фалль, с которой он сотрудничал во многих проектах, включая гигантскую скульптуру-женщину Hon (1966, Модерна Музеет, Стокгольм) и Фонтан Стравинского (1983, площадь перед Центром Помпиду). Первую известность он получил благодаря своим скульптурам-саморазрушителям (см. ниже) и монументальным работам для городской среды. Последние были сварены из металлолома и воспринимались как своеобразный оммаж уходящей эпохе XIX века и паровым машинам. В 1970 году он создал Le Cyclop — гигантскую «скульптуру, в которую можно войти», созданную совместно с Бернардом Лугинбюлем, Ларри Риверсом, Ники де Сен-Фалль и Даниэлем Шпёрри.
Заметка об оценке скульптурыЧтобы узнать, как оценивать творчество модернистских кинетических скульпторов вроде Жана Тэнгли, см.: Как оценивать современную скульптуру. Для более ранних произведений см.: Как оценивать скульптуру.
Скульптуры-саморазрушители
Тэнгли также экспериментировал с произведениями, созданными для взрыва, став пионером нового вида перформанса. Его самым известным событием стала инсталляция Оммаж Нью-Йорку (1960), которая после длительных переговоров была представлена в саду скульптуры Музея современного искусства в Нью-Йорке 17 марта 1960 года. Оммаж был огромной моторизованной конструкцией из металлолома и включал: воздушный шар, клаксоны, пятьдесят велосипедных колёс, пианино, химикаты, выделяющие едкий запах и дым в случайные моменты, и электродвигатели. Всё сооружение было окрашено в белый цвет, так как, по признанию Тэнгли куратору Петеру Зельцу, он хотел, чтобы оно выглядело настолько красиво, что зрители будут потрясены, когда оно начнёт уничтожать себя. Ему предоставили купол Бакминстера Фуллера в саду, где он работал три недели в холодную погоду Нью-Йорка.
Комментирование недоступно Почему?